Blueprint
T

«Чтобы было смешно,

при этом грустно,

а еще живо и много народу»

культура •  интервью

На Марине: плащ ATELIERMARU; юбка LVIR, обувь VALENTINO, браслет FERRIFIRENZE, серьги FERRIFIRENZE, кольцо FERRIFIRENZE, колье FERRIFIRENZE
На Анне: платье JIL SANDER, обувь KHAITE, кольцо FERRIFIRENZE, серьги FERRIFIRENZE, браслет FERRIFIRENZE

На платформе Okko стартовал сериал «Дыши» с Мариной Александровой в роли успешной акушерки и матери троих детей, которая оказывается под угрозой уголовного преследования из-за неудачного течения родов у одной из пациенток. Сериал снимала Анна Кузнецова, автор тонкого и нежного фильма «Каникулы».
The Blueprint сделал с Анной и Мариной тематическую фотосессию, а Олег Зинцов поговорил с Анной о режиссерской свободе, актерской «химии» и о том, когда и надо ли вообще взрослеть.

текст: Олег Зинцов

18 августа 2025

ФОТО: АРСЕНИЙ НЕСХОДИМОВ

На Марине: рубашка ATELIERMARU, комбинация ATELIERMARU, обувь JUDE, колье MERCURY, подвеска MERCURY, браслет MERCURY, моно-серьга MERCURY, кольцо MERCURY
На Анне: рубашка DRIES VAN NOTEN, 
брюки DRIES VAN NOTEN, обувь VALENTINO, подвеска MERCURY, кольца FERRIFIRENZE, серьги FERRIFIRENZE

Вы раньше снимали истории, которые придумывали вместе со сценаристкой Екатериной Задохиной. Сейчас вы работаете с чужим материалом, уже готовой историей. Как ее присвоить?


Просто много про это разговариваешь со сценаристами, с продюсерами, с кастинг-директором, читаешь, изучаешь, погружаешься в тему. На самом деле я давно хотела поработать с чужим материалом и много думала о том, что можно экранизировать. Потому что скорость, с которой мы пишем, гораздо меньше, чем скорость, с которой я могла бы снимать. Писать —
это долго. Это годы. Быстрее у нас с Катей не получается. «Каникулы» мы писали два года. А если говорить про сериал, то я даже боюсь представить, сколько это будет занимать времени при нашем темпе.
Катина дочка Лиза, которой сейчас 19 лет, очень хочет сняться
в массовке в красивом платье. И вот она нам говорит: пишите быстрее,
пока я не состарилась!

Вы думаете о кино в категориях жанра?


Нам нравится, когда смешно, при этом грустно, а еще живо и много народу. Вот у нас с Катей примерно такие приоритеты. Сейчас это называется «драмеди», хотя мне больше нравится старое доброе слово «трагикомедия».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1500,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":750,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

У вас сейчас было три сценариста, как они работали — по сериям писали или кто-то историю, а кто-то диалоги?


За диалоги в большей степени отвечала Света (Штеба), за историю Лена (Кондратьева). Хотя я не знаю всей кухни, которая была до моего прихода, я ведь пришла, когда было написано пять серий. Насколько я знаю, когда
Лена и Света изначально принесли историю Илье Маланину (креативному продюсеру сериала. — The Blueprint), она была немножко другая — скорее ромком про акушерку. Ну, не совсем ромком, но там было намного больше
про ее личную жизнь и ее детей. И уже Илья предложил добавить детективную основную линию. Когда я пришла, у истории не было финала, но уже были объемные персонажи, и не только главные. Поэтому сразу было понятно,
что с этим сценарием можно сделать что-то классное.

Правильно я понял, что вы отказались от драмеди и делаете серьезную
детективную драму?


Мы старались не снимать это на лютом серьезе. Там есть где улыбнуться, несмотря на серьезность темы. Но это довольно эмоциональное кино,
и там много элементов, где действительно есть саспенс и где тебя
держит в напряжении сама история.

«Надо быть уверенным, но надо быть и уязвимым. Надо многое пропускать через себя, как делают подростки»

На Марине: блузка JIL SANDER, юбка JIL SANDER, серьги FERRIFIRENZE, кольцо FERRIFIRENZE
На Анне: блузка JIL SANDER, 
юбка JIL SANDER, серьги FERRIFIRENZE, обувь KHAITE

А это горизонтальная история или горизонтально-вертикальная?


Горизонтальная в чистом виде, там нет отдельных сюжетов, хотя будет еще пара родов за пределами первой серии, но все они вплетены в историю. То есть они не как отдельные случаи рассматриваются.


Наверное, первый вопрос, который задают сценаристам продюсеры и редакторы: какая у героя цель, чего он добивается? Но режиссера тоже ведь можно об этом спросить.


