Blueprint
T

свободное падение

ТЕКСТ:
ДАРЬЯ КОНОВАЛЕНКО

Коллекция Морозовых пока оставлена в Париже до лучших времен, крупнейшие мировые институции отказываются от российских спонсорских денег — лондонский Tate прекратил отношения с Виктором Вексельбергом и Петром Авеном, из числа попечителей Фонда Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке по собственной инициативе вышел Владимир Потанин. Новости о конфискации имущества могут коснуться и крупнейших коллекций российских коллекционеров за рубежом. Но пока возможность ареста произведений искусства (как до этого арестовывали яхты и недвижимость) — вопрос открытый. Продюсер культурных проектов Дарья Коноваленко по просьбе The Blueprint объяснила, что ждет рынок (спойлер — ничего хорошего).

Что происходит в мире: возможный арест
частных коллекций
и взлет крипторынка


Существует легенда, что тема Венецианской биеннале определяет судьбу мира в ближайшие два года. В 2019-м она называлась May you live in interesting times («Чтоб ты жил в интересные времена»). С тех пор мы в них и живем. Пандемия, хочется верить, идет к завершению, но культура столкнулась с новыми вызовами. Тема 2022 — «Молоко сновидений». Кажется, мы действительно живем во сне.


28 февраля художники российского павильона Кирилл Савченков, Александра Сухарева и куратор Раймундас Малишаускас заблаговременно отказались от участия в биеннале этого года. Однако итальянцы со своей стороны выпустили заявление, что не закроют свои двери для российского арт-сообщества, которое выступает против последних политических решений. Рижская биеннале RIBOCA, темой которой были упражнения в уважении, приостановила работу — представители биеннале комментировать свои дальнейшие рабочие планы пока не готовы. Сейчас команда оказывает поддержку украинским беженцам в рамках социальной инициативы Common Ground. На крупнейших выставках Documenta 15 в Касселе и Manifesta в Косово не было заявлено российских художников.

Мировые музеи бурно реагируют на происходящее, не ограничиваясь постами в социальных сетях и желто-синей подсветкой зданий. Так, например, музей Hermitage в Амстердаме прекратил сотрудничество с петербургским Эрмитажем. Наибольший интерес, конечно, вызывает судьба работ из коллекции российских меценатов Михаила и Ивана Морозовых, находящихся в Fondation Louis Vuitton в Париже. О конфискации речи не идет: на данный момент работы остаются во Франции до наступления лучших времен, и местный Минкульт гарантирует их сохранность, но ситуация меняется каждый день.


Современные меценаты тоже попали под раздачу: крупнейшие мировые институции отказываются от спонсорских денег. Лондонский Tate прекратил отношения с Виктором Вексельбергом и Петром Авеном. Из числа попечителей Фонда Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке по собственной инициативе вышел Владимир Потанин, а иерусалимский мемориальный комплекс «Яд Вашем» сообщил о разрыве сотрудничества с Романом Абрамовичем.


работы из коллекции российских меценатов Михаила и Ивана Морозовых, находящихся в Fondation Louis Vuitton

Зарубежные коммерческие институции тоже не остались в стороне. Аукцион Phillips, несмотря на скандал из-за основателей (Леониду Струнину и Леониду Фридлянду также принадлежит группа Mercury), отдал 100% комиссии продавца и покупателя от вечернего аукциона в украинский Красный Крест в размере 5,8 млн фунтов стерлингов. Christie’s отправил пожертвование в ООН по делам беженцев и Красному Кресту. Традиционные русские торги, проходящие в декабре и июне, ожидаемо отменены. Представители аукционных домов заявили, что будут избегать отношений с российскими коллекционерами, попавшими под санкции. Московские офисы временно закрыты и открывать новые выставки не планируют.


Новости о конфискации имущества могут коснуться и крупнейших коллекций российских коллекционеров за рубежом. Могут ли произведения искусства арестовывать, как яхты и недвижимость, — вопрос открытый. Особенно интересно наблюдать за судьбой так называемых фрипортов — хранилищ для произведений искусства, которые не облагаются налогами и пошлинами. Такие «офшоры» знакомы массовому зрителю по фильму Кристофера Нолана «Довод». Обычно они расположены около аэропортов, например, в Швейцарии, Люксембурге, Монако или Сингапуре. По словам Bloomberg, арендодатели и страховщики не захотят связываться с санкционными лицами, но фрипорты могут быть оформлены на теневые компании. Советуют «снять минивэн и увезти искусство в деревню». Очевидно, что быстро выбросить на рынок огромное количество дорогостоящих произведений искусства и успешно их продать сейчас не получится, и уже появляются инструкции, как работать с проблемными покупателями (если вкратце — никак).

