Blueprint
T

Стиль в фильме «Орландо»


В повторный прокат вышел фильм Салли Портер «Орландо» — экранизация культового романа Вирджинии Вульф, окончательно закрепившая за Тильдой Суинтон статус главного андрогина киноиндустрии и номинированная на премии «Оскар» и BAFTA за лучшие костюмы. И это справедливо: в картине настолько точно воссозданы наряды четырех эпох, в которых разворачивается сюжет, что по ней можно изучать историю английской моды. За что еще фильм оценили критики и широкая публика, рассказала Анна Баштовая.

Лондон начала XVII века. Утонченный юноша-аристократ Орландо (Тильда Суинтон) становится фаворитом стареющей королевы Елизаветы I, которая на смертном одре жалует ему собственное поместье и значительное состояние, а взамен просит оставаться вечно молодым. Орландо подчиняется и на века остается миловидным красавцем, попутно влюбляясь в дочь русского дворянина, увлекаясь поэзией и пробуя себя в роли посла в Константинополе. Где крепко засыпает, а просыпается уже девушкой — такой же миловидной и утонченной. «Все тот же человек. Никакой разницы. Просто другой пол», — говорит Орландо—женщина — и возвращается в Англию, где за время его/ее отсутствия наступила эпоха Просвещения. В салонах спорят о высоком Джонатан Свифт и Александр Поуп, но женщин по-прежнему не считают достойными собеседницами. Орландо буквально и фигурально бежит от этого, попадает в объятия красавца из Америки (Билли Зейн) и впервые за века познает любовную близость. Картина завершается последним десятилетием XX века, где Орландо — писательница и мать.




Ориентироваться в этом путешествии во времени помогают костюмы: с каждой новой эпохой Орландо меняет и образ. Орландо—юноша времен Елизаветы I носит соответствующие времени дублет и обтягивающее трико. Орландо—девушка облачена в платье из бледно-голубого сатина с широким в соответствии с модой XVIII века кринолином, украшенным гирляндами роз. В Викторианскую эпоху Орландо предпочитает темно-синие и черные цвета, которые так любила сама королева Виктория. XX век Орландо встречает в характерной кожаной куртке-авиаторе. И наконец, в 1990-е годы, когда мы в последний раз видим героиню, она носит рубашку, брюки и пиджак мужского кроя — не только отражая моду 1990-х, но и подводя черту под долгой историей своих перевоплощений.




По «Орландо» можно по-настоящему изучать историю английской моды, настолько безупречно здесь воссозданы наряды четырех столетий, в рамках которых происходит повествование. Это заслуга именитой художницы по костюмам Сэнди Пауэлл, в арсенале которой не только четырнадцать номинаций на «Оскар» и три статуэтки, но и постоянное сотрудничество с Мартином Скорсезе, безупречно выверенные «Кэрол», «Как разговаривать с девушками на вечеринках», «Мэри Поппинс возвращается» и «Фаворитка».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":189,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":189,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":189,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":189,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Сейчас — проработав в киноиндустрии 39 лет и «одев» за это время 47 фильмов, — Пауэлл считается одной из лучших специалистов по историческим костюмным драмам. Но в начале 90-х, когда снимали «Орландо», за ее плечами было лишь три исторических фильма — «Караваджо» (1986), «На Англию прощальный взгляд» (1987) и «Эдвард II» (1991). Как позже вспоминала Тильда Суинтон, которая на съёмках «Орландо» сблизилась с Пауэлл и по сей день является её близкой подругой: «Из-за недостатка средств Сэнди выкручивалась как могла. Однажды мы даже отправились на рынок Брик-Лейн и закупили целую охапку индийских сари за копейки. Роскошные одеяния XVIII века, сделанные из сари, представляете!». В итоге подобные хитрости при небольшом бюджете и огромный талант принесли Пауэлл за «Орландо» первую из ее многочисленных номинаций на «Оскар» и BAFTA.







Отдельного упоминания достоин нестандартный кастинг актеров. Королеву Елизавету играет актер, поэт и гей-икона Квентин Крисп (кстати, именно ему посвящена знамения песня Стинга Englishman in New York), так что все сцены с Елизаветой становятся своеобразным перевертышем — Крисп играет женщину, а Суинтон мужчину. В фильме появляется и еще одна гей-икона — солист Bronsky Beat Джимми Самервилл: в начале фильма он в образе кастрата поет оду Елизавете, а в финале, в роли золотого ангела, исполняет серенаду Орландо. Дочку Орландо играет настоящая племянница актрисы Джессика Суинтон. Не говоря уже про выбор самой Тильды Суинтон: роль словно была написана для нее и стала для актрисы судьбоносной.




Именно с «Орландо» в фильмографии Суинтон начались кроссгендерные роли, включающие в себя как бесполого архангела Гавриила в «Константине», так и пожилого мужчину в «Суспирии» (где актриса носила не только сложный грим, но и муляж мужских гениталий — для полного погружения в образ). Как говорит о работе над картиной сама Суинтон: «Вульф написала «Орландо» в знак восхищения неопределенностью природы существования. Она верила, что творческий ум андрогинен. Я стремилась рассмотреть «Орландо» как произведение не о гендере, а о гибкости полностью пробужденного и чувственного духа».


Режиссер «Орландо» Салли Поттер позже шутила, что есть только одно золотое правило: «Никогда не пытайтесь экранизировать Вирджинию Вульф!». Несмотря на это фильм сразу полюбили и критики, и широкая публика. В 1993 году на фестивале Sundance картина стала чуть ли ни первым примером независимого, авторского, камерного, но при этом костюмного кино. В значительном влиянии «Орландо» впоследствии признавались такие именитые режиссеры, как Уэс Андерсон, София Коппола и Тодд Хейнс. А Карл Лагерфельд и вовсе посвятил картине фотосессию для Vogue — конечно же, с Тильдой Суинтон в главной роли и с костюмами Сэнди Пауэлл.


{"width":1200,"column_width":94,"columns_n":12,"gutter":6,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true