Blueprint
T

Две экранизации «Маленьких женщин»

Сегодня на российские экраны выходят «Маленькие женщины» Греты Гервиг с Сиршей Ронан, Эммой Уотсон и Тимоти Шаламе, а в это воскресенье, 2 февраля, The Blueprint и историк кинокостюма Анна Баштовая представят его на спецпоказе в кинотеатре «Пионер». Классический американский роман Луизы Мэй Олкотт экранизировали уже не раз: только полнометражных фильмов по книге вышло семь, а еще есть сериал BBC и даже телемюзикл. Одну из самых известных и любимых киноверсий сняла Джиллиан Армстронг в 1994 году — с Вайноной Райдер, Кирстен Данст, Клэр Дэйнс и Кристианом Бейлом. Сравнение постановок Армстронг и Гервиг неизбежно: по просьбе The Blueprint Александра Тумаркина изучила, как изменились образы главных героинь (и одного героя) за 25 лет.  

Первый том романа «Маленькие женщины», написанного суфражисткой и аболиционисткой Луизой Мэй Олкотт, вышел в 1868 году — через три года после окончания американской Гражданской войны. В ней погибло больше миллиона американских мужчин, а миллионы американских женщин поняли, что теперь могут рассчитывать только на себя. Так и в романе Олкотт: отец семейства оказывается на фронте, а мать и четыре дочери остаются сводить концы с концами и строить новую жизнь в маленьком городке в Массачусетсе.


«Маленькие женщины» быстро стали классикой американской литературы. Впервые роман поставили на сцене в 1912 году: тогда его адаптировала драматург, журналистка и феминистка Мариан де Форест. После этого «Женщин» ставили в театре и кино с завидной регулярностью, так что перед актрисой и режиссером Гретой Гервиг стояла амбициозная задача побить прошлые рекорды. С чем она блестяще справилась. На грядущем «Оскаре» у фильма шесть номинаций: не только актерские, но и «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучшие костюмы». В 1994-м за них отвечала Колин Этвуд — любимица Тима Бертона и будущая четырехкратная обладательница «Оскара» к тому моменту уже успела сделать маску Ганнибалу Лектеру и руки-ножницы — Эдварду Руки-ножницы. В новом фильме костюмный цех доверили Жаклин Дюрран, зарекомендовавшей себя работой с Джо Райтом — в том числе «Анной Карениной» 2012 года, за которую она также получила премию Киноакадемии. Нельзя не отметить, что, восстанавливая стиль эпохи, обе опирались на картины американского художника Уинслоу Хомера, а Дюрран еще и на фотографии англичанки Джулии Маргарет Кэмерон.

1933

1949

1978

Джо

«Я одета аккуратно, мне не жарко и удобно. Вполне подходящий наряд для прогулки по пыльной дороге в жаркий день. Если для людей важнее моя одежда, чем я сама, я не хочу их видеть. Ты можешь нарядиться за двоих и быть такой элегантной, как тебе нравится. Тебе приятно быть изящной, мне — нет, и оборки мне только мешают».


Во всех экранизациях «Маленьких женщин» Джозефин «Джо» Марч сокрушается, что родилась девочкой, и старается перенять мальчишеские повадки — актрисы от Кэтрин Хепберн до Сирши Ронан ловко прыгают через заборы, бегают по улицам и в домашних спектаклях собственного сочинения играют мужские роли. Гардероб 15-летней фантазерки, а позднее подающей надежды писательницы Джо Марч — возможно, самый интересный в плане экспериментов для художника по костюмам. И Этвуд, и Дюрран старались максимально подчеркнуть во внешнем виде героини ее характер и свободолюбие. Прочтение 2019 года оказалось, разумеется, более радикальным.

1994

2019

Сирша Ронан

Вайнона Райдер

В фильме Армстронг то и дело мелькают нижние панталоны под подхваченным подолом платья (который еще и норовит попасть в пламя камина), а растрепанные волосы торчат из-под детской вязаной шапки — «правильная» одежда доставляет Джо много хлопот. Однако облик взрослой Джозефин уже вполне соответствует нормам приличий. «Вместе с режиссером мы решили, что хотим более реалистично передать эпоху, чем это было сделано в двух предыдущих экранизациях (имеются в виду фильмы 1933 года с Кэтрин Хепберн и 1949 года с Джун Эллисон) — они были слишком голливудскими, прически были современными, а макияж избыточным», — рассказывала Колин Этвуд в 1994 году газете LA Times. После переезда в Нью-Йорк героиня Райдер трансформируется в настоящую леди в практичных и сдержанных, но вполне конвенциональных платьях с корсетами и слоями тяжелых нижних юбок, а также объемном чепце, скрывающем аккуратную прическу волосок к волоску.

