Легенда Голливуда Сэнди Пауэлл
архив
Что общего у пижамы Де Ниро в «Ирландце», мехового манто Кейт Бланшетт в «Кэрол», хрустальных туфелек Золушки и куртки-бомбера «Авиатора» Говарда Хьюза? Все их придумала легенда Голливуда, офицер ордена Британской империи, английский костюмер Сэнди Пауэлл. Лидия Агеева расспросила Пауэлл о любимых работах, охоте за винтажом и ухищрениях на съемочной площадке.
«Молодая Виктория», 2008
«Влюбленный Шекспир», 1998
«Авиатор», 2004
На полке лондонской квартиры Пауэлл— три золотых «Оскара» (за «Влюбленного Шекспира», «Авиатора» и «Молодую Викторию»), а 10 февраля у нее есть шанс взять еще один. В этом году Пауэлл номинирована за работу над «Ирландцем» Мартина Скорсезе — драмой про мафиозные будни в Филадельфии середины прошлого века, основанной на реальных событиях. Никогда не унывающая, харизматичная англичанка с огненной стрижкой, подруга Тильды Суинтон и Кейт Бланшетт — одна из самых востребованных художниц по костюмам в киноиндустрии и постоянная сотрудница Скорсезе. Они сделали вместе уже шесть фильмов, включая «Банды Нью-Йорка» и «Волка с Уолл-стрит». Всего у нее на счету четыре десятка фильмов и 15 оскаровских номинаций. И это при том, что у художницы нет законченного профильного образования: в свое время она бросила Сент-Мартинс из-за поваливших предложений о работе.
Я давно пристально слежу за каждой вашей новой работой. «Бархатная золотая жила», «Интервью с вампиром», «Вдали от рая», «Фаворитка» . В 2016 году вы даже соревновались сама с собой: ваши «Золушка» с «Кэрол» были номинированы на «Оскар» за лучшие костюмы. Скажите честно, за какой вы больше болели?
Нет, у меня нет фаворита (смеется). Работа над каждым из них была по-своему интересна, и я горжусь обоими. Вообще, когда я узнала [что номинирована за два фильма], была невероятно взволнована. Ведь это значит, что мои коллеги действительно восхищаются тем, что я делаю. Для меня это самая большая награда.
Кадры из фильма «Вдали от рая»
Многие не задумываются, что костюмы — это огромная часть любого фильма. Откуда вы берете идеи?
Обычно это результат огромной исследовательской работы и многочасовых обсуждений с режиссером и актерами. Иногда мы начинаем фонтанировать идеями уже на первой встрече. Бывает, конечно, что процесс сильно затягивается. Но чаще всего, стоит до чего-то додуматься, как идеи начинают приходить одна за другой.
Представим, что к вам попадает в руки сценарий нового фильма. Ваши действия?
Первым делом я изучаю период, над которым придется работать: хожу по галереям и библиотекам, читаю книги и журналы. Конечно, сижу в интернете. Я всегда учитываю моду — как современную, так и былых времен, вне зависимости от периода, над которым работаю. Ну и, конечно, мой самый большой источник вдохновения — это ткани. Зачастую я сначала нахожу материал, а потом решаю, какой предмет одежды из него создать.
То есть вы всегда учитываете современные модные тенденции?
Я, безусловно, в курсе всего, что происходит в модном мире. Но если говорить о моих персонажах, то я все-таки стараюсь не одевать их по последнему писку моды. Потому что пока фильм доберется до экранов, все эти вещи уже из нее выйдут! А вот от трендов на определенные ткани, к сожалению, никуда не деться: все материалы, которые костюмеры могут сейчас купить, созданы для модной индустрии. Так что в этом смысле в фильмах — даже в исторических — всегда будет что-то современное. Например, цвет или текстура материала.
А за кем обычно финальное решение по костюмам?
Мы его принимаем на пару с режиссером. Но, конечно, в итоге актер должен быть доволен. Я всегда обсуждаю костюмы с актерами. Например, Кейт [Бланшетт] и Руни [Мара] очень старались мне помочь (на съемках «Кэрол», — прим. The Blueprint). Это женщины с таким потрясающим чувством стиля! Я многому у них научилась.
Можно ли что-то изменить, когда съемки уже идут полным ходом?
Зависит от обстоятельств. Иногда в суматохе ты видишь: что-то не сидит, и если быстро сообразить, что к чему, можно успеть внести изменения. Один раз на съемочной площадке я ушивала плечи на пиджаке, потому что мне он показался слишком широким. Но такой просчет может заметить не каждый — нужен опыт. И, к сожалению, чаще всего, когда кадр отснят, ничего уже не исправить.
читайте также
Как вам больше нравится работать над «костюмными фильмами»? Вы находите где-то сохранившиеся наряды и перешиваете — или шьете с нуля?
Винтажную одежду можно взять напрокат у специальных компаний. У них огромные коллекции как настоящих вещей из разных эпох, так и воспроизведенных исторических нарядов. Но вообще выбор очень большой: я часто покупаю костюмы для фильмов в винтажных магазинах, у перекупщиков или на аукционах. А еще можно найти много интересного на eBay.
