T

Сны о чем-то большем

Открылась 59-я Венецианская биеннале — событие, которое художники и их ценители и критики ждут целый год (а сейчас из-за пандемии и вовсе два). В этот раз на повестке ничего веселого — пандемия, экологическая катастрофа и политический кризис в Европе. Тем не менее художественный руководитель биеннале Чечилия Алемани, ставшая всего пятой женщиной в истории, возглавившей смотр, говорит, что экспозиция, несмотря ни на что, все равно будет оптимистичной — заглавную тему задала детская книга британско-мексиканской художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон. Рассказываем о выставке самое главное.

4

{"points":[{"id":12,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":14,"properties":{"x":0,"y":161,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":13,"properties":{"duration":161,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

женщины до искусствоведа Чечилии Алемани, возглавляющей нынешний смотр, удостаивались звания художественного руководителя биеннале (за 127-летнюю историю). До нее этот пост занимали Мария де Корраль и Роза Мартинес в 2005-м (впервые за всю историю биеннале кураторы-женщины), Биче Куригер в 2011-м и Кристин Масель в 2017-м.

лет было сыну искусствоведа Чечилии Алемани, когда она впервые прочитала ему книгу «Молоко сновидений», которую сочинила и проиллюстрировала художница-сюрреалистка Леонора Каррингтон. Про книгу, в честь которой была названа 59-я Венецианская биеннале, сын Алемани уточнил, действительно ли она детская. И правда, сборник коротких рассказов о сюрреалистических гибридных животных подходит скорее взрослым — которые приехали в Венецию разбираться с экологическими и политическими катастрофами и ролью искусства в них.

6

{"points":[{"id":15,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":17,"properties":{"x":347,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":16,"properties":{"duration":174,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

21

{"points":[{"id":18,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":20,"properties":{"x":-350,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":19,"properties":{"duration":175,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

из 213 участников — мужчины. Это меньше 10%. «Впервые за 127-летнюю историю биеннале включит большинство женщин и гендерно-неконформных художников», — написала Алемани в кураторском эссе. При этом прямо называть биеннале феминистской Алемани не спешит, предпочитая более общие формулировки: «Мы бросаем вызов западному видению человека и особенно предполагаемому универсальному идеалу — белому мужскому „Человеку Разума“ как неподвижному центру Вселенной и мере всех вещей».

3

{"points":[{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":23,"properties":{"x":4,"y":312,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":22,"properties":{"duration":312,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

выставки входят в основную экспозицию биеннале. Первая посвящена репрезентации тела в искусстве, вторая — отношениям человека и технологий, в которой, в частности, осмысляется постпандемийный опыт, а третья — связи человека и земли — в ее основу положены научные работы философа и феминистки Сильвии Федеричи, которая разрабатывала концепции экологического симбиоза общества с окружающим миром.

российская художница принимает участие в основном проекте биеннале — петербурженка Евгения Мачнева. Выпускница Академии им. Штиглица, мастер по шпалерному ткачеству, в своих работах изображает фабрики, заводы и станки из своего постперестроечного детства, а индустриальная эстетика создает с традиционным ручным ремеслом нужный контраст. О невозможности применения никаких «санкций» по отношению к Мачневой — такие времена — отдельно сообщила Алемани: «К счастью, ни у кого не возникло идеи исключить Мачневу из-за того, что она русская!»

1

80

{"points":[{"id":24,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":26,"properties":{"x":664,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":25,"properties":{"duration":332,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

новых арт-объектов было создано для основной экспозиции биеннале. Все они выставляются рядом с исторической частью экспозиции, в которой представлены работы представительниц сюрреализма, «гарлемского Ренессанса» и футуризма. Среди авторов — амазонка сюрреалистов Мерет Оппенгейм, одна из важнейших граверов в истории Мария Сибилла Мериан и соратница Марка Эрнста Леонора Каррингтон.

5

{"points":[{"id":35,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":37,"properties":{"x":430,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":38,"properties":{"x":435,"y":420,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":36,"properties":{"duration":215,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":39,"properties":{"duration":420,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«исторических» капсул, в которых сгруппированы классические произведения, расположены в экспозиции биеннале. Никакой хронологии и иерархий — многие выбранные Алемани художницы пока не вошли в «официальный канон», и этой выставкой кураторы в некотором смысле восстанавливают историческую справедливость. «Этот широкий, трансисторический подход прослеживает родство между художественными методами, практиками, поколениями, чтобы создать новые смысловые слои и соединить настоящее и прошлое», — говорит Алемани.

