Blueprint
T

Стиль в фильме «Казино «Рояль»

Релиз нового «Бонда», который планировался на этой неделе, откладывается на ноябрь. Редакция The Blueprint справляется с разочарованием ностальгией — пересматривает старые выпуски и вспоминает, до чего красивые платья были у Евы Грин в «Казино «Рояль».

«Казино «Рояль», поставленный пятнадцать лет назад Мартином Кэмпбеллом, дал знаменитой истории экранизаций Флеминга новый старт на экране — можно даже сказать, вернул ее к жизни. Дэниел Крейг, воплотивший легендарного агента после Пирса Броснана, был совсем не похож на своих предшественников. Не только внешне, но и по характеру, это был совсем другой Бонд. Ему было не так важно, взбалтывать «грязный мартини» или просто смешать; он много дрался, умел злиться, истекать кровью, ошибаться, выходить из себя. В общем, из условного героя он превратился в человека. Настолько, насколько позволил канон, конечно — но в рамках бондианы это был, пожалуй, беспрецедентного масштаба шаг в сторону психологизма. И да, это был агент 007, который может появиться на экране в футболке, надеть аляповатую рубашку с принтом на секретное задание в жаркой стране, а также пока еще не способен самостоятельно выбрать себе подходящий вечерний костюм. Вспоминаем о том, как, переодевая Крейга, «Казино «Рояль» заново выстроил на экране образ самого знаменитого агента британской разведки.

25 смокингов, которые не устареют

Гардероб 007 должен всегда быть немножко вне конкретной эпохи. «Стиль Бонда — это особый баланс между современностью и классикой. Эти фильмы живут долго, их часто пересматривают, — объясняет Линди Хэмминг, художница по костюмам нескольких частей бондианы, начиная с «Золотого глаза» 1995 года. — И потому, заказывая пиджаки, рубашки и аксессуары для Бонда, главное, что я учитываю: они не должны кричать о том, какой сегодня год на дворе». 


Костюмы для Бонда во вселенной, созданной Линди, шьют в Италии Brioni, за рубашки отвечают лондонцы Turnbull & Asser, и там же, в Лондоне, вручную компания John Lobb Ltd. производит его ремни и ботинки. За белье, футболки и прочие менее солидные, но не менее важные предметы гардероба отвечает британский бренд Sunspel. Цветовая гамма разнообразием не отличается: молочно-белый, серый, черный и оттенки синего. «Цвет устаревает быстрее», — отмечает Хэмминг, объясняя, почему в принципе старается никогда не одевать своих Бондов пестро. И мило добавляет, что от синего удержаться не могла, так как уж очень располагают к этому цвету светлые волосы и голубые глаза Крейга.


Помимо качества в случае Бонда также всегда стоит учитывать количество: даже самый уникальный и неповторимый смокинг заказывается для съемок в количестве около 10–25 экземпляров, ведь он должен быть на актере и на всех дублерах, во многих сценах драк, погонь и трюков. Для некоторых эпизодов, занявших в итоге на экране десятки секунд, было подобрано по 30 пар брюк. Кожаных курток Armani для «Казино «Рояль», например, тоже потребовалось 25. Но бренды рады пойти навстречу создателям фильмов про Бонда, особенно если речь идет о вещах из новых коллекций, которые появятся в магазинах примерно тогда же, когда фильм — на экранах по всему миру. Так что в данном случае специально для фильма отшили два с половиной десятка курток по цене 400 долларов за штуку вместо магазинных 4000.

От бушлата к костюму-тройке

Характер Бонда в этой экранизации «Казино «Рояль», по сути, отстраивается с нуля. С двух нулей, если можно позволить себе такой вульгарный каламбур, ведь этот роман Флеминга начинается как раз с того момента, когда Бонд получает статус с двумя нулями, позволяющий решать дела короны с применением оружия, ту самую «лицензию на убийство». В первой сцене — классической сцене перед титрами, мы видим его в кардигане и бушлате — одетым, как и подобает человеку, в общем-то буднично и по-военному, без небрежной элегантности, к которой мы привыкли за полувековую историю франшизы.


В целом вплоть до финала новоиспеченный спецагент будет щеголять без ремня и вообще позволять себе вольности, от которых его постепенно отучит роковая женщина Веспер Линд. Мы увидим и черную рубашку из полиэстера, расстегнутую на три пуговицы, в приличном ресторане, и неподобающе короткий рукав рубашки на парковке багамского отеля, позволивший ему «подработать» парковщиком. Чтобы добраться до сшитого на заказ костюма-тройки и с подобающим небрежным высокомерием произнести заветное «Бонд. Джеймс Бонд» в конце фильма, придется пройти еще немало суровых переживаний.