В экранизации Греты Гервиг мы видим куда более раскрепощенную в плане выбора одежды Джо. Она больше не мучается в неудобной одежде и принципиально не носит корсет, предпочитает ходить с распущенными или небрежно собранными волосами. Из-под платьев и свободных юбок теперь видны даже не панталоны и чулки, а пижамные штаны и теплые цветные носки, поверх часто накинут свободный мужской жакет. Жаклин Дюрран так описывает воображаемый гардероб Джо: «Возможно, она носила вещи своего отца или мужские вещи, которые кто-то мог оставить в доме. Таким образом она присваивала эту [мужскую] униформу в качестве своего «писательского костюма». Важный источник вдохновения для Джо — это ее друг и сосед Лори. В отдельных сценах они словно братья — оба в свободных рубашках и пестрых жилетах, и только длинная юбка Джо и выбившиеся из-под кепки пряди волос выдают в ней девушку. «Их симбиотическая дружба наводит на мысль о том, что, если Джо хотела носить мужское, она бы наверняка одалживала эти вещи у Лори». Даже в сцене признания в любви, которая у Армстронг стилизована крайне романтически (Райдер в белоснежном легком платье, с букетом цветов и распущенными волосами) героиня Ронан остается верна своему андрогинному стилю. Во взрослой жизни вдали от дома она раздвигает границы еще дальше — носит небрежно сбившиеся рубашки, галстуки, объемные блузы с жилетом, сдержанные мужские жакеты и пальто, а на встречу с издателем даже надевает котелок.

Читайте также

1.

«Красивый мальчик» и не только: за что мы любим Тимоти Шаламе

3.

Что носит Мерил Стрип в новом фильме «Примадонна»?

2.

Скромные платья «Рокового искушения»: история создания и историческая недостоверность 

Мэг

«Свое свадебное платье она сшила сама, вкладывая в каждый стежок нежные надежды и невинные мечты девичьего сердца. Сестры заплели в косы и уложили ее волосы, а единственным украшением, которое она приколола к платью, был букетик ландышей, любимых цветов «ее Джона».


Старшая сестра Мэг считается главной красавицей в семье. Она не разделяет радикальных взглядов Джо на институт брака, мечтает о замужестве и красивой семейной жизни в достатке. В отличие от Джо она куда большее значение придает своему внешнему виду и комплексует из-за бедности своего гардероба. Колин Этвуд, кстати, рассказывала, как костюмеры специально дырявили, а потом чинили подобранные под эпоху вещи сестер Марч, чтобы показать скромность их быта, трудолюбие и находчивость.

1994

2019

Трини Алварадо

Эмма Уотсон

В одной из самых показательных сцен фильма богатые подруги высмеивают скромное самодельное платье Мэг, и одна из них одалживает девушке пышное платье с кружевом и глубоким декольте. На балу старшая мисс Марч привлекает к себе немало внимания, но чувствует себя в чужом платье некомфортно, а двусмысленные комментарии ревнивого Лори лишь усиливают чувство стыда. «Я просто играла роль. Хотела почувствовать, что это такое, когда тебе сделали четыре предложения и у тебя 20 пар перчаток», — сетует в конце бала героиня Трини Альварадо. Элементы гардероба играют свою роль и в сюжете. Например, сближение семьи Лори с сестрами Марч происходит отчасти из-за неудобной обуви Мэг. В начале фильма она надевает единственные выходные туфли на бал (младшая Эми настаивает, что в свете «обязательно быть в красивой обуви») и подворачивает ногу. Вместе с Джо ей на помощь приходит Лори: он подвозит сестер до дома в своей карете, а также помогает избежать конфуза. На собственной свадьбе Мэг предстает в сдержанном, закрытом платье с корсетом и объемной юбкой с кринолином, ее волосы собраны в сложную прическу и украшены небольшим венком — ее мечта о замужестве сбылась и она воплощение идеальной жены в этом образе.

