Blueprint
T

ФОТО: Игорь Клепнев 

«Приятнее собирать коллекцию, которая радует тебя прямо сейчас»

↑ На Алексее здесь и далее:

Свитер, Dries Van Noten, ЦУМ

Брюки, JNBY


↑ На Маргарите:

Костюм, Jil Sander, ЦУМ

Как быть, если понравиться всем невозможно, какой он, коллекционер 2024, и чего не хватает современному художнику — расспросил директора и основательницу главной в России ярмарки совриска Маргариту Пушкину куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow Алексей Масляев.

Алексей

В год столетия сюрреализма, которому будет посвящена образовательная программа Cosmoscow, предлагаю начать с неожиданного, но родственного этому арт-течению вопроса: а вы спать накануне выставки успеваете?


Да, поэтому мы с коллегами не тусуемся. Шучу. Тусуемся, но помним, что завтра рано вставать. И не будем забывать, что у нас уже сформировавшийся проект, прекрасная команда, и в момент самой ярмарки основная нагрузка приходится именно на людей, которые руководят всеми процессами на площадке. Для меня же самый волнительный период — накануне открытия. В том числе и потому, что, как ты знаешь, Cosmoscow — курированная ярмарка, заявки собираются онлайн, отбираются экспертным советом, в котором я тоже состою, но результат всегда непредсказуемый. И ты его видишь, только когда все уже смонтировано.


Кажется, есть и другой повод для беспокойства, который связан не с функционированием ярмарки, а с мнением художественного сообщества. Насколько вы чувствительны к тому, что говорят?


Конечно, Леша, чувствительна. Это самый большой челлендж. Мы каждый раз ну очень стараемся, но задача удовлетворить всех в принципе невыполнима, и за годы существования ярмарки я в этом смысле закалилась. Я помню, в первые годы я боялась галеристов. Наверное, на третьем выпуске ко мне подошла одна из галеристок и сказала: «Я знаю, что произошло в этом году, — вас признало профессиональное сообщество». То есть на это ушло время, чтобы создать себе репутацию в арт-сфере. А до этого, когда мы в 2014 году после перерыва перезапустили ярмарку и впервые проводили ее в Манеже, мне было страшно, что никто не придет. Я не решалась из офиса выглянуть, вдруг в пространстве никого нет.


Маргарита

Алексей

Маргарита

«когда мы в рамках образовательной программы рассказываем об искусстве, предлагаем гостям новый зрительский и не только опыт, мы, как говорят, взращиваем аудиторию, развиваем ее»

Алексей

Ничего себе.


Да, и в итоге выглянула, а там люди, толпы людей. При этом понятно, что даже сейчас на успех проекта, на его результаты, на твою удовлетворенность, на мою, на ощущения команды влияют очень многие факторы. И нужно на всех этапах быть в тонусе, чтобы сработать профессионально и классно. А когда приходится внезапно менять площадку — а это смена архитектуры, смена всех условий, вплоть до экономики (и как говорит моя подруга-бизнесвумен, самый большой страх предпринимателя — это страх финансовой несостоятельности) — в общем, это моя зона ответственности, поэтому всегда есть о чем побеспокоиться.


А есть ли какой-то человек или два, чье мнение для вас является определяющим, что вот все классно, все состоялось?


Наверное, нет. Мне хватает опыта, чтобы самой критически оценить результаты. Но, конечно, мне важно мнение Елены Селиной, чья галерея XL существует много лет, и она одна из самых авторитетных и опытных людей на арт-рынке. Она с самого начала работает как эксперт с нами. И она лояльный человек в том смысле, что понимает, что ярмарка — сложный проект и без проблем не бывает.


И знакомы вы были задолго до ярмарки.


Да, я пришла к ней еще в начале нулевых, когда начинала собирать собственную коллекцию искусства. И Лена мне очень щедро и объективно порекомендовала обратить внимание на художников, которые не были художниками ее галереи. И я купила Пивоварова, Мамышева-Монро, Кулика, Пепперштейна, Чуйкова, Файбисовича, Ройтер. 