Конечно, режиссер должен отвечать на эти вопросы, но в нашей ситуации у героини Марины Александровой мотивация от обратного, потому что ее цель — не попасть в тюрьму. Это та цель, которую она как минимум
осознает. Хотя на самом деле у нее есть потребность совершенно в другом,
как мы поймем ближе к финалу.

На Марине: топ JIL SANDER, серьги FERRIFIRENZE

Но про это я не могу спрашивать. А кто у вас антагонист?


Восемь серий — очень большая дистанция. И на самом деле антагонисты меняются. Иногда даже становятся протагонистами. И в этом особенность истории. Мне важно, что мы не сделали прямо супернегативных персонажей, которые будут такими до конца, или суперположительных, которые тоже такими останутся. Но, конечно же, есть важная линия между героиней Марины и главврачом — его, наверное, можно назвать антагонистом. Но он вас очень сильно удивит ближе к концу.


Мне по анонсу показалось, что антагонист — бизнесмен, которого играет
Петр Буслов. Как вам было работать с режиссером в качестве актера?


На самом деле он был лапочкой, не пытался взять на себя командование пароходом, перехватить руль. Я бы сказала, что он поддерживал меня. Приносил шампанское группе, дарил цветы. В общем, был мил и галантен. Другое дело, что его энергетика довольно сильно отличается от моей. И ему для того, чтобы что-то сделать, нужно прям взбодриться, устроить какой-то движ. И для этого он мог, например, подколоть операторскую группу, в шутку сказать, ну что вы за ВГИК тут устроили? Но никто не воспринимал это всерьез, все понимали, что так он просто набирает себе энергию.

«можно ли это сделать как-то немножко по-другому, не так, как мы привыкли видеть по телевизору?»

На Марине: топ JIL SANDER, юбка JIL SANDER, серьги FERRIFIRENZE, браслет FERRIFIRENZE, кольцо FERRIFIRENZE
На Анне: топ TOTEME, 
брюки TOTEME, серьги FERRIFIRENZE, колье FERRIFIRENZE, кольцо FERRIFIRENZE, обувь VALENTINO

А о чем для вас история на уровне смысла?


Если говорить совсем общими словами, то она про признание своей ответственности. И ответственность в этом случае не равно вина. Мне кажется, с каждой серией кино становится все меньше и меньше про поиск виноватых и все больше про то, как жить с тем, что произошло и невозможно изменить.


Когда вы начали снимать сериал, какие у вас были референсы?


Буквально незадолго до того, как я прочитала сценарий «Дыши», я посмотрела британский сериал «Будет больно», он тоже про родильное отделение государственной больницы, но в Великобритании в 2007 году. Прекрасный совершенно. Мне ужасно понравился. И когда я читала «Дыши», я старалась думать так: окей, история про акушерку, Россия, олигархи. Но можно представить, что это выглядит как «Будет больно»? И как тогда эта история читается? И можно ли это сделать как-то немножко по-другому, не так, как мы привыкли видеть по телевизору? Какой-то шажочек к этому, мне кажется, мы сделали. Не думаю, что мы прямо дошли до ВВС, все-таки там совершенно другие производственные мощности. Они построили полностью себе этот роддом. Вот, конечно, мечта.

А вообще вы много сериалов смотрите?


Да, я не могу ничего не смотреть. То есть я работаю в кино и я развлекаюсь, когда смотрю кино.


«Каникулы» были авторским кино, а потом вас позвали сделать массовый продукт для платформы. Как вам этот переход, как вы себя чувствовали?


Как я понимаю, мне дали довольно много свободы. Понятно, что основные решения все согласовывались с продюсерами, но они и на «Каникулах» согласовывались с продюсерами, например, кастинг.


На «Каникулах» продюсеры были суперфрендли.


Но, знаете, у нас там было много прений относительно того же актерского состава. И здесь тоже на самом деле было много споров. На съемочной площадке «Дыши» почти никогда не было продюсеров, мне это было важно, и я об этом попросила. Не потому, что это плохо, а потому, что лично мне так сложнее, дополнительный отвлекающий фактор. При этом, конечно, не все решения, которые я принимала на площадке, нравились продюсерам, могли и поспорить постфактум.

«он мог, например, подколоть операторскую группу, в шутку сказать, ну что вы за ВГИК тут устроили?»

И даже креативный продюсер не вмешивался? Он ведь одновременно и один из сценаристов.


Уже на уровне съемок — практически не вмешивался, спасибо ему за это огромное. Один раз мы из-за ограничений по времени снимали в два юнита — и Илья был режиссером на втором юните. Но понятно, что на уровне сценария, кастинга, на уровне утверждения какого-то художественно-постановочного решения креативный продюсер активно участвовал.


В сериале большой актерский состав. Кастинг шел уже с вами?