«довод»

В крупнейших мировых ярмарках Art Basel и Frieze российские галереи уже несколько лет не принимают участия, но российские коллекционеры активно ездили и покупали искусство, так что выручка может упасть. Российские галереи Fragment и Osnova, в свою очередь, отказались от участия в ярмарке-сателлите Liste в швейцарском Базеле в пользу украинских галерей.


Интересно наблюдать и за крипторынком: ажиотаж вокруг NFT в последние годы нарастал. Washington Post оценивает криптовалютные пожертвования в более чем 40 миллионов долларов, из которых NFT более 7 миллионов. NFT с изображением украинского флага, выпущенный в том числе Надей Толоконниковой из Pussy Riot, продан за 2250 ETH (на тот момент — 6,75 млн долларов). Средства пойдут в организацию Come Back Alive на покупку продуктов и медикаментов.


Что происходит
внутри страны:
логистический
кошмар
и фиксированный
курс валют


лидия мастеркова

анне имхоф

Арт-сообщество, кажется, сплотилось — по крайней мере, письмо с призывом к миру получило больше 18 тысяч подписей (имена подписавшихся сейчас скрыты по соображениям безопасности). Однако крупнейшие культурные институции были вынуждены остановить работу над предстоящими выставками из-за позиции иностранных художников и проблем с логистикой и страхованием. Так, например, после заявления исландского художника Рагнара Кьяртанссона «ГЭС-2» досрочно закрыл проект «Санта-Барбара» и занялся перепродумыванием выставочного плана, который был расписан на сезоны сперед. В каком виде откроется предстоящий сезон под названием «Правда», остается только гадать.


В середине марта должно было состоятся открытие выставки Анне Имхоф, Хелен Мартен, Саодат Исмаиловой и Лидии Мастерковой в музее «Гараж», которое по понятным причинам отложили на неопределенный срок. Реставрация павильона «Шестигранник» тоже под вопросом, так как над проектом работало японское архитектурное бюро. После заявления европейских художников выставка «Многообразие и единство» в Государственной Третьяковской галерее досрочно закрылась. ММОМА отложили открытие выставки Микеланджело Пистолетто. Ретроспективу британского художника Марка Куинна в Эрмитаже мы тоже вряд ли дождемся в ближайшее время.


марк куинн

микеланджело пистолетто

Но есть и хорошие новости: МАММ рапортует об увеличении посещаемости на биеннале «Искусство будущего». Основательница музея Ольга Свиблова так комментирует ситуацию: «Время сложное и людям нужны силы чтобы жить, а искусство дает витальную энергию, помогает думать сложнее, избежать упрощения и связанной с ним паники. В текущих условиях деятельность художественных институций особенно важна. Надо думать о зрителе, о художниках и прежде всего о российских, которых нужно сохранить, которых нужно поддержать, а также поддержать и сохранить профессиональные команды институций, художественных и образовательных. Люди — это главное. Безусловно, нам как всем приходится менять планы. В год 25-летия музея это особенно нелегко, но мы продолжаем работать. Работать во имя смыслов». ММОМА ожидают наплыв посетителей в связи с отменой ограничительных мер и QR-кодов. В пресс-службе музея отмечают, что, несмотря на перенос проектов из-за логистических проблем (например, выставки итальянского художника Микеланджело Пистолетто), команда вместе с зарубежными коллегами прикладывают совместные усилия для того, чтобы запланированные выставки состоялись.


Одновременно с чередой отставок по собственному желанию (например, художественный директор фонда V-A-C Франческо Манакорда или креативный директор ярмарки Cosmoscow Саймон Рис) известны случаи увольнений из государственных учреждений за посты в социальных сетях. Ужасающе выглядит запрет на использование голубей (бабочки опционально, но желательно без них) и требования Департамента культуры подведомственным организациям об удалении страниц в Instagram и Facebook. Маркетологам и пиарщикам однозначно есть чем заняться.




У коммерческих галерей свои трудности, прежде всего — с оплатами, курсом валют и логистикой. На вопрос, как изменилась логистика произведений искусства ответил для The Blueprint Игорь Сложенко, руководитель проекта «АРТПОЧТА» — логистической компании, которая занимается перевозкой предметов искусства по всему миру — «Для экспорта искусства из России ограничений нет. Моя компания, как и прежде, организовывает отправку искусства за границу. У нас сейчас отправляются предметы искусства в страны ЕС, США, Канаду, Израиль, ОАЭ и Китай. Однако, после приостановки и ухода с рынка ряда международных авиаперевозчиков срок доставки увеличился в среднем на пять дней. Учитывая, что международные перевозки привязаны к курсу валют, то и стоимость доставки в рублях стала выше. Для художников и галерей проблема заключается в том, что с рынка ушли международные курьерские компании: UPS, TNT и FedEx, DHL ограничил работу. После продажи искусства возникают сложности с отправкой. Остается два варианта: вернуть деньги за уже купленные картины или дождаться возвращения международных курьерских служб. Мы предложили третий вариант: отправить здесь и сейчас. Если до ухода курьерских служб из России мы автоматизировали стандартные запросы расчета стоимости перевозки, то сейчас в компании все расчеты мы делаем вручную».

