специальный проект
18 июня 2024
Город будущего Эль Лисицкого
Как идеи советского архитектора нашли отражение в наше время.
Эль Лисицкий — советский архитектор, художник, скульптор и родоначальник выставочного дизайна. Человек, без которого, вероятно, сегодня мы жили бы в другой среде. Его имя неразрывно связано с историей таких авангардных течений, как супрематизм, рационализм и конструктивизм. А его идеи сильно повлияли на основателей Баухауса и многих других его современников-архитекторов. Лисицкий много рассуждал о том, как будут выглядеть города будущего, и спрогнозировал изменения, которые сегодня стали нашей реальностью. Вместе с MR Group расскажем о его новаторских идеях, взглядах и подходах, которые повлияли на искусство и архитектуру, а также посмотрим, как его бумажные идеи (не построенные из-за технической сложности, стоимости или масштабности проекты) реализовываются сегодня.
РЕКЛАМа · ООО Специализированный застройщик «СЕЛИГЕР ПАРК»
иллюстрации: Юлия Завтур
ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ЖИТПЕЛЕВА
1
2
3
4
5
Иллюстрации созданы на основе чертежей Эль Лисицкого
5 главных принципов Эль Лисицкого
1.
«Город станет единым целым, а не суммой отдельных собственных квартир, домов, лавок, трактиров и тому подобного. Он перестанет быть закованным и прикованным базаром. Он станет станцией. Мы видим, как жизнь вырабатывает свой новый тип жилья — динамический», — Эль Лисицкий.
1.1. «Горизонтальные небоскребы»
Как и многие его современники, Лисицкий занимался решением градостроительной проблемы вертикального зонирования. Его ответом стала концепция «горизонтальных небоскребов», при которой было бы возможно получить максимум полезной площади при минимальных опорах — идеальный вариант для центра города. В его предложении для Москвы (1923-1925) предполагалось на пересечениях Бульварного кольца с основными радиальными транспортными магистралями построить восемь одинаковых зданий с вытянутыми по горизонтали двух-трехэтажных корпусами, поднятыми над землей на трех вертикальных опорах, в которых размещены лифты и лестницы.
1.2. Единственный реализованный проект
Единственный реализованный проект Лисицкого — типография журнала «Огонек» в 1-м Самотечном переулке в Москве. План здания очень похож на эскиз «горизонтального небоскреба». Чтобы связать все функциональные блоки типографии, архитектор создал сложную объемно-пространственную композицию. А применение каркасных конструкций позволило использовать широкие оконные проемы и, соответственно, впустить больше света в помещения. Кроме того, при таких конструкциях стала возможна уникальная на то время динамическая композиция из квадратных и круглых окон.
1.3. Максимум полезной площади
В последние несколько лет идея «горизонтальных небоскребов» вновь стала популярной. Первый и самый масштабный горизонтальный небоскреб был построен в городе Чунцин (КНР). Объект состоит из восьми башен, соединенных на высоте 300 метров горизонтальным корпусом, в котором разместились выставочный зал, бассейн, зимний сад, рестораны и смотровая площадка со стеклянным полом.
В Москве эта концепция стала вдохновением для «Башен Лисицкого» в ЖК Seliger City от MR Group. Архитектурное решение нового жилого комплекса рядом с метро Селигерская разработано голландским архитектурным бюро MLA+. Комплекс состоит из двух 39-этажных высоток, соединенных «мостом» на уровне 25-31-го этажей. Внутри «моста» — видовые квартиры с панорамным остеклением, с возможностью организовать там собственный зимний сад. В агентстве MLA+ объясняют, что по сравнению с вертикальными небоскребами, где движение возможно только вверх или вниз, такая планировка позволяет человеку передвигаться горизонтально, что для него более свойственно. К тому же такой подход в проектировании дает максимум полезной площади при минимальной опоре.
2.
«Времени не так много, и оно должно быть использовано для упорного изучения живого опыта, строящегося в современности, а не в романтическом беге от сегодняшнего дня за утешением своей бездарности у греческих колонн, римских храмов и парижских бульваров», — Эль Лисицкий.
