Blueprint
T

Мир Кристофера Нолана

В российский прокат вышел «Довод» — новый фильм Кристофера Нолана, автора «Помни», «Престижа», «Темного рыцаря» и «Дюнкерка». Каждый его новый фильм неизбежно вызывает массу споров и полярных мнений: кто-то считает его великим и самым умным режиссером массового кино, кто-то — претенциозным графоманом, регулярно подкидывающим широкой аудитории поводы почувствовать причастность к чему-то Большому и Важному. По просьбе The Blueprint кинокритик Наиля Гольман разобрала мир Нолана на составные части: это поможет лучше разобраться и в фильмах режиссера, и в своих чувствах к ним.

Б

В

А

Г

Д

Е

Ж

И

К

З

Н

Л

М

О

С

Р

П

Ф

Х

Т

У

Э

Ц

Ч

Ю

Я

Кристофер Нолан, 50 лет, главный «авторский» режиссер среди тех, кто снимает сегодня ультрадорогие блокбастеры в Голливуде. Весьма претенциозный с точки зрения одних зрителей и неоспоримо гениальный с точки зрения других. Вне зависимости от эмоциональной или художественной оценки творчества А., сложно поспорить с тем, что он занимает достаточно уникальную позицию в современном кинематографе. В истории «голливудской системы» мало кому удавалось делать кассовые фильмы с настолько сложными сценариями. Начиная с дебютного «Преследования» и заканчивая вышедшим на прошлой неделе «Доводом» Кристофер Нолан последовательно внедряет в масштабное кино варианты сюжетов-перевертышей и успешно приучает массового зрителя к сложным сценарным конструкциям.

аа

АВТОР, ОН ЖЕ Я

бб

брат

Младший брат режиссера Джонатан Нолан, сценарист главных фильмов Кристофера. «Помни» сделан по его расказу (и сценарию), также он написал «Престиж», «Темного рыцаря», «Интерстеллар». Самостоятельно работает как сценарист и режиссер — например, последние четыре года он трудился над сериалом «Мир Дикого Запада» также с крайне сложносочиненной сюжетной структурой.



вв

время

Именно время, как правило, становится наиболее важной переменной во всех сценарных уравнениях фильмов Нолана (вернее, двух братьев Нолан — см. Брат). наиболее яркие примеры — «Помни», «Дюнкерк» и «Довод» (См. «Помни», «Довод»).

Наука (или искусство) толкования информации — в самом широком смысле всех этих слов. Этим термином поклонники Нолана любят называть то, что интересует его в природе историй и сюжетов. При всей многозначности приблизительно понять можно. Подавляющее число сценарных задач и парадоксов, которые решает Нолан, как правило, упираются в один большой вопрос: откуда взялась информация, на основании которой мы думаем то, что мы думаем, и есть ли причины в ней сомневаться? А если есть — то как понять, какой информации в мире мы в принципе можем доверять? Каковы правила ее верификации и трактовки, иными словами.

гг

ГЕРМЕНЕВТИКА

дд

«ДОВОД» (2020)

Новый фильм Нолана, который прямо сейчас идет в кинотеатрах по всему миру. Огромное, яркое и несколько утомительное двух с половиной часовое упражнение в сложении сюжетно-временных головоломок. Примечательно в первую очередь двумя отличными главными актерскими работами: непрошибаемый спецагент-протагонист Джон Дэвид Вашингтон (сын Дензела) и его напарник, небрежный умник в исполнении Роберта Паттинсона. Герои спасают мир в настоящем от будущего, в реальности — от возможной альтернативной реальности, в спонтанно сложившейся команде — от будущих версий самих себя. В меру сложная конструкция, теряющая львиную долю напряжения за счет того, что на каждом шагу она сама себя на всякий случай объясняет зрителю.

Ии

Интерстеллар

Один из «опусов магнум» (см. Opus Magnum) Нолана — большой, великий и сложный фильм о парадоксах пространства и времени. Группа ученых отправляется в пространственно-временой тоннель, стараясь обойти известные человечеству законы физического перемещения в космосе. Фильм написал Джонатан Нолан вместе с физиком Кипом Торном и основываясь на его теоретических исследованиях. Среди важных практических эффектов, которые это кино оказало на наш мир, — оно стало одной из экранных работ, триумфально вернувших нам всем «нового» Мэттью Макконахи.

кк

Куэй, братья

Герои крошечного документального короткого метра 2015 года, снятого с руки. Это портрет двух мультипликаторов, братьев-близнецов, в их мастерской. Удивительно камерная, необязательная, но именно этим и интересная работа Нолана — человека, который работает полжизни с братом и, как выясняется, является большим поклонником странной кукольной анимации.

Лондон

Город, в котором Нолан родился, вырос и снял свой полнометражный дебют (см. Самоучка). Это также город, из которого он уехал сразу после успеха первого полнометражного фильма, отчаявшись найти финансирование на фильмы, которые хотел снимать в будущем. «Британская киноиндустрия меня ни разу в жизни не поддержала», — отвечал он впоследствии на вопрос, почему решил продолжать карьеру в Штатах.

лл

мм

Мосс, Кэри-Энн

Кэри-Энн Мосс согласилась на съемки в «Помни», заинтересовавшись среди прочего тем, как роль Натали сочетается с фирменным спокойствием прославившей ее Тринити из «Матрицы». В результате спустя много лет актриса утверждала, что именно это была ее лучшая и самая интересная работа в жизни.

«Начало» (2010)

История о команде хакеров, погружающихся в подуровни человеческого сознания с целью добыть (или, наоборот, внедрить туда) какую-либо информацию. Важная роль Леонардо ДиКаприо. Фильм, после которого про Нолана как про Большого и Великого Голливудского Автора заговорил весь мир. Идею он вынашивал десять лет, зарабатывая тем временем достаточный кредит доверия, чтобы получить бюджет.

