Blueprint
T

5 фильмов Бернардо Бертолуччи

16 марта — день рождения Бернардо Бертолуччи (1941-2018), классика европейского кинематографа, обладателя двух «Оскаров» и наград Каннского и Венецианского фестивалей за вклад в мировое кино. Он снял около двух десятков фильмов (последний — в 2012 году), запавших в сердце нескольким поколениям — от вызывающе красивого «Конформиста» до «Маленького Будды» с Киану Ривзом. Специально для The Blueprint кинокритик Андрей Карташов рассказывает про пять фильмов Бертолуччи, которые обязательно стоит посмотреть — если вы этого еще не сделали. 

ТЕКСТ: Андрей Карташов

1

Стратегия паука

1970 год

Бертолуччи начал снимать очень рано, и в его первых фильмах еще слишком сильно чувствуется юношеское пижонство поклонника «новой волны» (иначе говоря, они очень эффектные и их почти невозможно понять). «Стратегия паука» — одна из первых больших удач 29-летнего на тот момент режиссера. Это экранизация одного из тех рассказов Борхеса, где сюжет с потенциалом большого романа изложен в нескольких страницах. Именно этим и пользуется Бертолуччи: он переносит хитроумный детективный сюжет о национальном герое в современную Италию и насыщает его ответвлениями и подробностями. Молодой человек приезжает в небольшой город — узнать подробнее о жизни и гибели своего отца, участника антифашистского подполья. Сонная провинциальная атмосфера скрывает в себе тайны, и герой выясняет не то, на что рассчитывал.

2

Последнее танго в Париже

1972 год

Во всех отношениях главный фильм Бертолуччи: самый известный, самый скандальный, да и просто самый. При всех своих (часто менявшихся) убеждениях режиссеру лучше всего удавались не рассуждения об идеологии и политике, а все, что связано с жизненной энергией, животными импульсами и сопутствующими движениями души. Часто это была темная энергия и жестокие импульсы — как в «Танго», трагической истории двух травмированных людей, разрушающих друг друга посредством анонимного секса в пустой парижской квартире. На совести Бертолуччи — судьба 19-летней Марии Шнайдер, так и не оправившейся от съемок, да и Марлон Брандо после фильма перестал разговаривать с режиссером. Сейчас, когда провокации против актеров на съемках перестали считаться оправданными, фильм остается настолько же скандальным, что в семидесятые, когда его запрещали за порнографию.

3

Двадцатый век

1976 год

Задуманный в качестве opus magnum и награжденный невероятно амбициозным названием, «Двадцатый век» длится больше пяти часов в полной версии и охватывает полвека итальянской истории. Это настоящий эпический роман, большой стиль европейского кино, которое в те годы переживало свою лучшую эпоху. Судьбы двух друзей детства (молодые Роберт Де Ниро и Жерар Депардье) перемалывают жернова истории — эта тема становится одной из ключевых для Бертолуччи, который к концу семидесятых разочаруется в левом движении и займет аполитичную позицию.

4

Последний император

1987 год

Еще одна грандиозная картина о человеке на фоне истории — на этот раз о наследнике китайской империи Пу И, которому выпало несчастье жить в эпоху перемен. Это другой Бертолуччи — снимающий международное кино в Китае на английском языке, собирающий миллионы в прокате и выигрывающий «Оскары» (фильм получил девять номинаций и во всех победил, включая призы за лучший фильм и режиссуру). Но и в «Последнем императоре» остается его характерная черта — пристальное внимание к судьбе героя, который здесь и не герой вовсе, а жертва обстоятельств: поэтому, несмотря на масштаб исторических событий, первая половина фильма почти не выходит за пределы пекинского Запретного дворца, где Пу И фактически заточен.

5

Мечтатели

2003 год

Обычно бывает наоборот, но Бертолуччи, который в молодости снимал чрезвычайно серьезное кино, вдруг обнаружил легкость интонации, когда ему было за пятьдесят. Последние четыре работы автора (начиная с «Ускользающей красоты»), снятые в Европе, — камерные истории о чувствах и чувствительности. Центральный из них — «Мечтатели», фильм, в котором автор возвращается во времена собственной молодости — конец шестидесятых. В фильме о парижском мае 1968-го Бертолуччи почти не показывает баррикады, все действие происходит в квартире, где трое юных героев устраивают личную революцию. В ретроспекции это бунтарское время для Бертолуччи оказывается временем взросления и обнаружения себя, политический же фон — фоном и остается. За это «Мечтателей» не любят серьезные интеллектуалы, но потому же он стал важнейшим фильмом для тонко чувствующих подростков своего времени: история наконец оказалась не важна, важны только чувства.

{"width":1200,"column_width":115,"columns_n":9,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true
[object Object]