2.1. Концепция проунов
Эль Лисицкий был тесно связан с движением супрематистов, но сам он себя считал в первую очередь архитектором. Поэтому длительное время Лисицкий работал над выходом плоскостного супрематизма в объем и создал концепцию «проунов» — «проектов утверждения нового». Проуны — композиции из находящихся в равновесии геометрических тел, которые либо находятся на твердом основании, либо парят в космическом пространстве. Некоторым из них он дал названия, например, «город», «мост» и т.д. А часть из них впоследствии легли в основу конкретных архитектурных проектов (водная станция, горизонтальные небоскребы, жилой дом, выставочные интерьеры и др.)
2.2. Работа с формами
Проуны можно рассматривать как модели новой архитектуры. Это эксперименты в области формообразования, поиск новых пространственных представлений и композиционные «заготовки» для новых объемно-пространственных решений. Проуны принесли Лисицкому международное признание и вдохновили многих его соотечественников. Их можно назвать квинтэссенцией идей первой половины ХХ века, а их образы — отражением новой эстетики, которой свойственны уход от классических форм и украшательства и обращение к ясным и четким формам.
2.3. Материалы и конструкции
Сегодня архитекторы чаще всего строят образ зданий за счет игры разновеликих объемов и их изломов, материалов и конструкций. Достаточно взглянуть на проекты Фрэнка Гери, где динамика создается за счет взаимодействия десятка изогнутых форм. Похожий прием можно найти и сегодня, например, на фасаде «Башен Лисицкого» ЖК Seliger City, где горизонтальная консоль состоит из чередующихся ромбовидных панорамных окон. А вертикальные башни геометричны и лаконичны. Для облицовки фасада используется навесная вентилируемая система с декоративными элементами из стеклокомпозита и фибробетонные панели. Оконные, дверные блоки и витражи выполнены из профилей алюминиевых сплавов.
3.
«Красный цвет подобен во всю мощь бьющемуся пульсу. Белый — цвет гигиены и пространства. Уничтожающий объем — черный. В современном городе цвет может выполнять функцию задания направлений: все улицы одного направления заданы в один цвет (например, раскрасить верхние этажи домов или раскрасить так каждый пятый фасад, чтобы легко угадывались направления ориентира, если смотреть снизу)», — Эль Лисицкий.
3.1. Оформление выставок
Эль Лисицкий работал над принципиально новыми приемами. По его мнению, выставочные пространства должны были стать единым целым с объектами экспозиции. Например, в мае 1923 года экспозицию художественной выставки в Амстердаме художник оформил по принципу проунов, добавив в композицию трехмерные детали, а также обработав часть стен меняющей цвет краской.
В этом же году в июле на Большой берлинской выставке он использовал модели проунов, чтобы задавать направление и темп осмотра для посетителей.
А его проект «Кабинет абстракции» до сих пор считается хрестоматийным примером оформления выставок современного искусства. Это была одна из первых интерактивных экспозиций, которую зрители могли сами трансформировать.
3.2. Развитие технологий
Можно сказать, что именно Эль Лисицкий изобрел выставочный дизайн в том виде, к которому мы привыкли. Сегодня при проектировании новых музеев архитекторы учитывают тематику и зачастую подчиняют ей образ здания. Иногда в прямом смысле, как в Естественно-научном музее в Шанхае, а иногда метафорически, как в Геологическом музее на полуострове Юкатан. С развитием технологий внедряются новые интерактивные элементы — от мультимедийных экранов до трансформирующихся предметов. Сегодня создаются целые арт-пространства, построенные с их помощью, например, центр современного искусства МАРС или пространство Luminar.
3.3. Цвет, свет и направления
Эль Лисицкий в первую очередь считал себя архитектором, а принципы его комплексного подхода к решению выставок — это классические архитектурные приемы. Цветовая и световая навигация и создание систем доминант и знаков, задающих направление движения, использовались с античных времен. Как любые классические решения, они не теряют своей актуальности и находят применение во всех комплексных проектах — от интерьерных решений до планировок кварталов и целых городов. Например, при проектировании ЖК Seliger City архитекторы использовали скульптурные, световые и цветовые акценты для создания комфортной среды и режиссирования сценариев жизни квартала.
