Стилистика 90-х в фильме «Мамочка»
Текст:
Дарья Блинова
20 марта Ксавье Долану исполнилось 29 лет. В то время как большинство режиссеров в таком возрасте только начинают карьеру, Ксавье уже сформировал свой запоминающийся стиль. Пересматриваем «Мамочку», за которую он удостоился премии «Сезар», разделил приз жюри в Каннах с самим Жан-Люком Годаром, а аплодисменты после показа не утихали пять минут.
![](/upload/7133/vms/a27d6d2ef09918bc639338c156a51a03.png)
В фильмографии Ксавье Долана уже шесть работ, и режиссер задействован на каждом этапе. Он сам пишет сценарии и монтирует, одновременно играет и режиссирует, выступает продюсером и художником по костюмам. «Мамочка» начинается с самого интимного элемента — белья, сохнущего во дворе. Уже первым кадром Ксавье заявляет, что весь фильм будет очень личным. Это проявляется не только через тему отношений между невротичной матерью и неуправляемым сыном, но и с помощью одежды и локаций. Провинция Квебек, где происходит действие, является малой родиной Долана, а 1990-е, на которые пришлось детство режиссера, послужили вдохновением для визуального ряда. Модный код последнего десятилетия XX века считывается без труда.
![](/upload/7133/vms/58e74f4d113f2154e9e059e574fe8606.jpg)
![](/upload/7133/vms/406a26ccabef0bae8ddea5e180c3c3ae.jpg)
![](/upload/7133/vms/12a67bc987fb7a501478dd48def667cc.jpg)
Еще прежде, чем зритель замечает пустынные окраины или аппликации вдоль всей длины джинсов, в глаза бросается кадрирование. Соотношение сторон 1:1 образует квадрат, для многих ассоциирующийся с форматом инстаграм-фото. Герои загнаны в треть экрана, все лишнее попросту отрезается, даже имя Diane сокращается до Die, а приветствие магнитофона hello превращается в hell. Сюжетно это история о небольшом промежутке жизни Дианы, ее сына Стива и об их соседке Кайле. Но Долана гораздо сильнее занимают их чувства, и таким ловким способом нас буквально заставляют сконцентрироваться на важном для режиссера аспекте, потому что всего остального попросту не видно.
![](/upload/7133/vms/a6f3e71cad328e1da265034c23fe9519.jpg)
![](/upload/7133/vms/960943b14189a83eb8f77c47979b266f.jpg)
![](/upload/7133/vms/49654f1834f6fdd9b59d80eb40e8326e.jpg)
![](/upload/7133/vms/79211eac7e38ad5b41bda5d517e92be0.jpg)
Первая встреча матери и сына случается, когда Диана забирает Стива из интерната. Голубоглазый блондин с дурными манерами, словно Кевин из фильма «Один дома», достигший подросткового возраста. На самом же деле его прообразом был Эминем, подростки из пост-СССР и скейтбордисты. Стиль Стива довольно олдскульный: широкие камуфляжные штаны, массивные цепочки и снепбеки родом из первых клипов Эминема.
![](/upload/7133/vms/524dd65903671fc5cb682cd793ff6c53.png)
![](/upload/7133/vms/b2172a35cb8106f47c3d5ef8d3bf0148.jpg)
![](/upload/7133/vms/028b3e37896283be3c24bc54882800e7.jpg)
![](/upload/7133/vms/a4ede586dc7c86e7ae36d68346724aba.jpg)
Актриса Энн Дорваль уже играла роль матери в первом фильме Ксавье. Но если в «Я убил свою маму» фокус был на сыне, то здесь внимание перераспределяется. Диана — квинтэссенция представлений о сексуальности в 1990-х: просвечивающие блузы, ультракороткие платья и высоченные каблуки. Прототипом ее образа послужила Эрин Брокович из одноименного фильма. Диана не стесняется своего тела или своих эмоций, откровенность в самовыражении — ее способ взаимодействия с миром. Символична в этом смысле сцена, где она облачена в белый корсет, который позже окажется перепачкан кровью ее сына.
![](/upload/7133/vms/e083965c11b4f96214e95df97afeb518.png)
![](/upload/7133/vms/e43bcb67b4bb2bd5ebab3d83fae71b52.jpg)
Условно плохой вкус семейства Дюпре не служит причиной меньше сопереживать или симпатизировать им. Розовые велюровые треники Juicу Couture мамы и синие спортивные штаны adidas сына — не упрек и не насмешка. Ксавье искренне любит такое наследие прошлого и сам руководит съемочным процессом в штанах с тремя полосками. Ему, вероятно, была бы близка позиция Демны Гвасалии: «Я никогда не собирался возносить уродство на пьедестал. Для меня это скорее о том, что было списано со счетов как уродливое. В конце концов, кто решает, что уродливо и что красиво?»
![](/upload/7133/vms/fcb006771b58c095dcca5e59816c3e71.jpg)
Долан мастерски работает с цветом. Основополагающее сочетание голубого и желтого в фильме незаметно кочует из кадра в кадр: будь то крошечные вкрапления вроде стакана с апельсиновым соком и голубая салфетка рядом или проходящие сквозь весь кадр желтые разделительные полосы шоссе и ясное небо. В зависимости от пропорций при смешении желтого и голубого получается разного рода зеленый. Именно он режиссеру и нужен для менее приятных моментов. Токсичные отношения словно требуют оттенка под стать, который, подобно кислоте, разъедает экран. И появляется он только во время полного отчаяния, проявления насилия или слабости: Стив в караоке окружен зеленым сукном бильярдного стола, возле которого он ввяжется в драку, Кайла сообщает о своем переезде в пиджаке оливкового цвета, Диана спускается в подвал, залитый оттенком шартрез, где спрятана выпивка и сигареты. Но Ксавье предусмотрительно не оставляет своего зрителя окруженным не самыми приятными глазу оттенками. Он заканчивает фильм белоснежными кедами: в них Стив устремляется в алый закат.
![](/upload/7133/vms/4a10ffcd8919ef2cf52c0022221e6cab.png)