аукцион vladey

С новыми проблемами, по словам Сложенко, столкнулись зарубежные коллекционеры, которые покупали предметы искусства в России — «После введения четвертого пакета санкций коллекционеры столкнулись с проблемой вывоза купленных на международных аукционах предметов искусства, которые являются культурными ценностями. Пока мы забираем из аукционных домов искусство, купленное нашими клиентами. Упаковываем и размещаем в надежных хранилищах. Таким образом мы снижаем для них риски на удержание искусства».


Директор галереи OVCHARENKO Варвара Сычева, однако, не унывает: «Галерея была основана в 1990 году, за это время происходило много изменений, в том числе и экономического характера. Россия страна большая, интерес к отечественному искусству на внутреннем рынке растет последние годы. Мы несем ответственность не только за наших художников, которых мы поддерживаем, но и за наших сотрудников. Поэтому мы продолжаем работать, уверены, что все будет хорошо, дорогу осилит идущий». Так, несмотря на сокращение потока в первые дни, продолжает работать в штатном режиме и галерея «11.12».


аукцион vladey

«Сейчас постепенно все приходит в прежнее русло. Это будет медленный процесс восстановления, но главное — не останавливаться и развивать современное русское искусство», — солидарна команда галереи. Некоторые галеристы фиксируют курс: так, например, аукцион VLADEY провел торги «ЗА МИР» 12 марта, а следом запустил серию еженедельных торгов со стартовой ценой 100 евро и курсом 100 рублей за евро. Большие мероприятия для галерей тоже пока не отменяются: ярмарка искусства «Арт-Москва» возвращается в апреле, заявляя Бэнкси, Джеффа Кунса и Яeи Кусаму. Говорить о судьбе российского арт-рынка еще рано, ведь во время пандемии он только вырос.



«Я видела, как мои друзья предприниматели очень по-разному реагировали на происходящее. Кажется, я впервые испытала такой стресс, когда совсем не понимала, что делать и как продолжать работу. Поэтому мы написали один публичный пост и внутри команды приняли решение сделать паузу, чтобы понять, как быть дальше. В первую неделю отменились все проекты, а запланированные выставочные истории перенеслись на неопределенный срок. За последние несколько дней начало появляться ощущение, что по чуть-чуть работа восстанавливается, встал вопрос поддержки друг друга в сложившейся ситуации. И мы наряду с этим решили провести опен колл для всех художников без ограничений. Суть в том, чтобы отобрать максимальное количество участников и предоставить возможности платформы для разных авторов, кто находится в растерянности и непонимании, как быть дальше» — говорит основательница онлайн-галереи «Объединение» Анна Михеева — «Мы работаем как галерея, то есть продажи, которые у нас происходят, мы в обычные сроки отправляем нашим клиентам (но временно не публикуем работы в плане рекламы — считаем, что сейчас это не до конца уместно). Больший упор делаем на журнал — сначала мы писали только о том, как жить в новом мире (например, что делать, если отвалились проекты, и как выстраивать коммуникацию с западным миром). Сейчас мы понемногу публикуем еще и вернисажи, интервью с командами галерей и музеев. Но делаем все очень постепенно. Ситуация все еще острая, и мы отдаем себе в этом отчет».


марк куинн

В то время как культурные институции и работники лишаются голоса, а у художников все меньше инструментов для показа и продажи работ, есть и проблески надежды. Просьбы к остановке культурного бойкота России появляются повсеместно. На крупнейшем новостном ресурсе об искусстве Artnet все больше призывов не «отменять» российских арт-деятелей, а в Италии запустили петицию против культурной изоляции России. Художники Илья и Эмилия Кабаковы, родом из украинского Днепра, заявили о важности диалога и культурных обменов. Правительство Франции запустило фонд поддержки в размере 1 млн евро не только для беженцев из Украины, но и для художников из России, вынужденных покинуть страну.


По хештегу #museumagainstwar и #artforUkraine в сети можно найти тысячи произведений искусства, и это не только вопрос необходимости высказаться. Много лет спустя эксперты будут изучать искусство эпохи как артефакты. В руках художников и деятелей культуры возможность зафиксировать и оценить исторический момент. Пока весь мир надеется на решение конфликта, нам предстоит много работы по восстановлению культурных связей.


илья кабаков

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}