4.
«Сегодня нам известны две крайности: большой город, метрополис как центр промышленности и деревня как центр сельхозпроизводства. В новых городах становится возможной комбинация обеих тенденций. Единственное, что делает этот проект фантастическим, это установка на одновременную реализацию всего проекта сразу по заранее утвержденному плану», —Эль Лисицкий.
4.1. Слияние природы и урбанизма
В своих рассуждениях о городах будущего Эль Лисицкий часто говорил о том, что в них будут гармонично соседствовать урбанизм и природа. Он уточнял, что в будущем будут именно «сооружения», а не «дома». Ведь новый город должен преодолеть понятие индивидуального дома. В то же время он считал, что это слияние невозможно без комплексного подхода. То есть природное и рукотворное должно закладывать в проект одновременно и сразу.
4.2. Вертикальное озеленение
В наше время идея зеленой архитектуры — один из ведущих мотивов. В разных городах появляются здания с вертикальным озеленением или небольшими садиками на этажах. Как, например, в проекте «Вертикальный лес» итальянского архитектора Стефано Боэри, где на террасах каждого этажа размещены зеленые насаждения, с виду превращающие здание в настоящий лес.
4.3. Зеленые кровли
Еще один вариант внедрения природы в архитектуру города — зеленые кровли. Так, например, на крыше горизонтального объема «Башен Лисицкого» скоро появится благоустроенное общественное пространство Sky lounge с местами для отдыха, спорта и работы под открытым небом на высоте 100 метров. Каждый метр насаждений Seliger City продуман до мелочей: растения подобраны в соответствии с климатическими особенностями и сезонностью цветения и распределены по световому режиму и ветровой нагрузке. Это микс из многолетних растений вроде тысячелистника и жимолости, хвойных (туя и можжевельник) и лиственных (калина бульденеж, гортензия и др.) кустарников.
Жителям «Башен Лисицкого» доступна вся инфраструктура первых очередей и придомовая территория, равная по площади нескольким футбольным полям. Бюро Wowhaus, автор концепции благоустройства, разместило на ней спортивные и детские площадки, 2-километровые дорожки для спортивной ходьбы и даже пруд с благоустроенной набережной, галечным пляжем и шезлонгами. В четвертой очереди появится парадный бульвар и аллея с фонтаном и арт-объектами. Таким образом, зеленая кровля стала продолжением благоустройства двора.
5.
«Комната для человека, а не человек для комнаты», — Эль Лисицкий.
5.1. Функциональные квартиры
В конце 1920-х годов Эль Лисицкий занимался разработкой проектов экономичной квартиры. Он предполагал создать уникальное жилое пространство, в котором все элементы можно было бы перемещать, трансформируя квартиру в соответствии с потребностями и нуждами владельца.
Когда Эль Лисицкий работал профессором деревообделывающего и металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа, под его руководством разрабатывали современную встроенную, а также трансформирующуюся мебель, секционную мебель и отдельные элементы типовой мебели.
5.2. Трансформация пространства
Сегодня возможность трансформировать и подстраивать под себя пространство как никогда популярно. Например, недавно медиалаборатория Массачусетского технологического института (MIT Media Lab) вместе с дизайнером Ивом Беаром представили новую модульную систему Ori. Выглядит она как большой деревянный шкаф, но после нажатия кнопки или голосовой команды может трансформироваться в спальню, рабочее пространство или гостиную.
5.3. Дом для человека
В наше время идея «дом для человека» пошла еще дальше, превратившись в том числе в систему «умный дом», которая дает возможность управлять микроклиматом и освещением в квартире, оплачивать счета, заказывать различные услуги — все через мобильное приложение. Сейчас система MR Smart активно внедряется в корпусах ЖК Seliger City. Помимо этого у жильцов есть максимальный простор для самовыражения и создания подходящего себе пространства благодаря предчистовой отделке MR Base.
18 ИЮНЯ 2024
0