Конечно. Мы четыре месяца сидели каждый день на пробах. Там много персонажей. И главных, и второго плана, и детей. Дети — это всегда долго, потому что выбираешь из неизвестных. Мы не брали известных детей, не то чтобы прямо принципиально, просто те, кого мы знаем, уже немножко постарше, чем нам было нужно. И те, кого я снимала в «Каникулах», уже тоже выросли.

На Марине: рубашка ATELIERMARU, комбинация ATELIERMARU, обувь JUDE, колье MERCURY, подвеска MERCURY, браслет MERCURY, моно-серьга MERCURY, кольцо MERCURY

К вопросу об ответственности — не давила она в таком большом проекте?


Вообще кино — это страшная ответственность, всегда. Вы думаете, на «Каникулах» ее было меньше? Там вообще было ощущение, что это все, мой единственный шанс. Дебютант — как сапер, ошибается один раз. Ты можешь так навсегда и остаться дебютантом, автором одного фильма. И это капец как давит. Особенно, когда ты знаешь, что продюсеры, которые с тобой пошли в это все, они просто тоже довольно сильно рискуют и своей репутацией, и финансово. Казалось, что продюсер фильма Наташа Дрозд будет продавать свою квартиру в случае, если что-то у нас пойдет не так. Было полное ощущение, что если сейчас мы все закроемся и уйдем на паузу, то Наташа потом будет своими деньгами расплачиваться. Это серьезная страшная профессия.


А вы выдохнули уже после съемок «Дыши»?


Мне кажется, да. Еще до премьеры. Наверное, после того, как мы устроили просмотр для фокус-группы с моими подружками. Это было прошлым летом. Им понравилось, и я как-то успокоилась немного.

«Дебютант — как сапер, ошиба-ется один раз. Ты можешь так навсегда и остаться дебютантом, автором одного фильма»

То есть сериал еще год назад был готов? Или потом был долгий постпродакшн?


Нет, постпродакшн полностью закончился прошлой осенью, сериал хотели выпускать в феврале, но передвинули из-за того, что вышел «Аутсорс». На платформе не хотели внутренней конкуренции.


Я знаю, что ваша подруга и сценаристка «Каникул» Екатерина Задохина сделала авторскую новеллизацию — написала по фильму роман. Это довольно новая для нашего рынка ниша, хотя платформы, у которых есть связка с издательством, уже несколько лет так делают. Книжка сильно отличается от фильма?


На самом деле Катя не после фильма писала роман, это был параллельный процесс. То есть понятно, что когда мы пишем сценарий, то финальное решение принимаю я, потому что я буду снимать. А ей хотелось сказать больше того, что могло влезть в сценарий. Потому что мы были ограничены единством времени, места и действия — был принципиальный момент, что мы снимаем только вот этот маленький кусочек про путешествие в Сочи. А ей хотелось подробнее рассказать про этих героев. И она, можно сказать, расширила вселенную «Каникул». Но поскольку мы писали параллельно, я какие-то вещи подтырила из романа. Смотрю, что-то интересное — и думаю, окей, вот это себе забираю. Но роман, к сожалению, пока не издан.

У меня есть ощущение, что за последние несколько лет, наверное, с подъемом стриминговых сервисов, у нас появилось много женских историй. Можно вспомнить «Почку», «Клинику счастья», а еще раньше, например, «Обычную женщину» — все они про женщин и придуманы женщинами. Не будем пока называть это волной, но вы видите здесь какой-то тренд?


Наверное, да. Я бы связывала это напрямую со стримингом, просто время немножко поменялось. И доступность профессии режиссера тоже. Ну,
то есть это как будто стало реальностью. Так я, во всяком случае, могу
судить по себе. Если, например, когда я была маленькая и выбирала, куда поступать, мне казалось, что режиссером мне стать нереально. Во-первых, раз я из провинции, то какой мне ВГИК? Мои родители инженеры. И первые люди с высшим образованием в нашей семье. Из всех моих предков. Ну и куда я, значит, вообще собралась? А во-вторых, я женщина. А потом я на себе ощутила, как постепенно менялось отношение к женщинам в киноиндустрии. И к тридцати годам поняла, что
можно попробовать.

«когда я была маленькая и выбирала, куда поступать, мне казалось, что режиссером мне стать нереально»

На Анне: платье JIL SANDER, серьги FERRIFIRENZE, колье FERRIFIRENZE, кольцо FERRIFIRENZE, браслет FERRIFIRENZE

А вы режиссер или режиссерка?


Режиссер. Никого не хочу лишать права называться как ему или ей нравится, но себя обозначаю так. Но когда кто-то пишет режиссерка, я не буду поправлять или спорить, написали про кино — и спасибо вам, люди добрые, земной поклон. Не вижу в этом слове ничего оскорбительного.


До Московской школы кино вы закончили в МГУ факультет журналистики.
Вам пригодилась эта профессия?


