Как я съездил на завод
Автор:
Дарья Кузнецова
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
В запрещенных и разрешенных социальных сетях только и разговоров, что о «Ночи заводов», которая прошла в минувшие выходные и объединила 16 регионов и 18 пространств-участников, решивших в очередной раз напомнить о том, что завод — это красиво, особенно если добавить немного современного искусства. По просьбе The Blueprint o том, как это было, рассказывает директор HSE ART GALLERY, куратор Дарья Кузнецова.
2
3
4
1
инфернальная работа Пименова «Даешь тяжелую индустрию!»
серия фотографий Тима Парщикова «Магнитогорск. От Сталина до Путина»
и поездки с друзьями, которые организовал не ты
архитектура необрутализма
Тим Парщиков, из серии «Магнитогорск. От Сталина до Путина»
Чехов, «Завод энергетического машиностроения» (ЧЗЭМ-Энергомаш)
Из всех невероятных локаций, принимавших участие в «Ночи заводов», мне посчастливилось посетить чеховский «Энергомаш», куда отправился веселый московский десант (далее: «команда молодости нашей»).
Как человек, у которого трепет вызывают следующие вещи:
Наведите на цифру, чтобы увидеть изображение
Юрий Пименов, «Даешь тяжелую индустрию!», 1927
1
2
архитектура необрутализма
инфернальная работа Пименова «Даешь тяжелую индустрию!»
Тим Парщиков, из серии «Магнитогорск. От Сталина до Путина»
4
3
серия фотографий Тима Парщикова «Магнитогорск. От Сталина до Путина»
и поездки с друзьями, которые организовал не ты
Могу сказать сразу, что мероприятие удалось.
Кто бы мог подумать, что культурные пиарщики, именитые фэшн-дизайнеры, коллекционеры, блогеры и прочие самозанятые так быстро смогут превратить комфортабельное транспортное средство в гудящий школьный автобус и войти в образ буйных аутсайдеров из классических комедий про учителя на замену. А самое главное, собраться и поехать в, пожалуй, одну из самых веселых художественных экспедиций.
После преодоления некоторых трудностей в виде бескомпромиссного запрета на распитие тихих и игристых прямо в салоне мы отправились в путь. По приезде нас уже ждала команда Уральской биеннале, которая и отвечала за фестиваль, огромное по-эстетски обшарпанное здание, внутри которого в формате наитотальнейшей инсталляции разместился картинг, и патриотичный фуршет с Дербентским. Выслушав официальную часть, я узнала, что «Энергомаш» — не новички в моей любимой игре «кто не интегрировал совриск в бизнес — отсядьте».
Александр Лебедев, один из главных акционеров предприятия и общественный деятель, еще в прошлой жизни планировал поддерживать искусство в планетарных масштабах, много собирал, в том числе братьев Чепмен, и Херста, и Кунса, в 2018-м хотел создать сеть арт-парков по всему миру по образу и подобию реализованного им проекта La Collection Air в Люцерне. Там расположились работы российских художников: Полисского, Каварги, Желудь, Жукова и других. В 2019-м в декорациях его завода прошел спектакль «Мистерия высокого давления» Юрия Квятковского, куда в качестве участников были вовлечены в том числе работники производства, а материалом для либретто по заветам советского авангарда служили инструкции к станкам. Вообще, дело, когда-то начатое фестивалем в Выксе, живет и в Чехове — на огромной территории завода, которая сейчас реконструируется, будет открыт в том числе и креативный кластер.
Но закончим на сем наше лирическое отступление и вернемся к приключениям «команды молодости нашей». После приветственного слова, держась за руки и стараясь не разбить фонарики, мы отправились полуночными тропами к цехам. Там кураторская группа Dreamlaser, известная нам по нижегородским «Интервалам», создала несколько мультимедийных инсталляций: от трехуровневой лазерной защиты из «Миссия невыполнима» до динамичной облачной проекции, движущейся за счет местной любопытной в своей динамике и звучании конструкции.
