Цвет в фильме: «Мечтатели»
![](/upload/7366/vms/a6eedcafb9a33a4b950ad1dcd978e5ba.gif)
ТЕКСТ: КАТЯ ФИСЕНКО
Вспоминаем культовую психоэротическую драму Бернардо Бертолуччи о свободе во всех ее проявлениях: любви, сексуальности, мысли и слова.
Главный герой фильма Мэтью приезжает учиться в Париж из США. Он болеет кинематографом и ходит в легендарную Синематеку на показы. Одна из первых сцен разворачивается как раз у ее закрывшегося здания — протестующие вокруг разбрасывают листовки, а Изабель стоит будто бы прикованная к ее воротам.
Примерно с этого момента отсчитывают свое начало студенческие протесты мая 1968-го, а с этой сцены — странная дружба двадцатилетних мечтателей-синефилов. Они запираются в роскошной квартире, отгородившись от внешнего мира в тот момент, когда на улицах творится история. Их личные отношения кажутся им куда важнее.
КРАСНЫЙ
![](/upload/7366/vms/77170587aadcd35fe591341133c94ef5.jpg)
Этот цвет присутствует в фильме отнюдь не буквально: события «красного мая» разворачиваются у зрителя на глазах, а Изабель и Тео в конце концов становятся его участниками — за любовь погибнуть не получилось, но есть шанс погибнуть за революцию.
![](/upload/7366/vms/8d3c0729b2e51102b5d84c651f313a62.jpg)
![](/upload/7366/vms/81cd13f1ad1aaec631e3c4b7d3bb5362.jpg)
![](/upload/7366/vms/0d41a2126e7f5cc30ba3409ccde9c194.gif)
![](/upload/7366/vms/18f1e964105681a7312d061360c82172.jpg)
![](/upload/7366/vms/4c03b41ff84e4e14451c8872adc0ebf9.jpg)
Однако и зримых отсылок к этому цвету в фильме достаточно. Большинство нарядов Изабель алые: платье с асимметричным воротом и ридикюль для походов в синематеку, типично французский берет, шелковая блуза и строгая рубашка с широким воротником, атласный халат и даже мундштук.
![](/upload/7366/vms/d8608ba9942a795c1e001f77ed291768.jpg)
![](/upload/7366/vms/c4a80dc56ab2361dad381e34e6967690.jpg)
Богемная квартира французской семьи, в которой герои постоянно пьют красное вино, тоже полна этого цвета. Деревянные багровые стены коридора ночью светятся так, что кожа крадущегося полуобнаженного Мэтью сама загорается красным. Комната Тео вся без обоев — но с алой афишей «Китаянки» Годара на полстены, красным покрывалом, ориенталистскими мотивами на шторах и бюстом «красного» лидера, чью «красную книжечку» так часто вспоминает герой.
![](/upload/7366/vms/f8bf03fc6b7dcd0d93f600b1bee1b78b.jpg)
![](/upload/7366/vms/666046c668d607ec7fedebe846334fb5.jpg)
ПАСТЕЛЬ
![](/upload/7366/vms/db9393fa4cca140f57865f659c9d36c3.gif)
![](/upload/7366/vms/f0ace45c50e9c41d4a157fc88876e5f3.jpg)
Розовый, зеленоватый, голубой, нежно-желтый — в этих тонах преимущественно выполнен эклектичный интерьер квартиры героев: антикварные диваны, обилие лепнины, миниатюрных скульптур и хрустальных ваз в стиле рококо отлично сочетается с актуальной в 1960-е футуристической мебелью на кухне.
![](/upload/7366/vms/e3b60d6f6be96b5bd8fe0cecad00957f.jpg)
![](/upload/7366/vms/bc82dd489829db3b3c9707f502b5f9d2.jpg)
![](/upload/7366/vms/9e92e20404f86778681761f88647269c.jpg)
![](/upload/7366/vms/4814729554a1e9efa3f177dfe761fddd.jpg)
Несколько выбивается из общего стиля комната Изабель — подчеркнуто инфантильная, вся в розовых тонах: с обоями в цветочный орнамент, плюшевыми медведями и восточной живописью на стенах. Сама она тоже носит шелковое бледно-розовое неглиже — правда, с черными перчатками до локтей — и рубашку в цветок. Самодельный шалаш — укрытие внутри укрытия — троица сооружает из тканей пастельных тонов.
![](/upload/7366/vms/7fdf8844ba86ed1ceebcfc3fa4191a6f.jpg)
БЕЖЕВЫЙ
![](/upload/7366/vms/d3c6a225346897896a577ba3e6c49939.jpg)
![](/upload/7366/vms/3b673aa3a6b4839d69a0861b0aec7527.gif)
Несмотря на то, что, пожалуй, большую часть фильма герои полуобнажены или раздеты, наблюдать за предметами их гардероба нюдовых оттенков не менее увлекательно. В этом смысле показательны костюмы Мэтью: в начале фильма он носит аккуратный бежевый костюм в клетку и рубашку, застегнутую на все пуговицы, к середине же — вообще избавляется от всякого верха и выходит обедать исключительно в штанах или накидывает на себя шелковый халат в восточном стиле, который рифмуется с нарядами Изабель.
![](/upload/7366/vms/07a00bd94358522a90cfb8d146e7c619.jpg)
![](/upload/7366/vms/f052d6dfb0edd5aabd091a227fb63a73.jpg)
![](/upload/7366/vms/1c33d2365ac523167beaa188ae9cefe6.jpg)
![](/upload/7366/vms/4ef06924a5ccf3b7183a9feccc041359.jpg)
![](/upload/7366/vms/6f4fe77cfa1a3e63c0da2c764687154f.jpg)
![](/upload/7366/vms/9723404ce5ba35b2cacefcb897d27e2b.jpg)
![](/upload/7366/vms/3b1328a7e3b94a0f66226dba56454ec6.jpg)
Чёрный
![](/upload/7366/vms/763258d55fb2daf260985776bf7d9d60.jpg)
Этого цвета в «Мечтателях» не так уж много: первое, что приходит на ум, — водолазки и шевелюра Тео. Но на протяжении всей картины в ткань фильма вплетаются черно-белые кадры из старых шедевров, по которым ностальгирует Бертолуччи и его герои. Заканчиваются «Мечтатели» тоже черно-белым изображением, еще пару секунд до этого остававшимся цветным, но на нем сплошь темнота, горящие покрышки и черные силуэты полицейских, бегущих то ли на протестующих, то ли на зрителя.
![](/upload/7366/vms/868fd1ba119b1f7d0788bd668cc9a5a6.jpg)
![](/upload/7366/vms/70b54da83191952503359335412254c8.jpg)
![](/upload/7366/vms/25921d01b219b384eebe2fffc8e32047.png)
![](/upload/7366/vms/99fe156d293f57248aa496c3210ac16a.png)
![](/upload/7366/vms/107740f1cdcd8903ae8cd295bbe28004.png)
![](/upload/7366/vms/9c4028d80fff36b29336e1f80644539a.png)
![](/upload/7366/vms/507d9fcb0f8a8d8f2112cab952fea382.png)
![](/upload/7366/vms/a1edb278140ae63e328ba2cc8f6d6dec.png)
![](/upload/7366/vms/3d0d889d9506899168cf9e69ae0d20ba.png)
![](/upload/7366/vms/845418cc0a9cecebec8af8ce05c373ed.png)