Маргарита

Алексей

Маргарита

Алексей

Маргарита

На Маргарите:

Блуза, Saint Laurent, ЦУМ

Ремень и юбка, 12 Storeez

Алексей

Были ли художники, которых вам порекомендовали, а вы думали: ну нет, эту или этого в коллекцию не возьму?


Нет. Я в принципе была очень открыта, но, конечно, ориентировалась и на собственные ощущения. И я до сих пор рада, что купила «неоновые ноги» Трейси Эмин, она потом их повторяла, но мне кажется, у меня лучшие.


Как вы решили для себя проблему невозможности нравиться всем?


Смирилась. Плюс проект развивается, и наши отношения с арт-сообществом тоже развиваются. Мы в свое время начали проводить дни галериста, собирать всех вместе, например, одна из таких встреч была на крыше «Гаража». И всем было ужасно интересно, потому что у галеристов чуть ли не впервые появилась возможность друг с другом подискутировать. Все же разные. Одному не нравится, что на выставке дети. Другому, не знаю, пенсионеры. А третий говорит: что за ерунда, должны быть все. Угодить всем невозможно, но можно постараться услышать. То же самое с процессом отбора на ярмарку, пришло время, чтобы объяснить участникам, что наши условия осознанные, а не взяты с потолка.


Маргарита

Алексей

Маргарита

«задача удовлетворить всех в принципе невыполнима, и за годы существования ярмарки я в этом смысле закалилась»

На Маргарите:

Блуза, 12 Storeez

Юбка, Vetements, ЦУМ

Туфли, 12 Storeez

Очки, Tom Ford

Алексей

Я вообще воспринимаю Cosmoscow как событие, которое охватывает широкую аудиторию и для этой аудитории отвечает на вопрос, что есть современное искусство и каким оно может быть. И мне важно, что эти представления о современном искусстве не ограничены исключительно галерейным форматом, что есть еще фонд, который организует перформативные, театральные, музыкальные события, и они тоже появляются на ярмарке. А вне нее идет исследовательская работа, которая поддерживается фондом, складывается взаимодействие с институциями: их коллекции пополняются работами современных художников или оказывается другая необходимая им поддержка.


Да, и для молодых художников это возможность попасть в музейные коллекции и получить гонорар за свои работы, потому что они выкупаются. Вообще сейчас модно говорить про экосистемы. И мне нравится, что нас сейчас тоже так воспринимают. Мне все говорят: вы же институция. И это круто, потому что мы с самого начала ставили перед собой образовательные задачи. При этом я помню 2014 год, было много скепсиса, мол, да зачем нам ярмарка? И параллельно я разговаривала с иностранными коллегами, которые говорили: «Если вы не будете что-то сами строить, ничего и не будет». А ведь, по сути, каждый человек, который покупает современное искусство, автоматически поддерживает его, вкладывается в его будущее. И конечно, когда мы в рамках образовательной программы рассказываем об искусстве, предлагаем гостям новый зрительский и не только опыт, мы, как говорят, взращиваем аудиторию, развиваем ее.



Маргарита

На Алексее:

Пиджак, Daily Paper

Рубашка, JNBY

Алексей

Если говорить про воспитание аудитории, поменялся ли за эти годы портрет коллекционера?


