Стиль в трилогии
На волне популярности «Очень странных дел» и всеобщей ностальгии по 1980-м вспоминаем главную киносагу этой эпохи.
Фильм Роберта Земекиса, спродюсированный Стивеном Спилбергом, стал главным кинооткрытием 1985 года, собрав более 380 миллионов долларов по всему миру, что превосходило бюджет картины в двадцать раз. Не считая многочисленных номинаций, фильм завоевал «Оскар» за «Лучший монтаж звуковых эффектов», «Хьюго» за «Лучшую постановку» и «Сатурн» за «Лучший фантастический фильм». Но успех пришел не сразу: на запуск проекта у режиссера Роберта Земекиса и сценариста Боба Гейла ушло несколько лет — сценарий картины, написанный еще в 1981 году, отклонили 40 продюсеров. В итоге проект состоялся благодаря поддержке Стивена Спилберга, который привлек к производству не только собственную компанию Amblin Entertainment, но и киностудию Universal Pictures. (Спустя 30 лет создатели «Очень странных вещей» братья Даффер точно так же получат почти два десятка отказов, прежде чем заключат контракт с Netflix.)
У триумфа картины много составляющих, и одна из них — подход Земекиса и всей съемочной команды к изображению разных эпох. Создатели трилогии не ставили перед собой цель дотошно воссоздать (или придумать с нуля, когда речь идет о будущем) архитектуру, интерьеры и костюмы тех лет, когда разворачивается действие (1985, 1955, 2015 и 1885 годы соответственно). Вместо этого они сосредоточились на необычных деталях, а исторические нестыковки превратили в часть повествования. Так все попытки Марти Макфлая и доктора Эммета Брауна (или просто Дока) надеть что-то подходящее для эпохи, куда они отправляются, заканчиваются полным фиаско. Обыкновенная футболка оказывается странным нижним бельем, ковбойские сапоги съедает медведь, а пуховая жилетка воспринимается как спасательный жилет. Кроме того, трилогия изобилует отсылками к образам известных персонажей, старается предугадать моду будущего и подшучивает над модой прошлого. Для того чтобы во всем этом разобраться, приглядимся внимательно к каждому временному отрезку в трилогии.
1985
Это то настоящее, в котором работает съемочная группа, и период, когда разворачивается основное действие картины, именно сюда герои во всех трех частях возвращаются из прошлого и будущего. Одежда здесь соответствует современной фильму моде 1980-х. Культовый лук Марти Макфлая, который с момента выхода трилогии сотни раз воспроизвели в пародиях и оммажах, состоит из самых типичных вещей подросткового гардероба того периода — бордовой футболки Calvin Klein, клетчатой рубашки, джинсов Guess, двухцветной джинсовой куртки Guess Marciano, кроссовок Nike Bruin, часов Casio и пуховой оранжевой жилетки. Но когда в этом самом типичном для 1980-х луке Макфлай оказывается в прошлом, то первым делом слышит: «Парень, ты что, с корабля сбежал? Почему на тебе спасательный жилет?» Художник по костюмам первой части Дебора Линн Скотт в своем интервью говорит: «Когда мы выбирали жилет, то не думали, что он станет таким популярным и крутым. Нам просто нужен был предмет, который выглядел бы необычно в 1950-х и о котором можно было бы пошутить». Жилет этого фасона был крайне популярен в 1980-х, а вот в 1950-х он выглядел хоть и очень странным, но не шокирующим. В этом и была его основная «костюмная» функция: люди прошлого восприняли жилет как знакомый предмет, но не как повседневную одежду. Вот почему Макфлая принимают за моряка или портового работника, который почему-то носит спасательный жилет, но не распознают в нем человека из будущего. Дебора Линн Скотт продолжает: «С другой стороны, нам нужна была очень заметная и выдающаяся одежда. Кепки или пары кроссовок просто не хватило бы, они бы остались незамеченными. Так что оранжевый пуховый жилет был просто самым реалистичным вариантом».
Что касается остальных костюмов, то из-за ограничений в бюджете почти все они были найдены на складе Universal Pictures. Это касалось одежды как 1980-х, так и 1950-х, куда герои отправляются в первой части.
