Blueprint
T

Give Peace

ТЕКСТ:
ДЕНИС БОЯРИНОВ

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

A Chance

В российский прокат выходит документальный фильм «Revival69: Возвращение легенды», посвященный фестивалю в Торонто 1969 года, который организаторы задумывали как новую зарю рок-н-ролла, а получился закат The Beatles. Как так вышло, вспоминает
Денис Бояринов.

1969-й был годом, когда менялась эпоха. Заканчивались бурные шестидесятые. Люди побывали на Луне и продолжали штурмовать космос. Война во Вьетнаме ушла в затяжное пике. Научно-техническая революция на глазах преображала потребительские привычки и общественный уклад. В СССР оттепель сменилась застоем. А Западное полушарие было охвачено молодежной революцией: рок-музыка окончательно ушла в массы, и воспитанное ею поколение, так называемые хиппи, или «дети цветов», грезили о том, как им изменить мир. Ярчайшим проявлением бунтующего духа 1969-го стали вошедшие в легенды рок-фестивали. Самые известные из них — эйфорический Вудсток, собравший больше полумиллиона зрителей, и трагический фестиваль в Альтамонте, который обернулся человеческими жертвами и стал символом заката хиппи-движения. Как раз посередине между Вудстоком и Альтамонтом, в сентябре 1969-го произошел еще один важный музыкальный опен -эйр, который напрасно был подзабыт и задвинут на второй план: это Rock and Roll Revival в Торонто, чья поразительная история рассказана в документальном фильме Рона Чэпмена Revival69: The Concert That Rocked the World, который на русский перевели как «Возвращение легенды».


Торонто тогда находился на окраине англоязычной музыкальной ойкумены, но и там были «дети цветов», и ориентированные на них фестивали. С успехом проведя один такой в июне 1969-го, молодые предприниматели Кен Уокер и Джон Брауэр задумались о продолжении удачной инициативы. Они решили назвать очередной фестиваль Rock and Roll Revival и посвятить его первопроходцам рок-н-ролла 1950-х. Так в его лайнапе одновременно оказались Чак Берри, Бо Диддли, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис и Джин Винсент. Рисковая затея пришлась не ко времени: возврат к основам рок-н-ролла — простым мелодиям, четким риффам и танцевальному биту — произойдет почти на 10 лет позже, в середине 1970-х — вместе с бумом глэм-рока и расцветом панк-музыки. Билеты на Rock and Roll Revival продавались из рук вон плохо. Тогда организаторы стали придумывать, как выкрутиться из ситуации. Сперва они сделали хедлайнерами главных скандалистов и бузотеров Калифорнии — The Doors, но и это не очень помогло. Дело шло к коммерческому фиаско и выяснению отношений с кредиторами из банды байкеров, когда Брауэр решился пригласить на конферанс Джона Леннона, который тогда был одним из (четырех) самых знаменитых музыкантов на земле.


Великий битл тогда был на перепутье: он с головой ушел в отношения с Йоко Оно и совместные музыкально-художественные эксперименты — пара ездила по миру, устраивая хеппенинги против Вьетнамской войны. Вдобавок Леннон находился в разладе с коллегами по The Beatles и думал о том, как выйти из тупика. Фестиваль в Торонто понравился ему тем, что в программе были собраны его личные кумиры — первые американские рок-н-ролльщики, из-за которых он в отрочестве занялся музыкой. Так, рок-герой (до этого, кстати, отказавшийся играть на Вудстоке) решил, что это может стать неплохой точкой для нового старта и не только согласился приехать в Торонто, но и вызвался — бесплатно — выступить на нем со своей новой группой, получившей название Plastic Ono Band. В нее кроме Джона и Йоко вошли несколько их знаменитых друзей: гитарист Эрик Клэптон, барабанщик Алан Уайт и басист Клаус Фурманн. Состав оформился за несколько дней до фестиваля, чудом собрался в аэропорту, репетировал в самолете и обрушил на канадских слушателей сметанную на живую нитку программу из любимых рок-н-роллов Леннона, свежесочиненного пацифистского гимна Give Peace A Chance, песни Cold Turkey (отвергнутой Полом Маккартни) и длинных сумбурных импровизаций с вокальным вставками Йоко Оно, где угадываются дальнейшие векторы развития рока в XX веке. Это спонтанное выступление, которое иначе как профетическим не назовешь, так понравилось Джону Леннону, что через неделю после концерта он объявил об уходе из The Beatles и следующие несколько лет выпускал пластинки только под вывеской Plastic Ono Band. Первой из них стала запись того самого концерта в Торонто. Так Rock and Roll Revival и вошел в рок-энциклопедии: по иронии судьбы канадский фестиваль, посвященный возрождению рок-н-ролла, стал финальной точкой в истории самой знаменитой рок-группы в истории музыки.


Внезапное появление Леннона и Оно в Торонто стало лучшей рекламой фестивалю и сделало Rock and Roll Revival событием мирового значения. Потому туда приехала команда выдающегося режиссера-документалиста Донна Пеннебейкера, страстно интересовавшегося рок-музыкой и контркультурой. Его операторы дотошно зафиксировали происходящее на стадионе в Торонто (за исключением финального выступления The Doors, поскольку Джим Моррисон запретил съемку). На основе этих съемок Пеннебейкер сделал в 1970-м фильм-концерт Sweet Toronto, однако в черновиках остались почти 60 часов записей — километры 16-миллиметровой пленки. Их-то режиссер Рон Чэпмен и перемонтировал в новое кино, которое расцветил воспоминаниями непосредственных участников и свидетелей ставших историческими событий. Среди них — промоутер Джон Брауэр, Элис Купер, выступавший в Торонто малоизвестным дебютантом, личный помощник Леннона — Энтони Фосетт, благодаря которому Plastic Ono Band добрались до Канады, и предводитель банды байкеров, который одолжил денег на фестиваль, угрожал организаторам физической расправой, а также встречал Леннона и Оно с мотоэскортом в аэропорту. Выуженные ими из памяти детали происходившего и анекдоты соединяются с пленочной хроникой в объемную панораму 1960-х — бурной эпохи «между пенициллином и СПИДом», как говорит один из героев фильма. Показывая историю о том, как авантюрная затея, обреченная на провал, стала для ее участников судьбоносной, Revival69: The Concert That Rocked the World поет оду буйному десятилетию, когда рок-звезды были по-настоящему большими, а их поклонники верили в то, что песни могут изменить мир.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}