Стиль в фильме: «Бойцовский клуб»
20 лет назад на мировые экраны вышел «Бойцовский клуб» — картина Дэвида Финчера о слетевшем с катушек «белом воротничке» и его темном альтер эго. За это время фильм стал культовым: на сайте IMDb «Бойцовский клуб» занимает 9-е место в рейтинге лучших фильмов всех времен, а издание The New York Times назвало его «определяющим для культуры XXI века». 25 июля в честь юбилея «Бойцовского клуба» компания «Иное кино» выпустит фильм в повторный прокат. Посмотреть его можно будет в кинотеатрах сети «Москино». Вспоминаем стиль его героев и их влияние на мировую моду.
РАБОТА НАД КОСТЮМАМИ
Режиссер Дэвид Финчер известен в киноиндустрии как человек с особенным подходом к костюмам. «Дэвид не любит, чтобы одежда в фильме была заметной, и не жалует яркие цвета», — рассказывает в книге Деборы Надулман Лэндинс «Профессия: художник по костюмам» художник Майкл Каплан («Бегущий по лезвию», «Армагеддон», «Мистер и миссис Смит», «Перл-Харбор», «Бурлеск», «Я — легенда», «Звездный путь», «Звездные войны»). Картина «Бойцовский клуб» стала третьей по счету — самой яркой с визуальной точки зрения — совместной работой Финчера и Каплана. Ни в одном из фильмов режиссера ни до, ни после не была использована столь яркая цветовая палитра. И это полностью заслуга Каплана: художнику по костюмам пришлось побороться за свою идею и убедить режиссера в необходимости красного цвета, чтобы противопоставить гардеробы главного героя (Эдвард Нортон) и его альтер эго (Брэд Питт). «Я знал, что он [Финчер] ужаснется, увидев, сколько красного цвета я решил использовать. Но я был уверен в своей задумке, поэтому настоял на красном, и в итоге все вышло идеально». Как следствие в гардеробе Тайлера Дердена есть немало красных вещей: красные брюки, красные очки, майка с красной оторочкой и, конечно же, знаменитая красная куртка, которую Каплан нашел в одном из секонд-хендов. По-финчеровски незапоминающимся в итоге получился только рассказчик в исполнении Эдварда Нортона. А вот его агрессивное альтер эго и взбалмошная подружка носят на экране совсем не скромные наряды.
ТАЙЛЕР ДЕРДЕН
Для яркого и агрессивного Тайлера Дердена Майкл Каплан подобрал одежду, «которую сам бы хотел носить, если бы был достаточно крутым и дерзким». Так в гардеробе героя появились футболки с принтами, спортивные штаны, армейские ботинки и кроваво-красная кожаная куртка. Главной идеей было представить все эти вещи «пожившими», будто бы подобранными случайно на свалке. «Я понял, как именно можно обыграть персонажа и его специфическую манеру одеваться. Мне хотелось, чтобы все вещи выглядели так, будто они из комиссионного магазина — ведь у него не было денег, — и они должны были быть яркими, чтобы контрастировать со скучными бежевыми и серыми костюмами его альтер эго, — говорит Каплан. — Мы с Брэдом Питтом перемерили кучу вещей, которые я нашел в секонд-хендах, хотя большинство его костюмов все равно пришлось изготовить во множестве экземпляров, так как в сценах драк они постоянно портились и рвались. Новые вещи должны были выглядеть поношенными: мы шили одежду в мастерской и «состаривали» ее — ломали пуговицы, делали так, чтобы кожа потрескалась, запекали одежду в духовке, красили и стирали ее, чтобы она выглядела так, будто ее сшили тридцать лет назад, хотя ей от роду всего неделя. Помню, я даже прикрепил к одной вещи ценник степлером, а потом оторвал его, оставив небольшой след».
Основой гардероба Тайлера стали всевозможные футболки с яркими принтами и мешковатые штаны. «Я хотел использовать в образе Тайлера графические футболки из 1970-х со странными, нелепыми и ироничными рисунками, — признается Каплан. — Мне нравилась ирония футболок с принтами из 70-х, и ткань с порнографическим фотопринтом, которую я использовал для знаковой майки Тайлера, вызвавшей переполох среди цензоров». А вот мешковатые штаны были прямиком из ушедших 90-х. «Спортивные штаны мы использовали из-за их устаревшего фасона, цвета и удобства, — продолжает художник. — Тайлер часто носит рабочие штаны, которые всегда казались мне крутыми и удобными благодаря своей мешковатости. В сцене с утренним кофе Тайлер одет в халат с изображением кружек, это одна из любимых вещей Питта. Мне кажется, вы также можете заметить его мелькающие тапочки с зайчиками, когда он поднимается по лестнице. Честно говоря, до сих пор не могу поверить, что меня никто не остановил».
