Достоевский наносит ответный удар
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
15 февраля в 74-й раз открылся Берлинский кинофестиваль. Из главных мировых киносмотров он считается самым политизированным. Перед поездкой в Берлин Елена Слатина попыталась разобраться, как драматические события последнего времени и ощущение «жизни в учебнике истории» повлияли на форум и на что стоит обратить особое внимание в программе 2024 года.
Берлинале всегда старался представить в программе как можно больше территорий, а с момента падения Берлинской стены уделял пристальное внимание фильмам из стран бывшего «восточного блока». Совершенно особое место здесь занимал советский, а потом российский кинематограф. В годы холодной войны фильмы из СССР в программы не приглашались, но уже в 1975-м, в разгар застоя у нас и политики разрядки у них, окно из Европы приоткрылось и в конкурс Берлинале был приглашен Сергей Соловьев с фильмом «Сто дней после детства», а в жюри — киновед Ростислав Юренев (мобилизованный 25 июня 1941 года и прошедший всю войну от Крыма до Восточной Пруссии). Василий Шукшин с «Калиной красной» в том же году участвовал в «Форуме» — второй по значимости берлинской программе. Соловьев получил награду за лучшую режиссуру, а Шукшин — приз международной кинокритики. Казалось, что солнечный соловьевский фильм о взрослении и горькая картина Шукшина о раскаянии и неудавшейся попытке начать жизнь заново растопили лед отношений. В 1977-м победителем фестиваля стало «Восхождение» Ларисы Шепитько, а десять лет спустя — «Тема» Глеба Панфилова, и с тех пор Берлинале не обходился без фильмов из СССР, а потом из России. Их неизменно брали в программу, нередко они получали призы. В феврале 2022-го в секции Generation участвовал дебютный фильм Юлии Трофимовой «Страна Саша» — тоже про сто дней после детства. И даже в прошлом году в программе была российская картина — «Клетка ищет птицу» чеченки Малики Мусаевой, ученицы Александра Сокурова, правда, давно живущей в Германии.
В этом году ни одного российского фильма ни в одной программе фестиваля нет. Но есть российский режиссер и «русский след» в ретроспективной секции Berlinale Classics.
№1
«Архитектон»
Реж. Виктор Косаковский
(Германия, Франция, США)
Петербуржец Виктор Косаковский — один из самых известных в мире российских документалистов. Его «Да здравствуют антиподы!» о людях, живущих в противоположных точках земного шара, громко прозвучали на Венецианском фестивале, главным героем его «Акварели», также показанной в Венеции, были не люди, а вода (лед Байкала, водопады Венесуэлы, айсберги Атлантики и др.). Его «Гунда», спродюсированная Хоакином Фениксом разрывающая сердце история про свинью, была представлена в Берлине и получила множество призов по всему миру. Новая картина Косаковского — про камни, архитектуру и руины от античных храмов до развалин после землетрясения в Турции 2023 года. У человека, сумевшего сделать главной героиней свинью, и камни могут заговорить.
№2
«Достоевский»
Реж. братья Д’Инноченцо (Италия)
Спецсобытие фестиваля — сериал братьев-близнецов Дамиано и Фабио Д’Инноченцо «Достоевский». Но название обманчиво — к русской литературе сюжет отношения не имеет. Достоевский — прозвище серийного убийцы, который оставляет рядом с убитыми телами свои рассказы о том, как жертвы провели свои последние мгновения. А главный герой истории — следователь, который пытается разобрать почерк преступника. В 2018-м братья Д’Инноченцо впервые оказались на Берлинале в программе «Панорама» со своим дебютом «Мальчики плачут», а в 2020-м получили «Серебряного медведя» за «Плохие сказки» в номинации «Лучший сценарий». Как сценаристы они работали в «Догмене» Маттео Гарроне, одного из главных звезд современной итальянской режиссуры. Работы близнецов отмечены мрачными интонациями, так что, возможно, Достоевский в сериале не просто имя.
№3
«Империя»
Реж. Брюно Дюмон
(Франция, Италия, Германия, Бельгия, Португалия)
Бывший преподаватель философии прославился после переломного Каннского фестиваля 1999 года, когда без наград остались все главные звезды десятилетия, а жюри под руководством Дэвида Кроненберга, отдав «Золоту пальму» братьям Дарденн, а Гран-при Брюно Дюмону, отметило не просто новые имена, но и угадало (или задало, что в случае с Каннами практически одно и то же) новый тренд. Игривый и хулиганский постмодернизм сменился интересом к повседневности и стремлением найти в ней метафизическое измерение. Визитной карточкой первых фильмов Дюмона была монотонность, которую внезапно разрывало насилие. Но в 2010-х он сделал крутой жанровый поворот и начал снимать изобретательную буффонаду. «Империя», судя по описанию, выдержана именно в этом духе. Действие происходит в тихой деревне на севере Франции, где рождается необычный ребенок, и это событие провоцирует войну между внеземными силами добра и зла. Но пришельцам, конечно, предстоит познакомиться с традиционными деревенскими кретинами, которые есть в каждой картине Дюмона. Этот космический стеб, к слову, куплен для российского проката.