Я была, наверное, очень романтически настроена в то время. Мне казалось,
что журналистика влияет на жизнь общества, жизнь страны. И журфак —
это был максимум экстрима для моей семьи, который я могла себе позволить. Максимум экстравагантности. Но, если честно, мне было 16 лет и я была абсолютным ребенком. Мне было интересно то, что я выехала из маленького города в большой, что у меня появились друзья, что мы можем как-то классно тусоваться. Я не хотела думать ни про будущее, ни про работу, ни вообще чем я хочу заниматься. Я нигде не подрабатывала во время учебы. Никакие заметки в газеты не писала, только проходила летом необходимую практику.
Все созревают в разный момент, у меня это, видимо, затянулось.


А сейчас чувствуете себя взрослой?


Конечно, я чувствую себя постарше, чем во время учебы. Но тогда было
такое беззаботное время, что даже в деньгах не было ценности. То есть
в той моей жизни у меня не было цели много зарабатывать. Я себе сформулировала, что хочу жить интересной, насыщенной жизнью. Это
было важнее всего. Я так и пыталась, собственно, прожить эти годы.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1500,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":750,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Каникулы» были про переходный возраст — не только у детей. Главные героини там вроде бы взрослые, но еще немножко подростки.


Какие-то черты детские, подростковые все равно сохраняются. Мне кажется,
без них нельзя. Если ты взрослый, считаешь, что ты всегда прав, все понял про эту жизнь, мне кажется, это очень опасное заблуждение. Я стараюсь проверять себя, не слишком ли я сейчас забронзовела, не начала ли я вещать. Мне кажется, это прямо худшее, что может произойти с режиссером, — когда он уверился в этом своем величии. Надо быть уверенным, но надо быть и уязвимым. Надо многое пропускать через себя, как делают подростки.


В «Каникулах» невероятная химия между героинями. Понятно, что и Дарья Савельева, и Полина Кутепова — прекрасные актрисы, но не всегда даже у самых лучших бывает такой мэтч. Как это случилось на вашей съемочной площадке?


Это началось еще на кастинге, где мы пробовали их в том числе в паре.
И, мне кажется, в этой химии очень много их работы. Не только на площадке. Не то чтобы они ходили на завтрак вместе, как подружки, но все равно встречались перед сценой и подробно разговаривали. Какие-то вещи они обсуждали между собой, и я туда не лезла.

«худшее, что может произойти с режиссером, — когда он уверился в этом своем величии»

У вас есть уже новая история, которую хотелось бы рассказать? Может быть,
как раз с вашей сценаристкой.


История есть. Причем мы придумали ее за один вечер, но пишем все равно медленно.


А это про что история?


Не могу сказать.


Но она наверняка тоже про женщин?


Там главные героини — женщины, девочки, их много. Это сценарий сериала.


Напоследок спрошу про нашу фотосъемку. Она тематическая — в интерьерах больницы. Вам сказали, в чем там концепция?


Концепция была в том, что у нас есть муза и творец. Они в больнице, но там дорогие наряды, дорогие украшения. Мне наши образы напомнили костюмы героев «Санта-Барбары» чем-то.


А вы были моделью раньше? Или вас так впервые снимали.


Впервые. Я ужасно не люблю сниматься и фотографироваться. Меня одевали, говорили, как встать и куда смотреть Но я, мне кажется, в этом смысле совершенно благодарный пациент. Если я могу не принимать никакие решения, я не буду их принимать. Я буду делать то, что мне говорят.


То есть вы режиссер, который не любит принимать решения?


Я их так много принимаю по профессии, что там, где это чужая работа, я готова ее отдать полностью, вообще без всяких предложений, идей, улучшений. Рада побыть объектом, а не субъектом.

На Анне: блузка JIL SANDER, юбка JIL SANDER, серьги FERRIFIRENZE, обувь KHAITE

Аня Чиповская

КОМАНДА



МАГАЗИНЫ 


ЦУМ
Jil Sander, Khaite, Valentino, Toteme, Dries Van Noten, Jude
Москва, ул.Петровка 2
8 (800)-500-80-00


Mercury


FERRIFIRENZE, Mercury
Москва, ул.Петровка 2


Leform
Москва, Дмитровский пер., д. 7,
+7 (495) 660-02-80


ATELIERMARU
Москва, Трёхгорный вал, 14 строение 1.

Фото:
Арсений Несходимов

Стиль:
Лера Агузарова

Креативный директор: Игорь Андреев

Стилист по волосам: Марина Рой

Визажист:
Эрнест Мунтаниоль

Гафер:
Сергей Иванов

Ассистент фотографа: Ирина Оборина

Ассистент стилиста: Амага Хутинаева

Ассистент продюсера: Лиза Светик

Продюсер:
Вика Слащук

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
3000
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}