Стиль в фильме: «Двое в пути»
ТЕКСТ: Александра Тумаркина
В фильме Стенли Донена Альберт Финни и Одри Хепберн играют молодую пару в первые 12 лет их отношений — начиная от знакомства и кончая первыми серьезными кризисами совместной жизни. Мы решили проследить за тем, какие наряды выбирает героиня на разных этапах.
В 1967 году, когда вышел фильм «Двое в пути», Одри Хепберн исполнилось 38 лет. За плечами актрисы к тому моменту был и ранний успех в «Римских каникулах» в 1954-м, и, возможно, самое знаковое появление на экране — в знаменитом «Завтраке у Тиффани» в 1961-м. Проведя большую часть 1950-х и начало 1960-х в статусе одной из самых ярких знаменитостей и красавиц своего времени наравне с Мэрилин Монро, Софией Лорен и Брижит Бардо, во второй половине десятилетия Одри столкнулась с необходимостью переосмыслить себя и свой образ. В 1960-е ключевую роль в обществе начала играть молодежь — поколение, которое в пору кинодебютов мисс Хепберн еще ходило в школу. Их идеалы красоты (здесь худоба Одри пришлась как раз кстати), вкусовые предпочтения, ценностные установки и образ жизни оказывали огромное влияние на культуру, в том числе на образы в кинематографе. В массы активно проникало влияние контркультуры, в том числе в моду вошла «психоделическая» эстетика хиппи. Само лето 1967-го позднее получило название «Лето любви», а наступивший 1968 год и вовсе стал переломным для культурной и политической повестки в мире.
Трансформация самой Одри началась еще за год до выхода «Двое в пути», когда она сменила длинные волосы на модную короткую стрижку с челкой и аккуратными прядями на висках для фильма «Как украсть миллион». Вдохновляясь геометричными образами, созданными Видалом Сассуном, знаменитый парикмахер Александр де Пари назвал эту стрижку Coupe Infante ’66 (примерный перевод «детская стрижка»). Она аккуратно обрамляла лицо Одри, подчеркивая ее тонкие черты, и в то же время давала ее образу необходимую юношескую свежесть и остроту. Следующий шаг в сторону современности был сделан как раз в «Двое в пути». Если прежде Одри почти не изменяла своему главному модельеру Юберу де Живанши, много лет создававшему для нее сдержанные и неизменно элегантные вещи, то для фильма Стенли Донена она решилась на эксперименты. Костюмеры подобрали для нее яркие наряды от самых актуальных на тот момент марок: Mary Quant, Paco Rabbane, Ken Scott, Foale and Tuffin, Michèle Rosier и Andre Courrèges. В результате фильм стал не только ретроспективой отношений, но и обзором стилей и тенденций конца 1950-х — начала 1960-х.
Знакомство и сближение
Молодая Джоанна, которую мы видим в самом начале отношений с Марком, предстает в классических для второй половины 1950-х образах, соответствующих ее возрасту и статусу незамужней женщины. У нее длинные волосы, убранные назад с помощью бархатного обруча, и аккуратные черные стрелки, она носит юбки А-силуэта длиной ниже колена, классические рубашки и кардиганы, туфли на устойчивом каблуке. Этот образ прилежной девочки нужен в том числе и для того, чтобы противопоставить героиню Одри куда более зрелой и гламурной Джеки (ее играет совсем молодая Жаклин Биссет), на которую изначально обращает внимание персонаж Альберта Финни. В сценах похода, во время которого произойдет сближение Марка и Джоанны, Хепберн переодевается в более спортивную одежду в стиле tomboy — джинсы с завышенной талией, простые кеды и яркий трикотажный джемпер с длинным рукавом. Даже в романтической сцене на пляже она одета в самый обычный спортивный купальник красного цвета, никакой излишней откровенности. Этот ее образ смотрится наиболее современно и в то же время добавляет Одри почти детской непосредственности, которая в конечном итоге и очаровывает поначалу грубоватого Марка. Гардероб обоих героев так скромен, потому что они пока молоды, путешествуют налегке и на покупки у них попросту нет денег. Вскоре, впрочем, их социальное положение начнет меняться, что незамедлительно отразится и на внешнем виде.
Два года совместной жизни
Фильм намеренно нарушает хронологию событий, представляя разрозненные эпизоды жизни героев как воспоминания. Постоянные путешествия, в которых оказываются Джоанна и Марк, даются в качестве метафоры жизненного пути и развития их отношений. Следующая смена нарядов показана нам в роуд-трипе по Франции с американской семьей — бывшей пассией Марка Кэти, ее занудой-мужем Говардом и их маленькой капризной дочкой Рут. К этому моменту герои женаты уже два года, Джоанна успела немного измениться: теперь у нее более сложная стрижка и укладка — весьма объемная длинная челка и собранные за ушами и аккуратно завитые на концах пряди длиной до плеч. В первых сценах на ней сдержанное лимонное платье ниже колена с поясом, шейным платком и лентой в волосах. Это напоминает привычный гардероб Хепберн того времени и в целом отражает тенденцию на ансамбли, выдержанные в единых тонах. Ее очередная конкурентка Кэти показана скорее как карикатура в своих нарядах идеальной американской домохозяйки (ее со всем комедийным блеском играет британская актриса Элинор Брон, известная по роли в фильме Help! с участием The Beatles). Марк и Говард одеты в практически идентичные светло-голубые пиджаки, бежевые штаны и белые рубашки с тонкими галстуками, однако это униформенное сходство лишь подчеркивает различия между двумя мужскими персонажами. В одной из сцен Джоанна переодевается в одежду в стиле preppy — красный пуловер с V-образным вырезом поверх кремовой рубашки и зауженных светлых штанов — опять же весьма привычный для Хепберн комплект. Этот построенный на контрастах образ отчасти подчеркивает недовольство ее персонажа: наблюдая за неконтролируемыми выходками маленькой Рут и конфликтуя с Кэти и Говардом, она невольно задумывается о том, хочет ли детей сама, однако не находит понимания у мужа.