Черный винил и мантия из покрывала: костюмы Сэнди Пауэлл для «Фаворитки»
«Кэрол»: Кейт Бланшетт, Руни Мара и мода 50-х в рождественской драме о запретной любви
Кадры из фильма «Кэрол»
Вы как-то осовремениваете эти образы? Чтобы они были понятнее сегодняшней аудитории?
Такой цели у меня, как правило, нет. Но не спорю: то, что современный зритель видит на экране, должно быть ему понятно. Но это, на мой взгляд, больше зависит от самих актеров и их игры, чем от костюмов. Моя задача — помочь актеру чувствовать себя комфортно. Тогда их герои будут более правдоподобными, а следовательно, более выразительными и запоминающимися.
А где вы нашли те самые туфли для Золушки (в одноименном фильме Кеннета Браны 2015 года)?
Найти готовые мне не удалось! Так что пришлось делать их на заказ — со Swarovski. На это ушло полгода: чтобы соорудить настоящие туфли из хрусталя, им пришлось изобрести новую технологию.
Не хотелось самой их примерить?
Конечно, хотелось. Причем в них действительно можно ходить и даже танцевать.
Есть ли элемент в вашей работе, по которому вас всегда узнают?
Сложно сказать самой, по чему меня узнают. Но мне не раз говорили, что моя фишка — это цвет.
Откуда у вас такой интерес к моде? Какое оно, первое модное воспоминание Сэнди Пауэлл?
Наряды для моих кукол и мои собственные журналы моды! И то и другое в детстве я мастерила своими руками. Ткани брала у мамы: она всегда сама шила мне одежду. Так что мой интерес к костюмам и моде зародился, пожалуй, с рукоделия.
Что, на ваш взгляд, самое важное в профессии художника по костюмам?
Быть дипломатичным, готовым идти на компромиссы и работать сверхурочно, зачастую в ущерб личной жизни, которую иногда приходится отложить в сторону на время проекта.
Кадры из фильма «Золушка»
читайте также
При таком объеме работы, как у вас, наверное, без курьезов на площадке не обошлось? Что-нибудь эдакое вам врезалось в память?
Когда вы работаете столько лет в индустрии, трудно припомнить что-то одно. Я стараюсь подходить к рабочим моментам с юмором, но, по правде говоря, самое смешное — это накладки и ошибки. Конечно, костюмеры не постоянно присутствуют на съемочной площадке, но часто и мы становимся свидетелями забавных историй. Например, во время съемок «Золушки» рядом с Хеленой Бонэм Картер, исполнительницей роли Крестной, всегда был очень красивый молодой художник по свету. Ему нужно было залезать к ней под юбку каждый день, чтобы подключить батарейку для светодиодных ламп, вшитых в ее платье. Надо сказать, что Хелена никогда не жаловалась! А вот каждый поход в туалет был, скажем так, испытанием. У нее был настолько сложный костюм, что ее ассистенту приходилось буквально подносить ей под юбку портативный туалет. Зато можно было присесть на корточки где угодно! Удобно, скажите?
Стиль в «Орландо»: Тильда Суинтон, гендерная флюидность и четыре века английской моды
Кадр из фильма «Ирландец»
У вас есть кумиры?
Да, это великие художники по костюмам, легенды индустрии, мои предшественники. Особенно времен золотого Голливуда, такие как Эдит Хэд и Адриан. А еще меня вдохновляют современные дизайнеры и отличные режиссеры, с которыми я работаю.
По-видимому, речь о Мартине Скорсезе, Тодде Хейнсе и Ниле Джордане? С кем из них вам больше всего нравится работать?
Какой коварный вопрос! У меня нет любимчиков, а если бы и были, никогда бы их не назвала! Но не спорю, это большая удача работать по несколько раз с Нилом, Тоддом и Мартином. Мне посчастливилось работать и с ныне покойным великим Дереком Джарменом. Но я не могу выделить кого-то одного, работа с каждым из них — визуальное удовольствие и подлинный источник вдохновения.
И у вас есть возможность выбирать проекты, скажем так, «категории А». Есть кто-то, с кем пока не удалось поработать, но очень хочется?
Мне трудно назвать кого-то одного, с кем наши профессиональные пути пока еще не пересекались. Зато мне безумно хотелось бы снова сойтись на съемочной площадке с Тильдой Суинтон. Она одна из самых невероятных женщин, которых мне довелось наряжать, за всю мою карьеру. В последний раз мы работали вместе в 1992 году! А будь у меня машина времени, я бы с удовольствием придумала наряды для Кэтрин Хепберн и Бетт Дэвис.
А что-нибудь из классики литературы вы бы хотели «украсить»?
Сразу ничего не приходит на ум. Но было бы здорово сделать что-то эпическое, времен Наполеона.
И напоследок: ваша профессия влияет на ваш стиль? Или скорее наоборот?
Не скрою, что помешана на моде и обожаю классную одежду. Выбирая с утра, что надеть, всегда чувствую, что я под влиянием текущего проекта — и соответствующего исторического и модного периода. Нет, понятно, что я не стану разгуливать по лондонским улицам Лондона в нарядах из костюмерной. Но в моем гардеробе очень много винтажных сокровищ, и я стараюсь носить их как можно чаще.