Я в какой-то момент поняла, что волшебная сила искусства заключается в том, что оно объединяет очень разных людей. Мы примерно понимаем, как выглядят те, кто интересуется дорогими автомобилями или ювелирными украшениями. Но на ярмарке встречаются все: государственные деятели, бизнесмены, артисты, интеллектуалы, блогеры. И у них появляется осмысленный предмет для разговора. Из нового — в прошлом году было отчетливо видно, что стало больше молодых людей и родителей с детьми. И при этом, как говорили галеристы, люди стали меньше стесняться, активнее задавать вопросы. Кстати, этому очень помогают QR-коды, которые дают возможность сразу на стенде галереи получить какую-то информацию о художнике, работе, цене и потом завести разговор с галеристом. А то и купить работу онлайн. Мы впервые провели онлайн-ярмарку во время ковида отчасти как вынужденную меру, а отчасти как ответ на запрос аудитории, и не прогадали. Я где-то недавно прочитала, что 85% покупок современного искусства в мире осуществляется онлайн. А вообще, наверное, можно сказать, что почти за 15 лет выросло поколение людей, которые уже чего-то добились и для которых культура, современное искусство — это часть жизни.



Маргарита

«Сама возможность заниматься искусством воспринимается обществом как ценность и привилегия. И конечно, романтические представления о том, что художник должен быть голодным, никаким реалиям не соответствуют»

Алексей

Вы как-то сказали, что не стоит относиться к искусству как к инвестиции.


Не совсем так. Просто это подразумевает совершенно другой подход. Такой же примерно, как к покупке акций. Как минимум нужно что-то узнавать про бизнес, смотреть финансовые отчеты (в случае искусства это и реноме галереи, и CV самого художника), а то и обратиться к услугам консультантов. И при этом осознавать риски. Просто мне кажется, что гораздо большее удовольствие доставляет коллекционирование без попытки просчитать будущую выгоду. Приятнее собирать коллекцию, которая радует тебя прямо сейчас.


Про коллекционера поняли, а как вам кажется, чего не хватает современному художнику? Я тут вижу две проблемы. По-прежнему бывает так, что институции или компании, приглашая художника в проект, считают, что гонорар ему не нужен, потому что он должен быть доволен самой возможностью публичного высказывания. И я думаю, что это комплексная проблема, связанная с социальным статусом художника, и одна из наших задач — его повышение. А вторая проблема — постоянный прессинг ограничений, запретов, инструкций. Потребность исключить себя из этого репрессивного, цензурирующего поля становится все более и более насущной, актуальной и применимой как к отдельным авторам, так и к институциям в целом.


Согласна по обоим пунктам. По второму и добавить нечего. А что касается оплаты интеллектуального труда — да, считается, что художник производит искусство по умолчанию, а если оно еще и продается, то это классный бонус. Сама возможность заниматься искусством воспринимается обществом как ценность и привилегия. И конечно, романтические представления о том, что художник должен быть голодным, никаким реалиям не соответствуют. Но я думаю, что Cosmoscow эти закрепленные в общественном сознании представления все-таки понемногу расшатывает. В том числе с помощью проектов, которые предлагают критический взгляд на систему искусства. Например, проект «Кольцевая», который Таус Махачева делала для Cosmoscow в 2018 году. У Таус была идея сделать кольцевую дорогу, которая бы опоясывала одну из вершин на Кавказе. Идеально ровную и не имеющую никакого соединения с транспортной сетью. Это в том числе была метафора власти, которая строит дороги, утверждая свое господство над территорией. И одновременно Таус сделала скульптуру в виде мраморного горного пика — такое конвенциональное художественное произведение, которое способно заинтересовать потенциальных покупателей. Хитрость была в том, что купить объект было нельзя. Таус готова была его подарить — в обмен на обещание реализовать ее задумку и построить дорогу вокруг реальной горы. Это был очень интересный проект, и про художника, который делает то, что понравится коллекционерам, таким образом надеясь заработать денег на свои «утопические проекты». И про ответственность коллекционера, про то, какие обязательства он на себя берет, приобретая произведение искусства.


