Сны о чем-то большем
Открылась 59-я Венецианская биеннале — событие, которое художники и их ценители и критики ждут целый год (а сейчас из-за пандемии и вовсе два). В этот раз на повестке ничего веселого — пандемия, экологическая катастрофа и политический кризис в Европе. Тем не менее художественный руководитель биеннале Чечилия Алемани, ставшая всего пятой женщиной в истории, возглавившей смотр, говорит, что экспозиция, несмотря ни на что, все равно будет оптимистичной — заглавную тему задала детская книга британско-мексиканской художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон. Рассказываем о выставке самое главное.
4
женщины до искусствоведа Чечилии Алемани, возглавляющей нынешний смотр, удостаивались звания художественного руководителя биеннале (за 127-летнюю историю). До нее этот пост занимали Мария де Корраль и Роза Мартинес в 2005-м (впервые за всю историю биеннале кураторы-женщины), Биче Куригер в 2011-м и Кристин Масель в 2017-м.
лет было сыну искусствоведа Чечилии Алемани, когда она впервые прочитала ему книгу «Молоко сновидений», которую сочинила и проиллюстрировала художница-сюрреалистка Леонора Каррингтон. Про книгу, в честь которой была названа 59-я Венецианская биеннале, сын Алемани уточнил, действительно ли она детская. И правда, сборник коротких рассказов о сюрреалистических гибридных животных подходит скорее взрослым — которые приехали в Венецию разбираться с экологическими и политическими катастрофами и ролью искусства в них.
6
21
из 213 участников — мужчины. Это меньше 10%. «Впервые за 127-летнюю историю биеннале включит большинство женщин и гендерно-неконформных художников», — написала Алемани в кураторском эссе. При этом прямо называть биеннале феминистской Алемани не спешит, предпочитая более общие формулировки: «Мы бросаем вызов западному видению человека и особенно предполагаемому универсальному идеалу — белому мужскому „Человеку Разума“ как неподвижному центру Вселенной и мере всех вещей».
3
выставки входят в основную экспозицию биеннале. Первая посвящена репрезентации тела в искусстве, вторая — отношениям человека и технологий, в которой, в частности, осмысляется постпандемийный опыт, а третья — связи человека и земли — в ее основу положены научные работы философа и феминистки Сильвии Федеричи, которая разрабатывала концепции экологического симбиоза общества с окружающим миром.
российская художница принимает участие в основном проекте биеннале — петербурженка Евгения Мачнева. Выпускница Академии им. Штиглица, мастер по шпалерному ткачеству, в своих работах изображает фабрики, заводы и станки из своего постперестроечного детства, а индустриальная эстетика создает с традиционным ручным ремеслом нужный контраст. О невозможности применения никаких «санкций» по отношению к Мачневой — такие времена — отдельно сообщила Алемани: «К счастью, ни у кого не возникло идеи исключить Мачневу из-за того, что она русская!»
1
80
новых арт-объектов было создано для основной экспозиции биеннале. Все они выставляются рядом с исторической частью экспозиции, в которой представлены работы представительниц сюрреализма, «гарлемского Ренессанса» и футуризма. Среди авторов — амазонка сюрреалистов Мерет Оппенгейм, одна из важнейших граверов в истории Мария Сибилла Мериан и соратница Марка Эрнста Леонора Каррингтон.
5
«исторических» капсул, в которых сгруппированы классические произведения, расположены в экспозиции биеннале. Никакой хронологии и иерархий — многие выбранные Алемани художницы пока не вошли в «официальный канон», и этой выставкой кураторы в некотором смысле восстанавливают историческую справедливость. «Этот широкий, трансисторический подход прослеживает родство между художественными методами, практиками, поколениями, чтобы создать новые смысловые слои и соединить настоящее и прошлое», — говорит Алемани.
98
лет Вере Молнар — самой старшей из ныне живущих участников биеннале. Француженка, даром что не слишком известная широкой публике, — пионерка компьютерного искусства, еще в 1960-е годы начала создавать графические работы, используя языки программирования Fortran и Basic. Тогда же она организовала художественную исследовательскую группу GRAV, участники которой занимались изучением кинетического искусства и возможностей компьютерной графики.
5
новых национальных павильонов представлены на биеннале. Впервые в ней принимают участие Камерун, Намибия, Непал, Оман и Уганда. Павильон России в этом году не функционирует — художники Кирилл Савченков и Александра Сухарева отказались от участия сразу после начала спецоперации в Украине.
3
страны — Швеция, Норвегия и Финляндия в этом году не участвуют в биеннале — они отдали свои национальные павильоны коренному населению территории — саамам, которые на протяжении многих лет страдали от недостаточно инклюзивной политики этих стран. В так называемом «Северном павильоне» покажут среди прочего инсталляцию Марет Анне Сара из тел северных оленей и их желудков — символ борьбы саамского оленеводческого сообщества с норвежским правительством, принуждавшим их к забою животных.
1
неделю добирался из Харькова до Венеции художник Павел Маков, который представляет на биеннале Украину. Маков, приехавший в Италию с женой, матерью, ребенком и двумя котами (после недели, проведенной в харьковском бомбоубежище), сказал, что в данный момент видит себя «не художником, а гражданином», а на биеннале в Венеции не представляет воюющую страну, а подает сигнал о том, что культура Украины остается жизнеспособной. На выставке он показывает свой проект с говорящим названием — «Фонтан истощения. Высокая вода».
6
украинских художников будут представлены на выставке «Это Украина: Защищая свободу», организованная PinchukArtCentre. В первой части будут работы молодых Евгении Белорусец, Никиты Кадана и Леси Хоменко и абсолютных классиков украинского искусства Марии Примаченко, Татьяны Яблонской и Стефана Медицкого. С ними в диалоге — Count On Us Марины Абрамович, новое произведение Дэмьена Херста Sky Over Corn Field и работа JR для обложки Time.
80
национальных павильонов представлено в Венеции. Большинство находящихся в них работ так или иначе намекают, что жанр «национального павильона», возможно, стоит оставить в прошлом. Франция, например, все еще разбирается со своим колониальным прошлым: художница алжирского происхождения Зинеб Седира по случаю 60-летия обретения Алжиром независимости показывает кинематографическую инсталляцию, посвященную активистскому кинопроизводству 1960–1970-х. А немка Мария Айхорн работает с наследством гитлеровской Германии, в 1938 году украсившей вход в национальный павильон имперским орлом.
5
(как минимум) выставок в параллельной программе стоит посетить — в Галерее Академии идет ретроспектива Аниша Капура, на которой впервые представлены объекты, созданные с использованием Vantablack — суперчерного наноматериала, поглощающего почти 100% падающего на него света. Во Дворце дожей — выставка Ансельма Кифера, в Пунта-делла-Догана из-за переноса биеннале на год в связи с пандемией продлили экспозицию Брюса Наумана, открытую еще весной 2021-го, а в палаццо Чини запустили выставку-досье Йозефа Бойса. А в стенах Фонда Prada в рамках третьего этапа проекта Human Brains («Мозг человека») воплотили в выставочной форме историю изучения человеческого мышления.
0
ровно столько чернокожих женщин представляли Великобританию в Венеции до Сони Бойс, получившей главный приз биеннале. И это далеко не первый «рекорд» художницы: 57-летняя афрокарибская художница получила известность в начале 1980-х, когда ее работы купила Tate. Она же стала первой чернокожей художницей, избранной в члены Королевской академии художеств. Бойс — активная феминистка, а ее работы чаще всего посвящены репрезентации темнокожего населения.