В фильме Гервиг персонаж Мэг проработан тщательнее: ее истории, особенно в браке, уделяется больше экранного времени, а выбор в пользу семейного счастья уже не трактуется как однозначно консервативный и соглашательский. «То, что мои мечты отличаются от твоих, не значит, что они не важны», — отвечает Мэг на призыв Джо забыть о женитьбе и реализовать свой актерский потенциал. В ее нарядах больше яркости, разнообразия и проработки деталей — уютные косынки и шали, теплые шерстяные жилеты, цветная вышивка и паттерны на блузах. Кстати, как и у остальных сестер, у нее есть свой ключевой цвет в одежде — это зеленый, который проявляется не в монолуках, а в ярких акцентах. В кадре, ставшем постером фильма, где сестры вышагивают вчетвером по заснеженной улице, на героине Эммы Уотсон «горит» кислотно-зеленый (оттенка шартрез) шерстяной платок. Зрителю, знающему эпоху по черно-белым фото, такое может показаться вольностью, но Жаклин Дюрран не считает цвет слишком современным для 1860-х: ставшие популярными в ту эпоху анилиновые краски вполне могли давать такой насыщенный оттенок: «Викторианцы были куда ярче, чем мы привыкли думать».

Эми

«Эми была на верном пути к тому, чтобы сделаться избалованной, так как все потакали ей, и ее мелкое тщеславие и эгоизм росли как на дрожжах. Впрочем, одно обстоятельство все же несколько умеряло ее самомнение: ей приходилось донашивать одежду двоюродной сестры. А так как мама Флоренс не имела ни капли вкуса, то Эми глубоко страдала, надевая красную шляпку вместо синей, некрасивые платья и аляповатые переднички, которые к тому же были не впору».


Эми — самая младшая из сестер Марч. Острая на язык, она уже с детства строит амбициозные планы на свою жизнь: только выгодная партия и конечно же карьера успешной художницы. В итоге художницей она становится скорее посредственной, а партию выбирает чуть менее выгодную, чем хотелось бы, но в целом свой план реализует.



1994

2019

Флоренс Пью

Девичий гардероб Эми интересен скорее деталями вроде шали, в которую кутается героиня Пью: Дюрран еще несколько лет назад откопала шаль на блошином рынке, всю изъеденную молью. Специальная команда вышивальщиц провела операцию по реанимации этой старой вещи. Куда содержательнее гардероб взрослой Эми — 20-летней девушки, живущей на содержании у богатой тетки в Париже и занимающейся живописью. Детские платьица сменяются дорогими нарядами состоятельной и амбициозной женщины (Эми хочет выйти замуж по расчету, хорошо понимая, что от нее зависит благосостояние семьи). В нарядах с тугими корсетами, создающими пышный акцент на груди, и жесткими кринолинами (так называемый S-образный силуэт), преобладают чистые, светлые тона — голубой, белый, кремовый, — намекающие на комфортную и лишенную бытовых тягот жизнь. Работая за мольбертом, Эми надевает льняной светлый фартук, на котором, впрочем, не найти пятен (та же Джо все время ходит с почерневшими от чернил пальцами). Особенно живописно смотрится белое платье в мелкий черный цветок, словно с картины Мане, и комплект с голубым пальто с крупным меховым воротом и элегантной шляпкой в тон с вуалью. В самых эмоционально заряженных сценах Эми появляется в черном и темно-синем.

Кирстен Данст

Саманта Мэтис

Гардероб 12-летней Эми в исполнении Кирстен Данст в 1994-м мало чем отличается от одежды, подобранной костюмерами для Флоренс Пью в 2019-м, — клетчатые ткани, слегка укороченный подол платья с несколькими нижними юбками, шерстяные жилеты поверх блузы и повязанные крест-накрест на груди теплые шали, тугие локоны и косички. Образы повзрослевшей героини отличаются куда сильнее. Эми в 1994-м скромная и закрытая красавица в дорогих платьях, ищущая выгодную партию. Правильные черты Саманты Мэтис подчеркивает прозрачная дымка вуали и маленькая шляпка, а переход в статус жены Лори — строгое черное платье и чепец в тон. По сравнению с ней Эми Гервиг куда более эффектная и трезво оценивающая свое положение женщина, с достоинством играющая отведенную ей роль.

1994

2019

Бэт

«С тех пор как у меня появилось мое маленькое пианино, я совершенно счастлива. Я хочу только, чтобы все мы были здоровы и не разлучались, и ничего больше».


Бэт — самая скромная и добродетельная из сестер, лишенная как матримониальных, так и профессиональных амбиций. Она наблюдает за переменами в жизни своих сестер, но сама не стремится к переменам. Уют дома и теплые отношения с сестрами и родителями — главная ценность для Бэт, а ее персонаж раскрывается для нас в первую очередь через отеческую заботу о ней мистера Лоренса и ее помощь семье бедняков Хуммелей.



