5 молодых фотографов и клипмейкеров
ТЕКСТ: Али Мураткали
3 ноября A$AP Rocky выпустил провокативный клип на свою совместную с FKA Twigs песню Fukk Sleep. Его сняла молодая фотограф Диана Кунст, для которой это стало первым опытом в режиссуре музыкальных видео. Рассказываем о ней и других новичках последних пары лет, которым поп- и инди-звезды доверили важные съемки.
Тайлер Митчелл и обложка Vogue с Бейонсе
1
23-летний Тайлер Митчелл — не просто первый за всю историю печатного Vogue афроамериканец, снявший обложку журнала. Он еще и один из самых молодых фотографов, удостоившихся такой чести: его предшественниками были 26-летний Ирвин Пенн, дебютировавший в этой роли в 1943 году, и 23-летний документалист бурных 60-х Дэвид Бейли. Впервые Митчелл взял в руки камеру в девятом классе: именно тогда он начал снимать скейтборд-ролики в родной Атланте, черпая вдохновение в ранних работах Спайка Джонса. Митчелл считает себя частью поколения, воспитанного YouTube: он самоучка, выросший на онлайн-туториалах и работе «в поле».
В 18 лет Тайлер Митчелл снял короткометражный и малобюджетный хоррор прямо в родительском доме, благодаря чему поступил в престижную арт-школу Tisch School of the Arts при Университете Нью-Йорка. Вместо стажировки у профессионалов (то есть пути, который выбирают многие студенты арт-колледжей) начинающий режиссер уже на первом курсе стал снимать видеоклипы — для основателя хип-хоп-коллектива Brockhampton и инди-рэпера Kevin Abstract. Агента у него тоже не было; несмотря на это Митчелл начал снимать для Givenchy и Marc Jacobs, а портфолио выкладывал в инстаграм. Наряду с коммерческими работами он снимал и более личные, в числе которых был фотопроект Do Do Pretty Hood in My Pink Polo — визуальное исследование современной черной маскулинности. «В этой серии я хотел показать, как общество оборачивает какие-то вещи против черных мужчин, — говорил он в интервью Vogue. — Это темная сторона, то, как нас виктимизировали. Но в этих снимках с их конфетно-ярким фоном есть и двойственность».
В 20 лет Митчелл выпустил свой первый фотоальбом — 108-страничную коллекцию снимков юных кубинских скейтеров, а три года спустя снял знаковую обложку Teen Vogue и эдиториал издания про американских школьников — активистов движения против свободной продажи оружия. Благодаря ей фотографа и клипмейкера заметил «взрослый» Vogue — и Митчеллу предложили снять портрет Бейонсе для сентябрьской обложки журнала. «Когда она села мне позировать, это было настолько комфортно, словно я снимал друга, чего я совершенно не ожидал», — рассказывал 23-летний фотограф и признался, что трижды расплакался в день, когда номер с его обложкой поступил в продажу.
Бейонсе, в свою очередь, подчеркнула, насколько важно ей было работать с Митчеллом. «Только целая мозаика разного видения со стороны людей разного этнического происхождения поможет нам избежать узости взгляда на мир», — заявила певица на страницах Vogue.
Диана Кунст и клип A$AP Rocky и FKA twigs
2
27-летняя фотограф и режиссер филиппино-испанского происхождения, Диана Кунст начинала свою карьеру, снимая для журналов i-D Spain, Hunger и Vogue España. В начале ноября 2018-го она неожиданно — и сразу громко — ворвалась в музыкальную индустрию, сняв эффектный клип Fukk Sleep для столь же эффектного дуэта A$AP Rocky и FKA Twigs.
В интервью i-D Диана объяснила, что музыканты сами на нее вышли — и предложили уже готовую идею. A$AP Rocky и FKA Twigs хотели рассказать историю героев, живущих «с широко раскрытыми глазами»: по замыслу исполнителей, если герои видео опустят веки, то немедленно переместятся в параллельный мрачный мир. В клипе можно разглядеть агрессивный парафраз клипа Hold Up Бейонсе — только стекла машин в постапокалиптическом Нью-Йорке A$AP Rocky выбивает уже не бейсбольной битой, а монтировкой. Есть и явные отсылки к классике нового Голливуда «Бонни и Клайд» — от ограбления мини-маркета в бруклинской промзоне до разноса легендарного магазина Popular Jewelry в Чайнатауне.
FKA Twigs в клипе выступает в роли осовремененного скандинавского мифологического персонажа — лесного духа Пака, который во вселенной клипа стал городским обитателем. Провокативные образы для обоих музыкантов подбирали их собственные стилисты: помимо прочего в ход пошли розовый жакет с оборками, солнцезащитные очки со стразами и головной убор с цветами из латекса Dior образца 2003 года (когда над маркой работал Джон Гальяно), латексный комплект Nasir Mazhar, украшения Christopher Kane и головной убор с бахромой из бусин Versace.
Кроме музыкантов в клипе снялся фрик-дуэт и дизайнеры Fecal Matter: они играют инопланетных владельцев ночного клуба, куда приходят главные герои, а в одной из сцен FKA Twigs появляется в их чокере.