№4
«Космонавт»
Реж. Юхан Ренк (США)
Новый проект Netflix с Адамом Сэндлером, Кэрри Малиган, Леной Олин и Изабеллой Росселлини. В основе истории — абсурдистский фантастический роман чеха Ярослава Кальфаржа. Герой Сэндлера отправлен в космическую экспедицию исследовать «облако межгалактической пыли». Несколько месяцев болтаясь в холодном космосе, он переживает из-за того, что жена, возможно, не станет ждать его возвращения и устроит жизнь без него. Своим отчаянием он делится с космическим пауком (говорящим голосом Пола Дано). Режиссер фильма — швед Юхан Ренк, в прошлом музыкант, одна из песен которого звучала в сериале «Бивис и Баттхед», и очень успешный клипмейкер, снимавший клипы для Мадонны, Бейонсе, Кайли Миноуг, Дэвида Боуи. В кино дебютировал в 2008 году с фильмом «Скачивая Нэнси», после которого его пригласили снять несколько эпизодов «Во все тяжкие», но главным достижением Ренка стал сериал «Чернобыль».
№5
«Нужды путешественника»
Реж. Хон Сан-Су (Южная Корея)
Любимец и трехкратный лауреат Берлинале Хон Сан-Су в 2008 году участвовал в конкурсе с фильмом «Ночь и день», в 2013-м — с «Ничья дочь Хэ-вон», в 2017-м умудрился попасть не только в Берлин с «Ночью у моря одна», но и в Канны с картиной «На следующий день». В 2020-м был отмечен на Берлинале за лучшую режиссуру («Женщина, которая убежала»), в 2021-м приз за сценарий достался его «Вступлению», а в 2022-м Гран-при жюри — «Фильму писательницы». Следующей шаг по берлинской лестнице, очевидно, «Золотой медведь», но даже если не делать на это ставку, «Нужды путешественника» — одна из самых заметных приманок фестиваля 2024. Главную роль сыграла Изабель Юппер. Ее героиня, оказавшись в Корее без средств к существованию, решает преподавать французский двум местным девушкам. А в перерывах между занятиями лежит на камнях, попивая вино, — у Хон Сан-Су подобное времяпровождение неизменно оказывается очень содержательным.
№6
«Такие мелочи»
Реж. Тим Милантс (Ирландия, Бельгия)
Фильм открытия Берлинале — экранизация одноименного романа Клэр Киган 2021 года, вошедшего в шорт-лист Букеровской премии. Киллиан Мерфи, которого без преувеличения можно назвать актером 2023 года, играет простого ирландца, торговца углем и примерного семьянина. Действие разворачивается в 1985 году в местечке Нью-Росс. Встреча в монастыре в канун Рождества заставляет героя взглянуть в лицо своему прошлому и столкнуться с тайнами городка, контролируемого католической церковью. Это история про так называемые «прачечные Магдалины» — распространенные в Ирландии с конца XVII по конец XX века приюты для «падших» женщин, которых «перевоспитывали» с помощью телесных наказаний и принудительного труда. В главной женской роли — Эмили Уотсон. Продюсеры — Бен Аффлек и Мэтт Деймон. Режиссер Тим Милантс известен по сериалу «Острые козырьки», где тоже работал с Киллианом Мерфи.
№7
«Другой человек»
Реж. Аарон Шимберг (США)
Начинающий актер Эдвард, страдающий нейрофиброматозом, редким заболеванием, сильно деформирующим лицо, решается на экспериментальную операцию, после которой становится совершенно неузнаваемым. Знакомая режиссерка готовит постановку про его судьбу. Но когда Эдвард начинает играть роль, его новое лицо превращается в кошмар. В главной роли снялся Себастиан Стэн (Зимний солдат из вселенной «Мстителей»). В фильме также участвует актер Адам Пирсон, который в реальности страдает нейрофиброматозом и пережил уже 33 операции.
№8
«От Хильды
с любовью»
Реж. Андреас Дрезен (Германия)
Трагический байопик Хильды Коппи, немецкой коммунистки, которая вместе с мужем Хансом Коппи входила в группу сопротивления нацизму «Красный оркестр». Режиссер Андреас Дрезен — один из лидеров современного немецкого кино, постоянный участник Берлинале и обладатель приза каннской программы «Особый взгляд». Манера Дрезена близка к документальной, так что картина про антифашистское подполье, скорее всего, окажется одной из самых жестких на фестивале.
№9
«Сокровище»
Реж. Юлия фон Хайнц (Германия, Франция)
Еще один фильм про отголоски войны. Самым большим международным успехом Юлии фон Хайнц стал фильм «И завтра весь мир» (2020), в котором она рассказывает о собственном подростковом опыте в Антифа (картина участвовала в Венецианском фестивале). Главная героиня нового фильма — американская журналистка, которая в 1990 году собирается поехать в Польшу вместе с отцом, пережившим Холокост, но тот не хочет заново погружаться в давнюю травму, что порождает не только драматические, но и неожиданно комические ситуации. Неудивительно: роль отца сыграл остроумный британский актер и писатель Стивен Фрай. В главной роли — культовая для поколения миллениалов героиня, создательница «Девочек», обладательница «Золотого глобуса» Лина Данэм.
№10
«Жертвоприношение»
Реж. Андрей Тарковский
(Швеция, 1986)
Последний фильм Тарковского, снятый в Швеции, на шведском языке и с шведскими актерами, — философская притча про ядерный апокалипсис. На Берлинале будет показана копия картины, кропотливо отреставрированная в формате 4К Шведским институтом кино. «Жертвоприношение» участвует в ретроспективной секции Berlinale Classics, в которую также вошли фильмы Мартина Скорзезе (его в этом году фестиваль чествует за вклад в кинематограф), Карлоса Рейгадаса, Джона Шлезингера, Эрнста Любича, Карлоса Сауры.