Алжирский любовный узел

Веспер Линд — женщина, ради которой агент 007 чуть не подал в отставку, — особенная героиня в истории франшизы, и гардероб ее также заурядным не назовешь. Хотя первыми в глаза бросаются не платья, а драгоценности. Знаменитое ожерелье, украшающее декольте Евы Грин большую часть фильма, — авторская версия традиционого «алжирского любовного узла», созданная дизайнером Софи Харли. Это она придумала серьги с сердечками, которые героиня носит в основных сценах. В сравнении с большей частью ее гардероба эти украшения кажутся немного легкомысленными, и вряд ли случайно: к концу фильма мы узнаем, что единственное, возможно, искреннее и слабое место в ее железном характере связано именно с ними. 


Декольте ее, кстати, практически всегда открыто — стиль у героини Грин одновременно элегантный, дерзкий и сдержанный. Путешествует она в черном тренче, черной шляпе и при красной помаде. На яхту поднимается в черно-белой матроске и при очках Versace. Умирает в красном. Черный брючный костюм на второй день знакомства она сменит на белый с юбкой-карандаш, но оставит широкий кожаный пояс. Черный, белый и красный — цвета, в которые она одевается практически все время — за исключением сцен беззаботного курортного романа и похода в казино, для которого Бонд дарит ей вычурное фиолетовое платье, которое она, впрочем, воспользовавшись обстоятельствами, мудро меняет в середине вечера на ставшее иконическим черное платье Versace. Кстати, один из ключевых моментов, на которых настояла сама Ева Грин, — тот факт, что платье остается при ней, когда ее героиня плачет в душе, увидев своими глазами, как делаются дела в разведке. А Бонд, возвращаясь в номер, просто садится с ней рядом и, не снимая брюк, делает воду потеплее — неслыханно целомудренное разрешение ситуации по меркам франшизы.

Роман воспитания

Безрассудная любовь к героине Грин, которая закончится трагедией и воспитает в Бонде привычного зрителю закрытого элегантного героя. И конечно, именно Веспер учит Джеймса основам безупречного шпионского стиля.


Их первая встреча начинается с диалога, в котором оба в прямом смысле судят друг друга по одежке: Бонд сообщает Линд, что ее черный брючный костюм не убеждает в том, что с ней легко договориться, а она на основании кроя его пиджака приходит к выводу, что он сирота, привыкший скрывать свое бедное происхождение. В этот момент, конечно, оба они уже весьма сильно друг в друге заинтересованы, и хоть красавица Веспер вслух высказывает свое фи («Езжайте следующим лифтом, боюсь, мы не поместимся все сразу — я, вы и ваше огромное эго»), к вечеру агент 007, оставивший в ее спальне весьма откровенное платье для совместного похода в казино, обнаруживает, что и она заказала ему смокинг.


— Но у меня есть смокинг.


— Есть смокинги, и есть смокинги. Мой выбор — второе. Мне нужно, чтобы вы выглядели как человек, который имеет все основания сидеть за этим покерным столом.


— Но он сшит на заказ!


— Я сняла замеры на глаз, как только вас увидела.

«Я сняла замеры на глаз, как только вас увидела», — если вы специальная сотрудница британского казначейства, находящаяся на секретном задании с агентом MI6, возможно, это то, как вы в первый раз признаетесь ему в любви. А также в том, что его привезенный в чемодане пиджак с атласными лацканами действительно не подобающая партия для вас на вечер, и главное — не достойная секретного агента униформа. Именно с этой сцены герой Крейга начинает превращаться на экране в того Бонда, к которому зритель давно привык: не пренебрегающего галстуком, всегда одетого чуть более сдержанно и официально, чем окружающие его мужчины, даже когда сюжет разворачивается в курортных декорациях. Но пока не обходится без эксцессов: к середине игры Бонд спокойно единственный за столом разоблачается до рубашки, являя миру белые подтяжки.


Сложно не отдать должное красоте, с которой Хэмминг при этом рифмует костюмы Крейга с облачением его главного врага. Ле Шифр, которого играет плачущий иногда кровью (старые раны) Мадс Миккельсен, одевается гораздо официальнее и роскошнее Крейга: он давно сидит за покерным столом, за которым надо показать, что у тебя много денег и мало страха. Настолько давно, что стиль его превращается в вычурный: центральную сцену Ле Шифр, вообще преимущественно одетый в полностью черные ансамбли, проводит в черном бархатном смокинге. Да, злодейский черный бархатный смокинг, который практически не отражает свет. Самый черный черный смокинг.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}