Blueprint
T

10 цитат Жан-Люка Годара

13 сентября умер Жан-Люк Годар. Главный режиссер французской «Новой волны» ушел из жизни добровольно: родственники сообщили изданию Liberation, что 91-летний Годар прибегнул к эвтаназии и умер в окружении близких в своем доме в Ролле, на берегу Женевского озера. Мы собрали десять цитат мастера, которые расскажут о нем лучше любого некролога.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":425,"y":347,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":90}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":347,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

О разрушении

«У меня аллергия на все военное, на любые схватки. Кроме рукопашных, то есть спорта, или словесных — на манер Сократа. Остальное все — мальчишество, а во мне есть что-то очень женское...».

Из интервью Сильви Стенбах, L‘Avant-Scène théâtre, март 1984

О коммерческом кино

«Вряд ли Спилберг в состоянии думать о зрителях. Как можно — о двенадцати миллионах? Его продюсер может думать о двенадцати миллионах долларов, но о стольких зрителях... исключено! Спилберг претендует на образованность, он окончил университет. Вот такое кино учат делать в университетах. Если б выпал случай, я бы сказал ему: „Чтобы так снимать, особой смелости не надо“. Да он и сам не так чтобы смельчак, и, встреть он НЛО, не знал бы, что сказать. Вот я бы в карман за словом не полез, так как и сам я — НЛО».

Из «Введения в истинную историю кино», 1980

{"points":[{"id":11,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":13,"properties":{"x":-1,"y":644,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":12,"properties":{"duration":644,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

О селебрити-культуре 

«Я считаю, что в отдельные моменты знаменитости бывают очень интересны как своего рода феномены... наподобие рака, этакие незатейливые разрастания человеческой натуры, которая внезапно разбухает до немыслимых размеров».

Из «Введения в истинную историю кино», 1980

О восприятии людьми

Самих себя 

«Каждый человек мнит себя единым целым. Мне же временами кажется, что я скорее нахожусь как бы рядом с самим собой. Что моя внешняя оболочка здесь, а внутренний мир — за границей, чертой... Я думаю, у людей большие проблемы с осознанием своего истинного значения. Их все водят за нос, а они позволяют, так как не в состоянии воспринимать себя иначе, чем как всеобъемлющее целое. И оттого, что нету фракций, — сплошные фрикции...»

{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":0,"y":-650,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":650,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Из выступления в Авиньоне, июнь 1980

Об отношении к критике

«Я расстроился из-за критической заметки лишь однажды. Луи Шаве из Figaro похвалил в своей колонке мой фильм. Я увидел это и подумал — видимо, моя работа не так хороша, как другие, раз о ней отзываются лестно».

Из телеинтервью по случаю премьеры фильма «Презрение», 1964

О доверии

Публики 

«Мне кажется, что год назад я любил кино больше, чем сейчас. А все потому, что мой прошлый фильм публика восприняла на ура. Я надеюсь, зрителей взбесит мой новый фильм, и тогда мне снова захочется снимать. Сейчас аудитория мне доверяет, а я хочу, чтобы она во мне разочаровалась». 

Из интервью Reflets de Cannes, май 1960

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":43,"y":19,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":18}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":22,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":255,"y":119,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-38}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":128,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-62,"y":526,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":65}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":526,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

О зрительском опыте

«​​Как только люди видят что-то непривычное на экране, они прикладывают огромные усилия, чтобы понять истинный смысл, копнуть глубже. Когда режиссер показывает публике простейший образ — например, человека пьющего чай или машущего рукой, — она схватывает его на лету, но тут же пытается осмыслить. Зачем? Я думаю, что людям не понравился мой фильм „Женщина есть женщина“, потому что они не поняли, какой смысл в нем кроется. А он на самом деле ничего не значил».

Из интервью Тому Милну по случаю премьеры фильма «Жить своей жизнью», 1962

Об исторических процессах

И родной Франции

{"points":[{"id":14,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":15,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Франция кажется мне одной из немногих стран, которая все еще интересна своими внутренними проблемами, возмущениями, законами. Очевидно, что она со всем этим не справляется. <...> Она плывет в неизвестность. Бросает в один котел все, что только можно. Есть люди, способные замечать эти пагубные процессы, но, увы, все, что они делают, — это пишут книги или снимают фильмы. Такие люди, как я или Штрауб, не созданы для того, чтобы перевернуть мир».

Из интервью Cahiers du cinéma, октябрь 2019

О диалоге

с прошлым

«Я в значительной степени живу воспоминаниями о молодости, часто говоря себе: „Раньше было лучше“. При этом я с интересом слежу за тем, что происходит сегодня, сохраняя это „раньше было лучше“ в качестве диалектического фактора. Цепочка такая: сейчас все очень плохо, значит, раньше было лучше. Но, может, сейчас все не так уж и плохо».

Из интервью Cahiers du cinéma, октябрь 2019

О чувстве одиночества

«Я очень одинок, это так — я не могу отрицать. Внутри себя я постоянно состою в диалоге с многими явлениями и людьми, которые могут об этом даже не догадываться. Но внешне я это ни за что не покажу. Таков мой характер и факт моей жизни, на самом деле очень одинокой, полной сложностей в отношениях с людьми».

Из интервью Гейвину Смиту для журнала Film Comment, март-апрель 1996

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}