T

Агентка 007: эволюция девушек Бонда

Фото: Getty Images, архив пресс-службы

текст: 

елена кушнир

7 октября на российские экраны выходит «Не время умирать» — один из самых ожидаемых фильмов года и двадцать пятая часть франшизы о Джеймсе Бонде, в которой Дэниел Крейг сложит свои полномочия супершпиона. Да, в 2021 году феминизм окончательно проник в главную мужскую франшизу. Бонда столкнули с пьедестала, а заветный номер 007 получила новая агентка МИ-6 по имени Номи, которую играет темнокожая британская актриса Лашана Линч. Елена Кушнир подводит итоги неизбежной эволюции девушек Бонда — от объекта к субъекту.

Шон Коннери в роли Бонда и Хонор Блэкмен в роли Пусси Галор

Девушки Бонда неотделимы от него самого. Роли возлюбленных или помощниц секретного агента были хорошим стартом для начинающих актрис, принося им статус секс-символов. Именно такими подруги агента 007 и были задуманы в книгах Яна Флеминга: младше его примерно на десять лет, красивые «статусные» женщины, дополняющие атрибутику успеха образцового самца — дорогие машины, часы, сшитые на заказ костюмы и пятизвездочные отели. Девушки были одноразовыми, к каждому следующему фильму Бонд о них благополучно забывал (в романах Флеминга, впрочем, иногда вспоминал). Оставалась лишь вечно сохнущая по недосягаемому боссу секретарша Манипенни, поскольку не всем «везло» провести ночь с Бондом и проснуться наутро с простреленной головой. За любовь Бонда большинству героинь приходилось жестоко расплачиваться, чтобы он мог спокойно двигаться дальше, спасая мир, а заодно очередную «деву в беде».

Плакат к фильму «Доктор Ноу», 1962

О месте девушек Бонда в жизни агента можно судить уже по первому фильму франшизы «Доктор Ноу» 1962 года. На постере картины лукаво усмехается Шон Коннери в смокинге, а рядом позирует целый полуобнаженный гарем. Само имя главной второстепенной героини фильма — Хани Райдер — прямо-таки один сплошной сексуальный намек, не говоря уже о ее внешнем виде. Пока на европейских экранах царила реалистичная «новая волна», а в Голливуде — пуританский кодекс Хейса, британцы беззастенчиво выпускали на экраны белокурую бестию Урсулу Андресс в белом купальнике. Ее афродитоподобное появление в кадре стало настолько знаковым, что впоследствии его дважды обыграли в бондиане. В фильме «Умри, но не сейчас» 2002 года из моря выходила Холли Берри в оранжевом бикини, а в «Казино „Рояль“» 2006 года «богиней Венерой» стал сам Бонд — Дэниел Крейг выныривал из голубых вод в голубых плавках, демонстрируя выдающуюся мускулатуру.


Урсула Андресс в роли девушки Бонда Хани Райдер

Урсула Андресс в роли девушки Бонда Хани Райдер

Дэниел Крейг в роли Бонда в фильме «Казино „Рояль“»

Холли Берри в роли Джиакинты «Джинкс» Джонсон

Но в 1960-е до радикальной смены гендерных ролей в мейнстриме было еще далеко. Девушки Бонда оставались жертвами обстоятельств, падающими в объятия неотразимого шпиона при первом же его появлении. Как в фильме «На секретной службе Ее Величества», где Бонда сыграл Джордж Лэзенби. Во вступлении Бонд приезжает на пляж, где в море пытается утопиться юная графиня Тереза ди Вичензо, и торжественно выносит ее на сушу. Терезу сыграла Дайана Ригг, которую современные зрители знают как ехидную Оленну Тирелл из «Игры престолов». Ее героиня стала единственной миссис Бонд во франшизе. Искренне влюбившись, Бонд женился — чтобы к финалу оказаться перспективным вдовцом, не отягощенным брачными узами. 


Дайана Ригг в роли графини Терезы ди Вичензо и Джордж Лэзенби в роли Бонда

Роджер Мур в роли Бонда и Джейн Сеймур в роли Солитер

В следующем десятилетии стереотипность женских образов в бондиане стала заметна даже внутри бондианы. Сыгравшая русскую девушку Бонда Анну Амосову в фильме 1977 года «Шпион, который меня любил» американская фотомодель Барбара Бах называла Бонда мужским шовинистом. В одном из самых фантастических фильмов франшизы «Лунный гонщик» 1979 года суперагент, которого играл Роджер Мур, знакомится с доктором Холли Гудхед. Это еще одно говорящее женское имя: с намеком на то, что героиня нехарактерно умна для женщины (по мнению самого супергероя). «Доктор — женщина?» — удивляется Бонд. На что Гудхед, которую сыграла еще одна американка-модель Лоис Чайлз, саркастично отвечает: «Ваша наблюдательность делает вам честь, мистер Бонд».

Барбара Бах в роли девушки Бонда Анны Амосовой

Лоис Чайлз в роли девушки Бонда Холли Гудхед

Мэриам д'Або в роли девушки Бонда Кары Миловы

В конце 1980-х, с появлением Тимоти Далтона в главной роли, бондиана стала мрачнее и реалистичнее. Вот только на женских персонажах перемены сказались не сразу. В картине «Искры из глаз» 1987 года британка Мэриам д’Або играет классическую хрупкую девушку Бонда, которую надо спасать от предавшего ее любовника, КГБ и множества плохих парней. Бонд, можно сказать, пользуется ее уязвимым положением. Когда она поначалу отказывается его целовать, он предлагает «просто позволить всему произойти» и укладывает ее на кровать. Но в следующем фильме Далтона «Лицензия на убийство» 1989 года Бонд, наконец, встречает крутую напарницу. Военная летчица Пэм Бувье (американка Кэри Лоуэлл) при первой же встрече спасает Бонду жизнь и не позволяет ему покровительственно к себе относиться. Разумеется, Пэм все равно влюбляется в Бонда, но из огнестрела палит
не хуже Сары Коннор в продолжениях «Терминатора».

