10 цитат Жан-Люка Годара
В рамках Beat Film Festival покажут фильм Сирила Лёйти об ушедшем из жизни два года назад Жан-Люке Годаре. Мы собрали десять цитат главного режиссера французской «Новой волны», которые расскажут о нем лучше любого биографа.
![](/upload/25939/vms/43bdc9f3ed30d5c2996266d00ee9b077.jpg)
![](/upload/25939/vms/862611089e1edfc89fb3eb21308d6c75.png)
![](/upload/25939/vms/b2ae0223dc1e001ee32104b6d3b3989c.gif)
О разрушении
«У меня аллергия на все военное, на любые схватки. Кроме рукопашных, то есть спорта, или словесных — на манер Сократа. Остальное все — мальчишество, а во мне есть что-то очень женское...».
Из интервью Сильви Стенбах, L‘Avant-Scène théâtre, март 1984
![](/upload/25939/vms/d17a1159784f9757bbcce156f19139a8_small.jpg)
![](/upload/25939/vms/c8a75d471726fb5061e2343a15e52b67.gif)
![](/upload/25939/vms/0e725b23aa3f39db853111a651112ad4_small.jpg)
О коммерческом кино
«Вряд ли Спилберг в состоянии думать о зрителях. Как можно — о двенадцати миллионах? Его продюсер может думать о двенадцати миллионах долларов, но о стольких зрителях... исключено! Спилберг претендует на образованность, он окончил университет. Вот такое кино учат делать в университетах. Если б выпал случай, я бы сказал ему: „Чтобы так снимать, особой смелости не надо“. Да он и сам не так чтобы смельчак, и, встреть он НЛО, не знал бы, что сказать. Вот я бы в карман за словом не полез, так как и сам я — НЛО».
Из «Введения в истинную историю кино», 1980
![](/upload/25939/vms/a32802b5c36fad05ac93d01a6db825e6_small.jpg)
О селебрити-культуре
«Я считаю, что в отдельные моменты знаменитости бывают очень интересны как своего рода феномены... наподобие рака, этакие незатейливые разрастания человеческой натуры, которая внезапно разбухает до немыслимых размеров».
Из «Введения в истинную историю кино», 1980
О восприятии людьми
Самих себя
«Каждый человек мнит себя единым целым. Мне же временами кажется, что я скорее нахожусь как бы рядом с самим собой. Что моя внешняя оболочка здесь, а внутренний мир — за границей, чертой... Я думаю, у людей большие проблемы с осознанием своего истинного значения. Их все водят за нос, а они позволяют, так как не в состоянии воспринимать себя иначе, чем как всеобъемлющее целое. И оттого, что нету фракций, — сплошные фрикции...»
Из выступления в Авиньоне, июнь 1980
![](/upload/25939/vms/eccf418dfeb6594b66712331873b6b32.jpg)
Об отношении к критике
![](/upload/25939/vms/f1847e4e57c93c093d23bf731c04a373.gif)
«Я расстроился из-за критической заметки лишь однажды. Луи Шаве из Figaro похвалил в своей колонке мой фильм. Я увидел это и подумал — видимо, моя работа не так хороша, как другие, раз о ней отзываются лестно».
Из телеинтервью по случаю премьеры фильма «Презрение», 1964
![](/upload/25939/vms/91a21e51b67ee1c6eae0ed23b3441493_small.jpg)
О доверии
Публики
«Мне кажется, что год назад я любил кино больше, чем сейчас. А все потому, что мой прошлый фильм публика восприняла на ура. Я надеюсь, зрителей взбесит мой новый фильм, и тогда мне снова захочется снимать. Сейчас аудитория мне доверяет, а я хочу, чтобы она во мне разочаровалась».
Из интервью Reflets de Cannes, май 1960
![](/upload/25939/vms/862611089e1edfc89fb3eb21308d6c75_small.png)
![](/upload/25939/vms/862611089e1edfc89fb3eb21308d6c75_small.png)
![](/upload/25939/vms/862611089e1edfc89fb3eb21308d6c75_small.png)
О зрительском опыте
«Как только люди видят что-то непривычное на экране, они прикладывают огромные усилия, чтобы понять истинный смысл, копнуть глубже. Когда режиссер показывает публике простейший образ — например, человека пьющего чай или машущего рукой, — она схватывает его на лету, но тут же пытается осмыслить. Зачем? Я думаю, что людям не понравился мой фильм „Женщина есть женщина“, потому что они не поняли, какой смысл в нем кроется. А он на самом деле ничего не значил».
Из интервью Тому Милну по случаю премьеры фильма «Жить своей жизнью», 1962
![](/upload/25939/vms/1168a4fe90d877ff2b0acaf906cf5571.jpg)
Об исторических процессах
И родной Франции
![](/upload/25939/vms/1b40c7e7a24bf9013d9374b881cfd2a4_small.png)
«Франция кажется мне одной из немногих стран, которая все еще интересна своими внутренними проблемами, возмущениями, законами. Очевидно, что она со всем этим не справляется. <...> Она плывет в неизвестность. Бросает в один котел все, что только можно. Есть люди, способные замечать эти пагубные процессы, но, увы, все, что они делают, — это пишут книги или снимают фильмы. Такие люди, как я или Штрауб, не созданы для того, чтобы перевернуть мир».
Из интервью Cahiers du cinéma, октябрь 2019
![](/upload/25939/vms/15d8cb61d4e8ee546231e756cc1e98d7_small.jpg)
О диалоге
с прошлым
«Я в значительной степени живу воспоминаниями о молодости, часто говоря себе: „Раньше было лучше“. При этом я с интересом слежу за тем, что происходит сегодня, сохраняя это „раньше было лучше“ в качестве диалектического фактора. Цепочка такая: сейчас все очень плохо, значит, раньше было лучше. Но, может, сейчас все не так уж и плохо».
Из интервью Cahiers du cinéma, октябрь 2019
![](/upload/25939/vms/11d8826baa0b4e829fb64d3ed1da3727_small.jpg)
О чувстве одиночества
«Я очень одинок, это так — я не могу отрицать. Внутри себя я постоянно состою в диалоге с многими явлениями и людьми, которые могут об этом даже не догадываться. Но внешне я это ни за что не покажу. Таков мой характер и факт моей жизни, на самом деле очень одинокой, полной сложностей в отношениях с людьми».
![](/upload/25939/vms/b4709220acbaedb87e197885a44c0040_small.png)
Из интервью Гейвину Смиту для журнала Film Comment, март-апрель 1996
![](/upload/25939/vms/907263ee13d064ab6d00c44d67cecc91.png)