Инсталляция dreamlaser
Скажу честно, меня, человека простого, хоть и видевшего достаточно, но все еще не разучившегося удивляться, такие диковинки приводят в детский восторг. Тем более что завод — самое подходящее место для подобной световой мистерии. Я, как тот еще «фантазер», точно знаю, что и здание, и его обитатели на деле живут двойной жизнью: рутинно трудясь днем и совершая оккультные обряды и таинства ночью. Размер тут точно имеет значение, ведь эффектнее всего лазерное шоу выглядит в масштабе, а его заводские помещения точно могут обеспечить (тут в дело вступает Пименов с его всполохами красного). Интересно также, что для проведения фестиваля действующий цех был на день закрыт, однако продукты производства, инструменты и иные артефакты рабочего процесса остались на своих местах. Одна из инсталляций, «Диалог» — это буквально диалог между световыми приборами, которые реагируют на движения крана-балки.
Исключительность восприятия поначалу угрожающих острых красных лучей порождал звук, который в заводской акустике звучал то драматично, словно аудиодорожка трейлера хорошего голливудского боевика, то ритмично, как медитация, то устрашающе — «очистить» эти территории от символического всесильного государственного ока, которое невидимо присутствует хоть у Парщикова, хоть у Пименова, невозможно, да и не нужно (здесь оно расположилось прямо на афише — в виде спонсора «Газпрома»). Пройдя 4 или 5 комнат с этим занятным представлением, мы отправились куда глаза глядят, а учитывая отсутствие освещения, глядели они в сторону единственного ярко горящего здания, где нами была обнаружена выставка саунд-художника Сергея Филатова. Проект не был частью фестиваля, видимо, поэтому практически полностью не работал. Слава богу, с нами были люди, слышавшие его инсталляции раннее, они-то и стерли с наших лиц псевдоинтеллектуальную ухмылку, под которую мы пытались что-то прочувствовать. Инсталляция, как это принято у Филатова, должна была «молчать» и «реагировать на среду». Из выхваченного диалога у фуд-корта я поняла, что искусство тут расположилось по всей территории, однако, чтобы полностью его рассмотреть приезжать надо было никак не к вечеру...
Посмотрев наутро видео с других площадок фестиваля, я слегка позавидовала тобольчанам, которые слушали театрально симфонический перформанс Михаила Палтасова, исполненный на трубах «ЗапСибНефтехима». Думаю, этот опыт во мне откликнулся бы больше, чем еще один день в фильме Николаса Виндинга Рефна или доколе не посещенный берлинский гранд-рейв с агрессивным красным сеттингом, но тем не менее. Еле вернувшись по лужам и ухабам к месту изначальной диспозиции, доев канапе и распихав игристое по барсеткам производства известного итальянского бренда, мы поняли, что пора возвращаться домой.
Первый блин зачастую бывает комом. Несмотря на испытанный восторг от индустриальной эстетики и светового шоу, впечатление слегка омрачила неотлаженная организация. Хотя, справедливости ради, в локации, не приспособленной под гулянья группами от 20 человек и более, это неудивительно. Важнее другое: такие инициативы, как теперь принято говорить на языке креативных индустрий, «драйвят территории». И хотелось бы, чтобы «Ночи заводов» бывали чаще и длились дольше. Блуждая по темным заводским коридорам, я, например, наткнулась на представителей славного города Черноголовка, которые сказали мне, что давно хотят, чтоб их малая родина была не столицей лимонадов, а представительством science-арта. Можно только надеяться, что все наши города, исконно связанные с пряниками или, не дай бог, славой русского оружия, внимательно изучат опыт и Екатеринбурга, и Выксы, и теперь вот Чехова и отправятся в новое плавание по рекам ребрендинга.
Инсталляция dreamlaser
Но как пел Гуф: «Ты не был на Китайской стене — ты не был в Китае». Так вот, я еще не была на Уральской биеннале, а значит, не ощутила настоящую индустриальную мощь под мистическим ореолом искусства новых медиа и старых добрых сайт-специфичных инсталляций. О чем сожалею и при оказии постараюсь исправиться.
Все на завод (но не как у Богомолова)!
Ваш работающий как металлург, хоть и сидящий на офисном стуле, contemporary art warrior.
Фото: Дарья Кузнецова
15 АВГУСТА 2023
0