98

{"points":[{"id":27,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":29,"properties":{"x":458,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":28,"properties":{"duration":229,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

лет Вере Молнар — самой старшей из ныне живущих участников биеннале. Француженка, даром что не слишком известная широкой публике, — пионерка компьютерного искусства, еще в 1960-е годы начала создавать графические работы, используя языки программирования Fortran и Basic. Тогда же она организовала художественную исследовательскую группу GRAV, участники которой занимались изучением кинетического искусства и возможностей компьютерной графики.

5

новых национальных павильонов представлены на биеннале. Впервые в ней принимают участие Камерун, Намибия, Непал, Оман и Уганда. Павильон России в этом году не функционирует — художники Кирилл Савченков и Александра Сухарева отказались от участия сразу после начала спецоперации в Украине.

3

{"points":[{"id":30,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":32,"properties":{"x":-902,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":33,"properties":{"x":-902,"y":228,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":31,"properties":{"duration":451,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":34,"properties":{"duration":228,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

страны — Швеция, Норвегия и Финляндия в этом году не участвуют в биеннале — они отдали свои национальные павильоны коренному населению территории — саамам, которые на протяжении многих лет страдали от недостаточно инклюзивной политики этих стран. В так называемом «Северном павильоне» покажут среди прочего инсталляцию Марет Анне Сара из тел северных оленей и их желудков — символ борьбы саамского оленеводческого сообщества с норвежским правительством, принуждавшим их к забою животных.

1

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":421,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

неделю добирался из Харькова до Венеции художник Павел Маков, который представляет на биеннале Украину. Маков, приехавший в Италию с женой, матерью, ребенком и двумя котами (после недели, проведенной в харьковском бомбоубежище), сказал, что в данный момент видит себя «не художником, а гражданином», а на биеннале в Венеции не представляет воюющую страну, а подает сигнал о том, что культура Украины остается жизнеспособной. На выставке он показывает свой проект с говорящим названием — «Фонтан истощения. Высокая вода».


6

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-335,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":168,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

украинских художников будут представлены на выставке «Это Украина: Защищая свободу», организованная PinchukArtCentre. В первой части будут работы молодых Евгении Белорусец, Никиты Кадана и Леси Хоменко и абсолютных классиков украинского искусства Марии Примаченко, Татьяны Яблонской и Стефана Медицкого. С ними в диалоге — Count On Us Марины Абрамович, новое произведение Дэмьена Херста Sky Over Corn Field и работа JR для обложки Time.


80

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":272,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":272,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

национальных павильонов представлено в Венеции. Большинство находящихся в них работ так или иначе намекают, что жанр «национального павильона», возможно, стоит оставить в прошлом. Франция, например, все еще разбирается со своим колониальным прошлым: художница алжирского происхождения Зинеб Седира по случаю 60-летия обретения Алжиром независимости показывает кинематографическую инсталляцию, посвященную активистскому кинопроизводству 1960–1970-х. А немка Мария Айхорн работает с наследством гитлеровской Германии, в 1938 году украсившей вход в национальный павильон имперским орлом.


5

(как минимум) выставок в параллельной программе стоит посетить — в Галерее Академии идет ретроспектива Аниша Капура, на которой впервые представлены объекты, созданные с использованием Vantablack — суперчерного наноматериала, поглощающего почти 100% падающего на него света. Во Дворце дожей — выставка Ансельма Кифера, в Пунта-делла-Догана из-за переноса биеннале на год в связи с пандемией продлили экспозицию Брюса Наумана, открытую еще весной 2021-го, а в палаццо Чини запустили выставку-досье Йозефа Бойса. А в стенах Фонда Prada в рамках третьего этапа проекта Human Brains («Мозг человека») воплотили в выставочной форме историю изучения человеческого мышления.



0

ровно столько чернокожих женщин представляли Великобританию в Венеции до Сони Бойс, получившей главный приз биеннале. И это далеко не первый «рекорд» художницы: 57-летняя афрокарибская художница получила известность в начале 1980-х, когда ее работы купила Tate. Она же стала первой чернокожей художницей, избранной в члены Королевской академии художеств. Бойс — активная феминистка, а ее работы чаще всего посвящены репрезентации темнокожего населения.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}