1994

2019

Элайза Сканлен

Гервиг старается уделить персонажу Бэт должное внимание и избегать излишне снисходительного прочтения и без того хрестоматийной сюжетной линии о «слабой и болезненной сестре». Наряды, которые носит 21-летняя австралийка Элайза Сканлен, — такие же уютные, как семейное гнездо Марчей, по-детски симпатичные и невинные. Ее цвета — розовый и коричневый — красиво сочетаются с рыжим оттенком волос актрисы и естественным румянцем. Самый запоминающийся наряд Бэт — нежное розоватое платье, явно доставшееся от Джо, которое она надевает на свадьбу Мэг, украсив волосы венком. Это единственный раз, когда мы можем представить Бэт повзрослевшей женщиной, которой ей так и не суждено стать.

Клэр Дейнс

В экранизации Армстронг Бэт играет дебютантка Клэр Дейнс: она особенно проникновенно играла душещипательные сцены болезни на пробах, а ее одновременно юное и в то же время по-взрослому отрешенное лицо идеально подходило под трагический персонаж. Большую часть фильма она носит достаточно нейтральную одежду девочки-подростка (свободные сарафаны с блузами, простые накидки и распущенные волосы с прямым пробором), в более взрослом возрасте ей достаются по наследству наряды Джо. Видно, что ее не интересуют ни красивые платья (как Мэг и Эми), ни протофеминистский бунт в стиле Джо.

Лори

«Он выглядел как итальянец, был одет как англичанин и имел независимый вид американца — сочетание, заставившее немало пар женских глаз проводить его благосклонным взглядом и немало щеголей в черных бархатных костюмах с розовыми галстуками, желтыми кожаными перчатками и апельсиновыми цветами в петлицах пожать плечами, а затем втайне позавидовать его росту».


Дружелюбный сосед сестер Марч, подросток Теодор «Лори» Лоренс — юноша из богатой семьи, но без особых амбиций. Он завидует оживленной атмосфере дома Марчей и сознательно присоединяется к их кругу, несмотря на разницу социальных статусов. Он также безнадежно влюбляется в Джо, которая, напротив, видит в нем скорее брата и ролевую модель. Повзрослевший Лори прожигает жизнь и деньги на парижских балах, а разбитое сердце лечит алкоголем и случайными связями. Однако судьба снова сводит его с семейством Марч — встреча с повзрослевшей и рассудительной Эми напоминает ему о беззаботном прошлом и в то же время побуждает пересмотреть свои приоритеты и прийти к более деятельной жизни.



1994

2019

Тимоти Шаламе

Лори в исполнении Тимоте Шаламе артистически небрежен с самого начала фильма, а повзрослев, продолжает выглядеть юношей. Жаклин Дюрран доверилась актеру и позволила внести собственные коррективы во внешний вид персонажа, а также предложила в качестве вдохновения субкультурный стиль британских тедди-бойз. «У него [Шаламе] хорошее чутье. Он носит исторические костюмы так, как носил бы их в обычной жизни. Одежда при этом вполне аутентична, просто он стилизует по-своему». Так, к примеру, Лори может одновременно надеть лиловый шейный платок (конечно же, слегка сбитый) и тонкий бордовый шарф, носит золотые перстни-печатки на обеих руках, подбирает контрастные красные подтяжки к светлым льняным брюкам, а рукава и ворот рубашек часто оставляет расстегнутыми. Чтобы составить стилистическую пару Джо, костюмеры намеренно делают стиль Лори более расслабленным и андрогинным и в то же время подчеркнуто индивидуальным. Утонченную мальчишескую фигуру Шаламе подчеркивают с помощью слегка зауженных силуэтов — Дюрран посчитала, что аутентичные костюмы 1860-х смотрелись бы на актере мешковато.

Кристиан Бейл

В начале девяностых валлиец Кристиан Бейл в Голливуде проходил по ведомству красавчиков — славу актера сложных психологических ролей ему принесет только через шесть лет «Американский психопат». Сочетание пронзительного взгляда и пышной прически с налетом дендизма действовало на зрителей безотказно: многие поклонники романа по сей день считают Бейла самым убедительным Лори в истории экранизаций. Поначалу костюмы, которые актер носит в фильме, мало отражают его индивидуальность и в основном указывают на семейный достаток. Подростком он то и дело норовит снять жаркий пиджак или расстегнуть тесный ворот-стойку и в целом явно не придает своему внешнему виду большого значения. В разгульный парижский период его наряд обретает больше индивидуальных черт, возраста добавляют усы и небольшая бородка. Он носит костюмы голубых и серых тонов, бархатные и шелковые жилеты, пестрые шейные платки и даже клетку — типичный богатый экспат с налетом богемности.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}