Blueprint
T

Стиль в фильме: «Примадонна»

ТЕКСТ: Александра Тумаркина

18 октября на российские экраны выходит картина Стивена Фрирза «Флоренс Фостер Дженкинс» (в российском прокате — «Примадонна») — безумная комедия, основанная на реальной истории непрофессиональной оперной певицы, которая, несмотря на ужасный голос и отсутствие слуха, смогла стать настоящей звездой в светских кругах Нью-Йорка. Уверенную в себе героиню мастерски играет Мерил Стрип, а яркие костюмы создавала давняя соратница Фрирза ирландка Консолата Бойл.

Режиссер Стивен Фрирз и художница по костюмам Консолата Бойл — тандем давний и очень плодотворный. Вместе они сделали настоящую королеву сначала из Хелен Миррен в одноименном фильме 2006 года, а затем и из Джуди Денч в прошлогодней «Виктории и Абдуле». С Мерил Стрип Консолате также уже доводилось сотрудничать — именно Бойл работала над костюмами Маргарет Тэтчер в «Железной леди» Филлиды Ллойд. В случае с «Флоренс Фостер Дженкинс» речь также не просто об исторически достоверном гардеробе, но и о воссоздании целой череды образов весьма незаурядной женщины. Дива мисс Дженкинс сама шила свои костюмы, и даже более «повседневные» ее наряды по своей пышности часто не уступали сценическим.

Для того чтобы разобраться в том, как одевалась реальная Флоренс — дочь адвоката и наследника богатой династии, — Бойл провела большое количество времени в Нью-Йоркской публичной библиотеке и архивах Карнеги-холла, выискивая свидетельства о жизни и фотографии из светской хроники. Здесь пригодилось ее образование археолога и историка. На самом известном снимке Дженкинс предстает в образе ангела с огромными белыми крыльями, в короне и светлом платье из струящейся блестящей ткани. В фильме Мерил Стрип появляется в похожем костюме в одной из первых же сцен.

Другие два ключевых сценических костюма в картине — наряды Королевы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта и индийской девушки Лакме из одноименной оперы Лео Делиба. Первый — фантазийный и сказочный. Это длинное платье из темного шелка, расшитое цветами на подоле, но главный акцент (очень важный для Флоренс, большой любительницы заметных аксессуаров) — тиара с торчащими в разные стороны звездочками, напоминающая нимб. Похожую, но куда более грандиозную, носила современница Дженкинс Хеди Ламарр в фильме «Девушки Зигфилда» в 1941 году. В наши дни такие украшения выбирают известные поклонницы ретро — Дита фон Тиз и Лана Дель Рей. Созданием короны для Мерил занимался британский дизайнер Роберт Олсопп, работавший на «Людях Икс» и сериале «Доктор Кто».

Сверкающий золотом костюм Лакме с тяжелым головным убором в целом встраивается в канон оперных нарядов того времени, вольно интерпретирующих традиционную индийскую одежду. Похожий, но более откровенный наряд носила на сцене известная оперная певица Лили Понс, которую в фильме играет российская оперная звезда Аида Гарифуллина. Однако на 76-летней Флоренс с ее безумными бровями-ниточками и безуспешными попытками взять ту или иную ноту он смотрится особенно эффектно.


Как вечерние, так и повседневные наряды самой мисс Дженкинс очень театральны: накидки и рукава платьев обильно подбиты перьями, на шее и запястьях — драгоценности в несколько рядов, искусственные цветы могут одновременно украшать и воротник пиджака, и головной убор, и принт блузки, а две броши в представлении этой героини всегда лучше одной. При этом дорогие ткани и меха для этих ансамблей почти всегда подобраны в теплой пастельной гамме. Консолата Бойл полагала, что даже в старости Дженкинс продолжала наряжаться как маленькая девочка, вымысел и сказка со сцены переносились в ее реальную жизнь. Жизнерадостная героиня должна сверкать, ведь если она не умеет петь, это еще не значит, что она не может быть звездой.

Мерил Стрип, кстати, была настолько вовлечена в проработку каждой детали внешнего вида своей героини, что даже получила премию в номинации Distinguished Collaborator от Гильдии художников по костюмам. Чтобы передать крупное телосложение Флоренс, актриса вынуждена была носить специальные накладки, добавляющие фигуре объема. Кроме того, Флоренс на протяжении большей части своей жизни страдала от сифилиса, и лечение ртутью полностью лишило ее волос, поэтому Стрип проходит почти весь фильм в парике из тугих золотистых локонов.



В качестве ориентира в смысле игры и пластики Фрирз предложил Мерил Маргарет Дюмон — американскую комедийную актрису, которая регулярно выступала со знаменитыми братьями Маркс с середины 1920-х и до начала 1940-х. Имитировать неповторимую манеру пения мисс Дженкинс актриса научилась, работая с преподавателем по вокалу (да-да, плохо петь тоже нужно уметь), а также слушая пластинки — Флоренс позаботилась о том, чтобы потомкам сохранились ее записи. По мнению критиков, Стрип блестяще справилась со своей задачей — ее версия получилась одновременно смешной и искренней, она не превратила свою героиню в абсолютную карикатуру. Мы никогда не узнаем, догадывалась ли Дженкинс, что совершенно не умеет петь, но ее непрошибаемая уверенность в себе и желание дарить зрителям положительные эмоции (а также поддержка молодых талантливых музыкантов) заслуживают не только смех, но и восхищение.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}