Первое путешествие на собственном автомобиле
Джоанна и Марк вновь отправляются в путешествие по Франции, однако теперь им уже не нужно искать компанию более зажиточных друзей — наконец-то у них есть собственная машина, пускай и не самая надежная. Они все еще не могут позволить себе квартиру мечты и шикарную гостиницу, много работают и спорят о деньгах, но все еще счастливы. Джоанна вновь поменяла образ: попрощалась с длинными волосами и сделала модную короткую стрижку, купила классический тренч Burberry и белую водолазку. Любви к однотонным нарядам она, впрочем, тоже не растеряла. Завтрак любимому мужу-архитектору, храпящему в палатке, она готовит полностью в розовом: коротеньких шортах, рубашке и шляпке.
Судьбоносная встреча с богатым клиентом
Случайная встреча с богачом Морисом и его женой Франсуазой, которые спасают пару из затруднительного финансового положения, становится большой удачей для Марка и Джоанны. Скоро у них родится ребенок, так что стабильность и щедрые гонорары приходятся весьма кстати. В сценах на вилле мы видим первые по-настоящему модные наряды Одри — купальник с психоделическим узором (Ken Scott, весьма похожий, впрочем, на Emilio Pucci) и ярко-розовое платье в пол с высоким горлом, богатой вышивкой и тиарой. То, что Хепберн очень идет этот цвет, мы помним еще по «Завтраку у Тиффани»: там ее героиня Холли идет в похожем платье на свидание со своим бразильским ухажером, да и период тоже совпадает — самое начало 1960-х. Дорогие наряды героине к лицу, и муж активно пользуется ее красотой, беря с собой на званые ужины, чтобы производить впечатление на богатых клиентов. Их собственные отношения, впрочем, начинают давать трещину: Джоанна страдает от праздности, а Марк уделяет ей все меньше внимания, втянувшись в погоню за деньгами и славой.
Рождение ребенка и первые измены
После рождения ребенка Джоанна временно меняет свой стиль в сторону более консервативного и сдержанного после непродолжительного периода роскоши: она отращивает волосы в аккуратное длинное каре и снова начинает убирать их с помощью ободка. Ее наряды похожи на те, что она носила до встречи с богатыми покровителями мужа: кардиганы и рубашки, юбки по колено — пока что никаких мини, штаны-сигареты с завышенной талией — все элегантно и идеально подобрано по цветам. Именно в этот период она заводит короткий роман с другим мужчиной, а Марк изменяет ей со случайно встреченной на горном серпантине женщиной. То, что Одри выглядит скромно (хотя дела мужа явно пошли в гору), позволяет нам в том числе еще больше симпатизировать ей: она пока что не укладывается в киностереотип об избалованной жене богатого человека. Но скоро это изменится.
Богатство и новый этап в отношениях
Пережив измены и сохранив брак, Марк и Джоанна тем не менее продолжают мучить друг друга, обмениваясь колкостями и причиняя взаимные обиды. Кажется, что их отношения стали только хуже, но зато появилась любовь к дорогой и весьма модной одежде. Страдать все-таки надо со вкусом. В путь на частном самолете богатого клиента Джоанна отправляется в идеальном белоснежном костюме и с рюкзаком Louis Vuitton, глаза скрыты за огромными темными очками — дань «космической» моде 1960-х. На ужин (в гостинице, где еще пару лет назад они с мужем не могли себе позволить даже завтрак) — в мини-платье с психоделичным хиппи-принтом, явно от Ken Scott. В сердцах выбегать из машины во время ссоры — зато в сногсшибательном костюме из блестящего черного винила. Зевать от скуки и раздражения на курорте — в кричащем регби-платье в желто-красную полоску (возможно, Foale and Tuffin), лимонных колготках и визорах из ярко-оранжевого пластика, вероятно, от Courrèges. Стрижка Джоанны в этот период снова короткая, но на этот раз более геометричная и менее объемная — то самое творение Александра де Пари с крупными прядями на висках, — а глаза густо подведены угольно-черной подводкой, что делает каждый брошенный в сторону мужа взгляд еще более пронзительным. Главный наряд фильма припасен на финал: сверкающее мини-платье из серебристых дисков с туфлями на низком каблуке, массивными сережками и сумочкой в тон. Конечно же, это Paco Rabanne — одно из самых узнаваемых и авангардных платьев второй половины 1960-х, которое словно создано для фигуры Хепберн. Мы не знаем, как дальше сложатся отношения героев, но именно в этом образе мы снова видим саму Одри — настоящую звезду и талантливую актрису, которая доказала, что модные эксперименты и время не затмят ее красоты и не помешают оставаться собой.