Blueprint
T

Не только «Оппенгеймер» 

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Ирландец Киллиан Мерфи, один из любимых актеров Кристофера Нолана, наконец сыграл у него главную роль (и какую) — в «Оппенгеймере» о создателе ядерной бомбы. В преддверии премьеры вспоминаем лучшие фильмы актера, тем более что он, это ясно уже сейчас, один из главных кандидатов на грядущий «Оскар».

«28 дней»

Режиссер Дэнни Бойл,
2002

Мир узнает о Киллиане Мерфи

Пока Дэнни Бойл в начале нулевых пребывал в ссоре со своим leading man Эваном Макгрегором, Мерфи некоторое время побыл его заменой. Он снялся у Бойла в «Пекле», а до этого в «28 днях» — лучшем (и это медицинский факт) зомби-хорроре за двадцать лет, перезапустившем подуставший жанр. Бойл, всегда любивший «открывать звезд», проделал это и с Мерфи. У того до «28 дней» была, строго говоря, одна главная роль — в культовой экранизации «Дискосвиней» («Молокососы» до «Молокососов») — но то было в первую очередь ирландское предприятие. Главная роль у режиссера «На игле» выводила карьеру 26-летнего актера на принципиально другой уровень. Именно в «28 днях» Мерфи впервые увидел тогда 32-летний Кристофер Нолан, у которого он на данный момент сыграл в шести фильмах.

«Завтрак на Плутоне»

Режиссер Нил Джордан,
2005 

Мир узнает, что женщина из Киллиана Мерфи вышла бы хоть куда 

В современном общественном климате фильм, в котором цисгендерный мужчина играет транс-женщину, скорее всего особого энтузиазма бы не вызвал, но в 2005 году, когда режиссер «Интервью с вампиром» и «В компании волков» и вообще национальное ирландское достояние Нил Джордан взялся за экранизацию романа Патрика Маккейба «Завтрак на Плутоне», фурор был страшный. На дворе 70-е, глэм-рок входит в силу, в Ирландии лютует ИРА, а Патриция «Китти» Брайден, танцовщица и уличная проститутка, порхает между уличными взрывами и ищет родителей (отец, как выясняется, местный священник — в исполнении другого ирландского народного героя Лиама Нисона). Не откажем себе в удовольствии вспомнить, что Нил Джордан в «Завтраке» не в первый раз встраивал в хронику деятельности Ирландской республиканской армии истории трансгендерных людей — в 1992-м он выпустил совсем уж революционную по меркам времени «Жестокую игру», в которой боевик ИРА влюблялся в транс-женщину.

«Ветер, который качает вереск»

Режиссер Кен Лоуч, 2006

Мир узнает, что кепки «Бирмингем» Мерфи носит лучше всех 

К середине нулевых Мерфи уже пребывал в статусе одного из лучших ирландских актеров (в славной компании Питера О’Тула, Брендана Глисона и Дэниела Дэй-Льюиса), так что когда Кен Лоуч решил ненадолго отвлечься от социального кино и начал работу над своим историческим opus magnum об Ирландской республиканской армии в 1920-е, то выбор актера на главную роль был делом решенным. «Ветер, который качает вереск» о двух братьях, оказавшихся по разные стороны баррикад гражданской войны, получил в Каннах главный приз и стал самым кассово успешным фильмом в истории ирландского кино, а Мерфи продемонстрировал, что шерстяные двойки и кепки «Бирмингем» он умеет носить как никто другой. Последнее в развитии его карьеры сыграет, что называется, немаловажную роль (см. пункт «Острые козырьки»).

«Вечеринка»

Режиссер Салли Поттер, 2017 

Мир узнает, что Киллиан Мерфи видал его в гробу 

Режиссеры-авторы суперпластичного Мерфи, переигравшего в театре весь классический репертуар, начиная с Шекспира и заканчивая Чеховым, любили всегда. И он отвечал им взаимностью. Одна из недавних глав в истории этой любви — последний фильм великой Салли Поттер, которая в целом могла бы снять только «Орландо» с Тильдой Суинтон, и с нее было бы достаточно. В «Вечеринке» — истории одной семейной сходки, читай приговоре современному обществу — Мерфи отвечал за собирательный портрет нового капиталиста (банкир-психопат). Сравниться с фильмом могла только его рекламная кампания, в рамках которой и появился великий мем про Мерфи, закатывающего глаза и впадающего в транс посреди интервью. Очень скрытный актер, о личной жизни которого практически ничего неизвестно, тут же стал народным героем — и современные мемы про Нолана, который умоляет свою главную звезду приехать прорекламировать фильм, чтобы хоть как-то побороться с «Барби» Греты Гервиг, — это наследие промотура «Вечеринки». Которую, кстати, надо смотреть в любом случае.

«Острые козырьки»

Создатель Стивен Найт, 2013-2022

Мир узнает, что Киллиан Мерфи — звезда старого образца 

Если в американском кинематографе и телевидении рабочий класс — это главные звезды, которым посвящены лучшие в истории фильмы и сериалы, взять хоть «Крестного отца», хоть «Клан Сопрано», то в Англии традиционно любили романтизировать аристократию. Это обидное упущение и взялся исправлять создатель «Острых козырьков» Стивен Найт. Гангстерскую сагу о семье Шелби, которая после Первой мировой из бирмингемской уличной банды дорастает до парламента, Найт писал по семейным рассказам — его отец состоял в уличной группировке, участники которой, как и Шелби, вшивали в кепки опасные бритвы, а бабуля в свое время заведовала бухгалтерией в подпольном казино. Лицом революционного для британского телевидения проекта, который в кои-то веки решил отдать честь своим гангстерам, стал Мерфи — дня него роль старшего из братьев, контуженного ветерана Первой мировой, кокаиниста, убийцы и просто самого опасного человека в комнате, стала тем же, чем в свое время был Майкл Корлеоне для Аль Пачино. В прошлом году было объявлено, что по завершении последнего, шестого сезона Найт приступает к съемкам полнометражного фильма о приключениях Шелби.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}