нн

Opus Magnum

оо

Словосочетание, которое используют журналисты, чтобы охарактеризовать примерно каждый фильм Кристофера Нолана с 2010 года.

Пп

«Помни» (2002)

Трагически овдовевший главный герой пытается одновременно обмануть себя и раскрыть собственный обман, страдая при этом от потери кратковременной памяти. Он ориентируется по старым фотографиям с подписями, свидетельству пары доверенных лиц и татуировкам на своем теле, где записано самое главное. Сюжет выстроен как временной ребус, зритель теряет и снова находит последовательность действий вместе с героем. В главных ролях — Гай Пирс и Кэри-Энн Мосс. Первая картина Нолана, получившая международное признание. А еще фильм, который принес Нолану награду MTV Movie Awards — как лучшему новому режиссеру.

Рр

Роттердамский кинофестиваль

Жюри MTV Movie Awards, очевидно, не слишком следило за европейским кино. Иначе они бы знали, что открыли дебютанта Нолана на Роттердамском, одном из самых экспериментальных и художественно новаторских среди первой десятки международных кинофестивалей. Здесь, где в 1999 году получил «Тигра» его первый полный метр «Преследование».

Самоучка

Отец Кристофера Нолана работал в рекламе, на папину камеру Super 8 мальчик снимал лет с семи. В колледже (где изучал английскую литературу) он снял свой первый полный метр: одолжил камеру у местного киноклуба, на все роли позвал друзей и родственников, а на площадку со всем оборудованием приезжал на такси. А еще до того случились несколько короткометражек, отметивших его на Кембриджском кинофестивале и, кстати, ставших первым опытом работы с его другом Джереми Теобальдом. В «Преследовании» Теобальду достанется главная роль, а в больших голливудских проектах Кристофера старый друг будет появляться уже лишь в крошечных эпизодах. В «Доводе» — в том числе.

сс

тт

«Темный рыцарь» (2008), «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

А также — «Бэтмен: Начало» (2005), первая часть трилогии Нолана, создавшей образ бэтменской саги 2000-х: реалистичный, мрачный, суровый и многослойный. Редкий случай — из всех больших режиссеров с «авторским» стилем именно он идеально решил две сложные задачи одновременно: сделал франшизу, с которой работает, лучше, и не потерял собственный стиль (этому помогли собственные картины, снятые в перерыве). Кстати, фильм 2012 года стал самой кассовой частью франшизы во всей ее истории.

уу

Уэйн, Брюс Он же Бэтмен, только без костюма

В мире франшизы, которую доверили перезапустить Кристоферу Нолану, это Кристиан Бейл. Он обладает уникально мощным низким голосом (когда в костюме), непривычно глубоко для комиксной франшизы прописанной историей становления и вообще характером. Часто говорят, что Нолан привнес в «Бэтмена» психологизм. Не менее важно, что он заставил своего «психологизированного» героя осознавать свою сущность. И даже говорить о ней прямо: «Как человек из плоти и крови я могу мало значить, могу быть уничтожен. Но как символ — как символ я могу быть вечным». (см. «Темный рыцарь»).



Фокусы

Фокусы Занятие, которым зарабатывают на жизнь герои остросюжетной исторической драмы «Престиж» (2006), которую Нолан снял сразу после своего первого «Бэтмена», вновь пригласив на одну из главных ролей Кристиана Бейла. Бейл и Хью Джекман играют двух иллюзионистов, всю свою жизнь находящихся в сложном противостоянии. Они делят профессию, учителя, симпатию женщин, секреты и прежде всего одержимость. В этой схватке они потеряют многое, а зрителю придется приложить все усилия, чтобы не потеряться в лабиринте, полном двойников, загадок и ложных разгадок.

фф

хх

 Херцог, Вернер

Человек, который не раз при разных обстоятельствах хвалил Кристофера Нолана. В частности, за его фильмы про Бэтмена. Например, в таких словах: «Сегодня вы редко встретите кинематографиста, который умеет фокусировать большие сцены в объективе одной камеры, Кристофер Нолан — один из них. И я его за это, знаете, очень уважаю. И еще за то, что он использует широкоформатную пленку».

Целлюлоид

цц

Джентльменский набор киномана с огромными бюджетами: экраны IMAX, пленка 70 мм. Самый красивый и самый дорогой способ снимать кинофильмы — конечно же, Нолан использует именно его.



чч

«Человек из стали» (2013)

Второй герой DC Comics, с которым работает Нолан, — Супермен. Этот фильм он не ставил (ставил его другой интересный автор, Зак Снайдер), но зато продюсировал и писал сценарий.

Ээ

Эмма Томпсон

Жена, соавтор и руководительница компании Syncopy Films, выпускающей все фильмы Нолана. В колледже, пока учились, вместе они возглавляли киноклуб и показывали студентам фильмы с пленки. Став старше, супруги продолжили работать бок о бок: Томпсон не только пишет вместе с мужем сценарии, но и продюсирует от запуска до выпуска каждый его фильм.

юю

ЮЛА

Юла Маленький талисман, который один из героев «Начала» всегда носит с собой, чтобы проверять по его вращению, в какой реальности он находится. Символ главных постулатов, к которым раз за разом возвращается в этом (и не только) фильме Нолан: время и пространство относительны, движение бесконечно, а человеческое восприятие — крайне субъективно.

Я (см. Автор)

ЯЯ

Я (см. Автор) — местоимение, которое, как иногда кажется, режиссер кричит с экрана нам прямо в лицо. Важно помнить, что это чувство, которое многие из нас испытывают на поздних фильмах Кристофера Нолана, на самом деле — субъективная реакция восприятия (см. Юла).

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}