Тут напрашивается вопрос про роль и место современного искусства в России. И мне даже самому сложно на него ответить, потому что сегодня скорее задаешься вопросом, давно ли нас накрыла эта волна мракобесия и абсурда, но если рассуждать про роль искусства в жизни, то я по-прежнему разделяю тот взгляд на искусство, который связан с категорией воображаемого. Мне кажется, искусство остается тем пространством, где мы можем воображать, по сути, все что угодно, то, что невозможно представить в нашем контексте. И пока искусство обладает таким потенциалом, оно сохраняет влияние на общество и общественную жизнь, потому что задает некий горизонт, на который полезно время от времени бросать взгляд.


Даже не буду ничего добавлять. 

Маргарита

Алексей

Маргарита

Алексей

Маргарита

На Маргарите:

Костюм, Jil Sander, ЦУМ; Очки, Moschino

Туфли, Victoria Beckham

Алексей

А если вернуться от категории воображаемого к реальности, что вы думаете про то, что за этот год в России появилось сразу несколько ярмарок современного искусства. Что это говорит о состоянии рынка? Влияет ли на вашу работу?


Волнительный вопрос, не хочется никого задеть... Я не считаю, что у нас до такой степени рынок развился, что нам нужно больше ярмарок. Даже если посмотреть по составу участников, у нас количество галерей растет от года к году, но растет все-таки достаточно плавно. Мы получаем примерно 150 заявок в год, но из них только половина проходит экспертный отбор. Поэтому сказать, что у нас уже такое количество галерей и такое количество коллекционеров, что нужно им ярмарку за ярмаркой предоставлять, я не могу. Но людям, которые делают такие проекты, кажется по-другому.


Один из аргументов основателей новых ярмарок гласит, что в России после 2022 года осталось заперто довольно много денег, которые люди готовы тратить на искусство. Вы это ощущаете?


Экономическая ситуация очень сильно влияет на то, что происходит на арт-рынке, однозначно. Я помню, как в 2007 году все говорили, что на рынке все разлетается вмиг. Помню, один галерист мне рассказывал, как спросил у коллекционера: «Зачем ты покупаешь это барахло?», а тот ответил: «Да ладно, купил, забыл, завтра еще заработаю». Мне трудно анализировать, больше ли денег сейчас заперто в стране. Хотя галеристы действительно говорят о росте продаж и о том, как растут обороты потребления в арт-сфере. Можно говорить о том, что ушли большие крупные бренды и кто-то стал вместо сумок покупать картины. Но возможно, это связано с тем, что люди пересматривают свой взгляд на культуру, искусство. Оно становится для них еще одним фактором, обогащающим жизнь.


А возможно, это связано с тем, что многие коллекционеры, видя обстоятельства, в которых оказались художники или галереи, понимают, что им сейчас особенно нужна поддержка. И начинают больше покупать работ, просто для того, чтобы художники имели возможность продолжать свою работу.


И все это дает повод говорить о росте доверия к российскому искусству. Что, кстати, всегда было проблемой. Нашей публике все время нужно было доказывать, что актуальное российское искусство стоит того, чтобы его покупать, котируется на мировом уровне. К слову, мода на африканское или китайское искусство тоже не сама по себе возникает. Китайское правительство с 1980-х годов выделяло средства на продвижение искусства и делало так, чтобы их бизнесмены, деятели садились в советы директоров крупных арт-институций, интегрировались в международные процессы и договаривались о проведении выставок китайских художников. И тренду на африканское искусство предшествовало серьезное лобби, а не только движение Black Lives Matter. И влияние той же Бейонсе на эту моду нельзя недооценивать. Так и у нас. Мне хочется верить, что оживление на арт-рынке — это результат усилий всех его участников, что-то сдвинулось в отношении к искусству, и это заслуга и наша в том числе.


Маргарита

Алексей

Маргарита

Алексей

Маргарита

ЗАПИСАЛА АННА ФЕДИНА

КОМАНДА:

Фото: Игорь Клепнев 


Креативный директор и стилист: Игорь Андреев 


Ассистент стилиста: Александра Ефремова

Ассистент фотографа: Александр Гисыч 


MUAH: Ирен Шиншилашвили 


Продюсер: Виктория Слащук

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}