1955
«Надень на себя что-нибудь в стиле 50-х... что-нибудь незаметное!» — говорит Док Марти. И уже в следующем кадре мы видим Макфлая в черной кожаной куртке, черных очках Ray-Ban и черной шляпе, что с точки зрения моды 1980-х выглядит довольно-таки комично и очень даже заметно. А вот для моды 1950-х этот костюм действительно может служить маскировкой. В 1953 году, за пару лет до разворачивающихся в картине событий, на экраны США вышел фильм «Дикарь» с Марлоном Брандо в главной роли и мгновенно повлиял на молодежную моду. Девушки по всей Америке хотели парней, похожих на Брандо, а парни, соответственно, старались ему всячески подражать.
Лоррейн: Я никогда не видела раньше бордового белья.
Марти: Почему ты упорно зовешь меня Кельвином?
Лоррейн: Ну так тебя зовут, не так ли? Кельвин Кляйн? Это написано на всем твоем нижнем белье.
В моду вошла байкерская культура, а вместе с ней кожаные куртки, черные очки и шляпы. Так что Макфлай в таком виде действительно с легкостью растворялся в толпе. Помимо байкерских курток новую модную жизнь обрели футболки — с легкой подачи «дикаря» Брандо они стали самостоятельным предметом гардероба, а не только нижним бельем, правда, произошло это постепенно, лишь к концу 1950-х. Именно поэтому, когда Макфлай попадает в прошлое, его будущая мама не понимает, почему на Марти цветное нижнее белье, а бирка с надписью Calvin Klein и вовсе сбивает ее с толку, ведь для 1950-х это стандартный способ помечать свою одежду. В остальном Макфлай носит довольно типичную одежду 1950-х — красно-серый пиджак (по похожему лекалу потом будет создана куртка для одежды будущего), рубашку с мелким рисунком, синие джинсы и кеды Converse Chuck Taylor All-Star.
2015
При работе над третьей частью трилогии Земекис с командой старались всячески уйти от популярного в кинематографе того периода образа мрачного, киберпанковского будущего, очень ярко представленного в «Бегущем по лезвию» и «Терминаторе». Перед художественным и костюмным департаментами не стояла задача предугадать, как преобразится мир за четверть века, хотя они и обращались к исследованиям футурологов. Напротив, их целью было показать будущее с оптимизмом, создать «Хилл-Вэлли, который изменился к лучшему». Как рассказывает Земекис: «Мы не хотели угадывать будущее, мы хотели повеселиться на съемках и заинтересовать зрителя». В итоге одежда людей будущего выглядит как смесь моды рубежа 1980–1990-х (когда, собственно, и снималась вторая часть) с эстетикой дизельпанка — остро популярного в 1980-х благодаря трилогии про Безумного Макса
Художники по костюмам и реквизиторы следовали принципу «15:85», то есть 85% вещей должны быть привычны для зрителей, а 15% деталей могут выглядеть как нечто новое и необычное. (Характерный пример — джинсы с вывернутыми карманами. «Вытащи карманы, в будущем так ходят все подростки», — говорит Док Марти). «Будущее строится на прошлом, — рассказывает художник-постановщик Рик Картер. — А в большинстве научно-фантастических фильмов все выглядит так, будто пришел дизайнер и создал все с нуля. Но мир устроен не так». В итоге герои «Назад в будущее 2» сочетают довольно типичные силуэты 1980-х с очень странными аксессуарами: громоздкими браслетами, массивными ошейниками, многочисленными наколенниками и забавными головными уборами, которым в формировании образа будущего отведена ключевая роль. У хулигана Гриффа головной убор в виде молотка для отбивных, юный Элайджа Вуд в эпизодической роли носит металлическую кепку с козырьком в виде терки, среди массовки можно заметить головные уборы, напоминающие дуршлаг, сковородку для вока и даже ведро — судя по всему, художник по костюмам Джоанна Джонстон черпала вдохновение в кухонной утвари. С другой стороны, например, Гоша Рубчинский как раз в 2015 году (в рамках коллекции весна—лето 2016) надел на голову модели огромную шестеренку.