Залогом успеха яркого стиля Тайлера Дердена, ставшего в итоге культовым, стала доверительная совместная работа Питта и Каплана. Их дружба началась еще на картине «Семь» и продолжилась на съемках «Бойцовского клуба», а затем «Мистера и миссис Смит». Последняя картина принесла Каплану номинации на премию Гильдии художников по костюмам в 1999 и 2005 годах. «Ключом к успеху в «Бойцовском клубе» был Брэд Питт, он стал источником вдохновения для образа Тайлера, — говорит Каплан. — Не могу себе представить ни одного актера, который бы так идеально слился с теми образами, которые создал я и которые мы создали вместе. Он действительно был Тайлером Дерденом».
МАРЛА ЗИНГЕР
Марла Зингер стала единственным главным женским персонажем картины. Основа гардероба Марлы — максимально женственные вещи, призванные еще больше подчеркнуть ее хрупкость. Разрабатывая костюмы для этой героини в исполнении Хелены Бонем Картер, Майкл Каплан взял за образец предыдущие киноработы актрисы. Как выяснилось, играла она в основном «благородных» героинь: леди Джейн, Оливию, Офелию... Образы с налетом ретро Каплан смешал с современными, а платья — с широкополыми потрепанными шляпами и высокими массивными ботинками, которые необходимы были как стилистически, так и для того, чтобы уменьшить разницу в росте между актрисой и героем Питта/Нортона. Поучаствовала в создании образа и сама Бонем Картер. Например, именно она предложила визажистам наносить ей макияж левой рукой, чтобы добавить образу необходимой небрежности. В итоге сумасшедший замес из викторианских платьев, тяжелых ботинок, небрежного макияжа и аристократических манер (Бонем Картер действительно голубых кровей, она правнучка премьер-министра Великобритании лорда Асквита и внучка баронессы Бонем Картер) сделал образ Марлы культовым.
В гардеробе Марлы Зингер как одежда из винтажных магазинов и секонд-хендов, так и вещи, отшитые специально для роли: «Что-то было сделано на заказ, что-то найдено в комиссионных и винтажных магазинах и заново переосмыслено. Не было практически ничего нового, за исключением куртки от моего друга Рика Оуэнса, который в то время еще жил в Голливуде», — рассказывает Майкл Каплан. Несмотря на кажущуюся гармоничность и проработанность образа, Хелена Бонем Картер поначалу никак не могла «нащупать» своего персонажа. Как вспоминает Каплан: «Вскоре после того как Хелена получила роль Марлы, она позвонила мне из Лондона и сказала: "Мне нужна твоя помощь. Кто, черт возьми, эта Марла Зингер? Я понятия не имею!" Я ответил: «Думаю, Джуди Гарланд в миллениум». Так это и прижилось, во время съемок Дэвид Финчер называл ее Джуди.
Цветовая гамма гардероба Марлы, хоть и довольно экстравагантная, все же сводится к тёмным тонам. «Я чувствовал, что Марле нужно быть темной. Ведь я одел Тайлера ярко», — говорит Каплан. Таким образом внешний контраст героев усиливается еще больше. С началом отношений между Марлой и Тайлером меняется и гардероб героини. Сначала в нем появляется бледно-розовое шифоновое платье подружки невесты за один доллар, а затем темно-синее платье с пайетками: «Я подумал, что этот красивый цвет идеально сочетается с бледной кожей Хелены и ее темными волосами. Блестки стали данью уважения Джуди Гарланд и ее последним сценическим костюмам».
ВЛИЯНИЕ НА МОДУ
Работая в 1982 году над своей первой картиной — «Бегущий по лезвию», — Майкл Каплан предугадал моду будущего, и в 1999 году сделал это снова. Образы его героев в полной степени отражают стиль кэмп, максимально актуальный сейчас благодаря Vetements и Gucci. Спортивные штаны Тайлера в сочетании с искусственной шубой, футболками с принтами и яркими очками или викторианские платья Марлы вместе с массивными ботинками и потрепанными шляпами идеально вписываются в эстетику кэпма и смотрятся сейчас куда более актуально, чем при выходе картины 20 лет назад. Об этом, например, свидетельствует весенне-летняя коллекция Versace, явно вдохновленная культовым фильмом. Кроме того, некоторые бренды не просто вдохновляются «Бойцовским клубом», но и открыто делают ему трибьюты. Так, например, бренд Philipp Plein в 2014 году выпустил коллекцию нижнего белья под названием Fight Club.
Versace, весна-лето 2020