Blueprint
T

Наши люди

В этом году на Берлинском кинофестивале показывают пять российских фильмов, из которых складывается альтернативный и негероический портрет страны — которая хочет фиксировать и решать собственные проблемы. Рассказываем о них и их молодых создателях, за которыми The Blueprint будет пристально наблюдать.

«Продукты 24»

В престижной секции «Панорама», которую в 1980 году в Берлине открыли, чтобы без проблем показывать остросоциальные фильмы и действующих классиков квир-кино, показывают «Продукты 24» — полнометражный дебют режиссера Михаила Бородина (в 2018 году его короткометражка «Я нормальный» попала в «Неделю критики» в Каннах). В основе сценария «Продуктов» — жуткая история 2012 года, когда стало известно, что в подсобке круглосуточного магазина в Гольяново больше десяти лет жили девять женщин и трое мужчин, находившихся в трудовом и сексуальном рабстве (пленники были гражданами Казахстана, Узбекистана и Таджикистана). О происходящем узнали после того, как одной из женщин удалось сбежать и найти правозащитную организацию, согласившуюся помочь.


После их освобождения, которое осуществляли активисты Российского трансгуманистического движения и движения «Альтернатива», прокуратура Москвы закрыла дело — за отсутствием состава преступления. Бородина на съемках фильма консультировали сами участники событий и правозащитники, и фильм, вместе с «Айкой» Сергея Дворцевого — очевидно, начало большого разговора о современном рабстве и положении трудовых мигрантов в Москве. Большинство главных ролей в «Продуктах» исполнили непрофессиональные актеры.


В это же время в специальной секции фестиваля Encounters, организованной в Берлине в 2020 году для поддержки молодых режиссеров, покажут «Брат во всем» — второй полнометражный фильм Александра Золотухина, выпускника кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, о которой мы подробно рассказывали и выпускники которой последние десять лет успешно представляют российское кино за рубежом (три приза Канн, показы в том же Берлине, Венеции и Локарно).


Премьера «Мальчика русского», которого Сокуров назвал самым удачным дебютом мастерской, в 2019 году тоже проходила в немецкой столице. Фильм, в котором сюжет о Первой мировой был зарифмован со съемкой репетиции оркестра, исполняющего Рахманинова, был снят в отчетливо сокуровской интонации. Последовавший за ним «Брат во всем», история братьев-близнецов, которые вместе учатся в военном училище на летчиков и подменяют друг друга на экзаменах, — уже более личная и самостоятельная картина для Золотухина, который вырос в Запорожье в семье военного летчика. Фильм снимали в настоящем авиационном городке руками оператора Андрея Найденова, который снимал «Дорогих товарищей» Андрея Кончаловского. Художественным консультантом на съемках был сам Сокуров.


«Брат во всем»

«Трэп»

«Haulout»

Есть россияне и в программе короткометражного кино. Здесь покажут «Трэп» выпускницы Петербургской школы нового кино Анастасии Вэбер и Haulout Евгении и Максима Арбугаевых. Для Вэбер, которая выиграла питчинг Школы нового кино с историей о современных подростках на городских окраинах, это первый большой международный успех и просто — всего второй короткометражный фильм. А вот оператор и режиссер «якутской новой волны» Максим Арбугаев, который показывает в Берлине короткометражку об экологических проблемах страны, в 2018 году стал первым российским кинематографистом, получившим приз за операторскую работу на кинофестивале «Санденс». Тогда на один из лучших смотров независимого кино в мире режиссер из Якутска привез фильм о черном рынке бивней мамонтов. Истории из опасной и незаконной экспедиции охотников за сокровищами (которые просто хотят заработать на кредит) в условиях вечной мерзлоты на Новосибирских островах зарифмованы со съемками ученых, занимающихся клонированием животных.

«Страна Саша»

Ну и наконец, в Generation 14plus, в которой показывают как бы подростковое кино (на самом деле, конечно, нет) участвует «Страна Саша» Юлии Трофимовой, экранизация одноименной повести Галы Узрютовой — история первой любви с сэлинджеровскими интонациями. Авторы сценария — Мария Шульгина и Елизавета Тихонова, у которых сейчас вышел сериал «Почка» с Любовью Аксеновой в главной роли (в любви к этой небанальной по интонации истории о коррумпированной инспекторше пожарной службы, кажется, расписались уже все). Комментируя сериал, они уже сказали, что надеются, что в России все-таки дадут шанс жанру, в котором можно «смело, лихо и смешно говорить о тяжелом и страшном». Давно пора.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}