Кэри Лоуэлл в роли военной летчицы Пэм Бувье

С наступлением в 1990-х эпохи Пирса Броснана создатели фильмов отчетливо делят между героинями слабость и силу, причем к первой прилагаются положительные качества, а к силе — коварство, жестокость и лживость. По сравнению с «Лицензией на убийство» это был откат назад. В фильме «Золотой глаз» 1995 года сибирская программистка Наталья Симонова, сыгранная польской моделью и актрисой Изабеллой Скорупко, хрупка, женственна и позволяет приставить пистолет к ее голове, за что вознаграждена любовью Бонда. А флиртующая поначалу с Бондом злодейка Ксения Онатопп (почти гоголевская по выразительности фамилия) душит мужчин ногами и получает от Бонда пистолетом по голове. «Хорошие девушки не берут на себя инициативу в сексе», как бы говорят нам. Правда, Ксения в исполнении Фамке Янссен получилась настолько колоритной, что едва не затмила Бонда. «Золотой глаз» стал первым фильмом бондианы, где М сыграла женщина — одна из сильнейших современных актрис Джуди Денч. И хотя Бонд—Броснан по старой традиции посмеивается над самим понятием сексуального харассмента, строгая начальница в состоянии его сдерживать.

Фамке Янссен в роли Ксении Онатопп

Изабелла Скорупко в роли сибирской программистки Натальи Симоновой

Джуди Денч в роли главы британской секретной службы MИ-6 M

Настоящие перемены начались с перезагрузкой франшизы в 2006 году — и приходом на главную роль Дэниела Крейга. «Казино „Рояль“» снимал режиссер «Золотого глаза» Мартин Кэмпбелл, который усилил в новой картине роль М, сделав ее даже жестче, чем прежде. Мы также впервые увидели в бондиане вместо мисс Манипенни мужчину-секретаря. А Бонд так сильно влюбился, что сначала уволился из МИ-6, а затем остался с разбитым сердцем. За это была ответственна чиновница из королевского казначейства Веспер Линд — не только сногсшибательно красивая, но и невероятно умная девушка, которую сыграла Ева Грин. Впрочем, ум и сила характера не спасли ее от типичной судьбы девушки Бонда, и в финале она погибает. Но хотя бы впервые по-настоящему пробив его броню насмешливой невозмутимости.


Ева Грин в роли чиновницы из королевского казначейства Веспер Линд

В отличие от всех предыдущих героинь бондианы Веспер не оказывается забыта. В следующем фильме Крейга «Квант милосердия» 2008 года квест суперагента посвящен мести за ее смерть. Компанию ему составила агентка боливийской разведки Камилла в исполнении Ольги Куриленко. Невероятно, но факт: Камилла стала первой девушкой Бонда, которую он не попытался соблазнить. Неспешными шагами Бонд двигался к эпохе MeToo. Но пока он до нее не дошел, девушкой Бонда успела побывать сама королева Елизавета, снявшаяся вместе с Крейгом в 2013 году в специальном ролике о Бонде, посвященном открытию Олимпиады в Лондоне. За это ей даже вручили награду BAFTA и признали «лучшей девушкой Бонда».


В 2015 году продолжение бондианы «007: Спектр» тоже принесло перемены: первую «женщину Бонда». Так называет свою роль Моника Беллуччи, чья великолепная зрелая сексуальность соблазняет суперагента. В момент съемок актрисе было 50 лет — на 4 года больше, чем Крейгу! Что по умолчанию сделало ее героиню Люсию Скиарра, вдову итальянского террориста, самой старшей из возлюбленных Бонда. В «Спектре» появилась и психолог Мадлен Соунн, сыгранная француженкой Леа Сейду, актрисой преимущественно артхаусного кино. 

Ольга Куриленко в роли агентки боливийской разведки Камиллы

Новая любовь Бонда, Мадлен перекочевала и в нынешний «Не время умирать» — сыграв в нем и жизни агента по-настоящему серьезную роль. Можно было бы предположить, что создатели фильма уравновесят ее архетипичной подружкой Бонда: раньше эту участь уготовили бы кубинской агентке Паломе, сыгранной Аной де Армас. У нее действительно есть все качества девушки Бонда: она как минимум появляется в вечернем платье с головокружительным декольте. Но времена и правда уже не те, так что краткое взаимодействие двух разнополых агентов — образец профессионального поведения обеих сторон. Бонд благодарит Палому за помощь и вежливо откланивается. Потому что главная девушка Бонда в фильме теперь — это сам Бонд. Десятилетиями он спасал женщин, и в самый трудный час женщины, простив десятилетия сексизма, откликнулись. Новая агентка 007 оказывается верным товарищем, и Бонд, поначалу недовольный назначением на его место женщины, соглашается признать, что передает факел героине Лашаны Линч. Возможно, девушек Бонда мы больше никогда не увидим — пришло время женщин.


Моника Беллуччи в роли Люсии Скиарры

Ана де Армас в роли кубинской агентки Паломы

Читайте главные новости из мира моды, красоты и культуры в телеграм-канале
The Blueprint News

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}