Менее забавным, но не менее интересным с точки зрения предугадывания трендов будущего выглядит гардероб Дока, состоящий из желтого плаща, желтых брюк, зеленых носков, бордовых ботинок, красной рубашки с иероглифами и прозрачного пластикового галстука. К слову, этот галстук один из немногих предметов, которые оказались действительно близки к моде будущего. В 2015 году (да и по сей день) рюкзаки, поясные сумки, туфли, сапоги и даже юбки и блузки из прозрачного пластика можно найти в коллекциях Gucci, Balenciaga, Stella McCartney, Marc Jacobs, Chanel, Valentino и других. Кроме того, на рынке действительно появились галстуки из необычных материалов, например, гексагональные галстуки Max Tie Hex. Интересно, что во второй части трилогии Док носит вещи, прямо намекающие на события третьей части (поскольку оба сиквела — «Назад в будущее 2» и «Назад в будущее 3» снимались одновременно), — это коричневые брюки карго и желтая гавайская рубашка с принтом в виде поезда и лошадей.
Как рассказывает Джоанна Джонстон, сложность создания костюмов для футуристической части фильма заключалась в том, что Земекис принципиально отказался от каких-либо референсов: «Концепция Боба ни на чем не основывалась, нам нужно было создавать все с нуля». Единственная конкретная задача состояла в том, чтобы костюмы были безразмерными, но при этом обладали специфической технологией — нажатие кнопки подгоняло бы куртку и ботинки под размеры своего владельца. Достигался такой эффект с помощью десятков прозрачных лесок, которые за кадром дергали ассистенты. И хотя бомбер с саморегулирующимся размером и автоматической сушкой так и не был изобретен, но главный предмет вожделения всех подростков 1990-х — кроссовки Nike MAG с автошнуровкой — все же стал реальностью. В 2011 и 2016 годах подобные кроссовки были проданы через аукционы ограниченными партиями. Вырученные средства пошли на благотворительные цели, в частности, в Фонд Майкла Джей Фокса, который занимается изучением болезни Паркинсона.
Кроме того, в 2016-м в продажу поступили самозашнуровывающиеся кроссовки Nike HyperAdapt 1.0 с системой E.A.R.L. (Electric Adaptable Reaction Lacing) — технологией автоматической шнуровки, благодаря которой регулируется тугость шнурков для оптимального прилегания. Система срабатывает, как только пятка соприкасается с датчиком. Цена этих кроссовок составила $720. В начале 2019 года компания Nike представила новые баскетбольные кроссовки Nike Adapt BB с функцией автоматической шнуровки FitAdapt, которую можно регулировать через приложение для смартфона даже прямо во время игры.
А вот летающие скейты так и не были изобретены. Правда, во время одного из телевизионных интервью Земекис пошутил, что «летающие доски уже давным-давно изобретены, просто компании по производству скейтбордов не желают их ставить в серийное производство. Но съемочной группе все же удалось раздобыть несколько таких досок». В итоге компания Mattel, логотип которой мелькает на летающих скейтах, была завалена телефонными звонками с просьбами немедленно продать ховерборды.
1885
Док: Тебе нужно что-то сделать с этой одеждой. Если будешь ходить по городу одетым вот так, тебя пристрелят.
Марти: Или повесят...
Док: Какой идиот тебя так одел?
Марти: Ты.
Марти: Ты уверен, что эта одежда того времени?
Док: Конечно. Ты что, вестернов не смотрел?
Марти: Да, смотрел, Док. Клинт Иствуд ничего подобного не носил.
В общем-то мода Дикого Запада воссоздана здесь довольно условно и напоминает скорее костюмы из вестернов, причем утрированные. Так что даже розово-голубая куртка с желтой бахромой и рисунком в виде модели атома не очень смущает местное население. Не говоря уже о кроссовках Nike Bruin, в которых Марти приходится бегать всю третью часть, так как его ковбойские сапоги съел медведь.
Еще один костюм в гардеробе Марти того периода состоит из синей рубашки, коричневых брюк, коричневой шляпы и коричневого пончо с геометричным рисунком и практически полностью косплеит костюм Клинта Иствуда из фильма «За пригоршню долларов». Кроме того, Марти Макфлай, который во второй части представляется Клинтом Иствудом, практически дословно, хотя и в комическом ключе, воспроизводит знаменитую сцену из этого вестерна.