Йонас Линдстрем и клип Кендрика Ламара
3
Как и Тайлер Митчелл, немец Йонас Линдстрем вышел из скейтерской тусовки и говорит, что его во многом сформировал популярный в ней подход «да пошли вы на хрен, будем делать как хотим». После школы он год провел ассистентом фэшн-фотографа, потом отучился в Берлинском университете искусств — и к тридцати годам собрал впечатляющее портфолио из съемок для Hermès, Calvin Klein, Kenzo, Uniqlo и adidas. В каждой из них прослеживается любимая им эстетика минимализма — которую он сам называет «экспрессивной, экспериментальной и зачастую концептуальной». Ее же он придерживается и в создании видео — будь то фэшн-фильм для Kenzo или 15-минутная видеоинсталляция Truth or Dare.
В 2017-м Линдстрем вместе с Кендриком Ламаром и его давним соратником Дэйвом Фри (вместе пара снимает видеоклипы под именем The Little Homies) снял клип Ламара Element. Клип полон прямых отсылок к работам фотожурналиста, писателя и режиссера Гордона Паркса. Фотограф-новатор, Паркс фокусировался на жизни афроамериканцев, прославился своими фоторепортажами для журнала LIFE с 1940-х по 1970-е годы и созданием киножанра blaxploitation (именно он снял культовый фильм «Шафт» 1971 года). В видео режиссеры ссылаются на его фотосерию Segregation Stories («Истории сегрегации»), фоторепортаж о черных мусульманах The White Man''s Day Is Almost Over («Время белого человека на исходе») и снимок Boy With Junebug («Мальчик и июньский жук»).
Клип проливает свет на инциденты, сделавшие рэпера тем, кто он есть. Так, в одной из сцен отец предлагает сыну ударить его кулаком в лицо, чтобы закалить его характер. Позже в нескольких сценах мы видим дерущихся взрослых мужчин, в основном в эффектном рапиде, подчеркивающем броский припев: If I gotta slap a pussy ass nigga, Ima make it look sexy.
Зия Энгер и клип Mitski
4
Зия Энгер совершенно не планировала снимать музыкальные видеоклипы. Уроженке штата Нью-Йорк в детстве не разрешали смотреть телевизор, и в итоге она выросла с презрением к клипам как к «низкому жанру» — а в колледже изучала «высокое» киноискусство. В 2015 году ее короткометражку I Remember Nothing показали на престижном фестивале авторского кино в Локарно, и тогда же журнал Filmmaker Magazine включил ее в список «25 новых лиц независимого кино». Многие из ее работ, по сути, являются медитацией на тему женственности. Выразительная жестикуляция рук и тела, которые часто присутствуют в ее видео, — нечто вроде наследия ее однополой семьи: «Одна из моих мам — мим, а другая — фолк-художница. Это то, к чему я всегда возвращаюсь», — говорит Энгер.
Подружившись с ровесниками-музыкантами, Энгер наконец взялась и за клипы. Она сотрудничала с Дженни Хвал и Мэгги Роджерс и даже гастролировала с одной из самых ярких молодых звезд инди-рока Mitski — для которой недавно сняла мрачный клип Geyser.
«Что бы я ни предложила музыканту, всегда сначала пробую это на себе. Например, в клипе Siphon для Zola Jesus она стоит под проливным дождем, и я сначала постояла под ним сама. Это было катарсично. А когда мы снимали Geyser для Mitski, я проделала все эти движения на пляже и покаталась в песке», — рассказывает кинематографистка о своем творческом методе.
Дарья Кобаяши Ритч и съемка Соланж
5
26-летняя лос-анджелесская фэшн-фотограф Дарья Кобаяши Ритч много снимает для глянца — включая обложку журнала Indie с Джаредом Лето и даже съемку для российского Vogue в октябре 2018-го. Но по-настоящему Ритч прославилась в 2017 году, когда Соланж пригласила ее к себе домой для индивидуальной фотосессии — а снимки опубликовал британский таблоид Evening Standard, проиллюстрировав ими интервью с певицей. На фотографиях Дарьи Соланж предстала с туго заплетенными белоснежными косичками, собранными в ореол вокруг головы. Соланж рассказывала Evening Standard об искусстве плетения афроамериканских косичек как об «акте красоты, удобства и традиции». Однако издание решило поставить на первую полосу отретушированную фотографию, не посоветовавшись ни с одной участницей фотосессии — и попросту стерев ореол из косичек, который Дарья и Соланж считали главной деталью съемки. Разразился скандал, а певица опубликовала неотредактированную версию снимка в инстаграме с подписью DTMH — отсылкой к своей песне Don’t Touch My Hair («Не прикасайтесь к моим волосам»).
Evening Standard пришлось извиняться: «Решение отредактировать фотографии было продиктовано нашим макетом, но, прямо говоря, мы совершили большую ошибку и приносим глубочайшие извинения Solange», — говорилось в заявлении журнала.