Стиль в фильме:
«Фаворитка»
ТЕКСТ: Анна Баштовая
В российский прокат выходит «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса — один из главных претендентов на «Оскар» в этом году. Как бы вторя своему названию, картина собрала впечатляющие десять номинаций, среди которых «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучший дизайн костюмов». Для художницы по костюмам Сэнди Пауэлл это уже четырнадцатая номинация на главную американскую кинопремию, три из которых завершились победой. Разбираемся, что художница натворила на этот раз — и почему эта работа просто обязана принести ей очередной «Оскар».
Великобритания, начало XVIII века. Королева Анна (Оливия Колман) страдает от подагры, войны между Англией и Францией и любви к своей фаворитке — герцогине Мальборо (Рейчел Вайс). Буквально из ниоткуда приезжает молодая племянница герцогини, Эбигейл (Эмма Стоун) и за считаные дни делает молниеносную карьеру, от кухонной служанки до новой фаворитки королевы, бесцеремонно потеснив на этом поприще свою тетку. С точки зрения фабулы «Фаворитка» — это водевильная «Игра престолов», где все интриги происходят в дворцовых покоях, а полем битвы становятся спальни. Картина основана на реальных событиях, к которым уже не раз обращались писатели и режиссеры. Анне и ее двум воинствующим фавориткам была посвящена пьеса известного французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды», с последующими театральными постановками и экранизациями (как за рубежом, так и в Советском Союзе).
Создателя картины Йоргоса Лантимоса (полюбившегося фестивальной прессе и публике «Клыком» и «Лобстером») уже причисляют к одним из самых значимых режиссеров современности, ставя его в один ряд с Ларсом фон Триером и Полом Томасом Андерсоном. Это соседство не случайно: как и они, Лантимос обычно работает со сложными эмоциями, где восторг соседствует с отвращением. С этой точки зрения «Фаворитка» самая простая из его картин: она практически не выходит из плоскости водевиля и черной комедии.
В эпоху новой волны феминизма Лантимос выворачивает все наизнанку: его женщины борются не с мужчинами и не за свои права, а друг с другом — за власть. Мужчинам же, напротив, отведена роль карикатурных интриганов и неудачливых простофиль. Пока героини занимаются охотой, скачками и политикой, герои шепчутся по углам и танцуют на балах. Смену гендерных полюсов авторы фильма обозначают в том числе и визуальными средствами: женщины носят черное и синее, мужчины одеты в белое и красное; женщины не используют косметику, мужчины пудрят лица, используют румяна и щеголяют в объемных париках.
В паре с Лантимосом над фильмом работала бывалая специалист по костюмным драмам Сэнди Пауэлл. На ее счету наряды для «Орландо», «Интервью с вампиром», «Бархатной золотой жилы», «Влюбленного Шекспира», «Авиатора», «Молодой Виктории» и «Хранителя времени», каждый из которых — идеальный образец работы с историческими костюмами (да и костюмами в целом). В этом году Пауэлл номинировали на «Оскар» не только за «Фаворитку», но и за «Мэри Поппинс возвращается». Это не первый подобный прецедент в ее карьере: в 2016 году дизайнер также дважды оказалась в оскаровской костюмной номинации — за «Кэрол» и «Золушку».
Взявшись за «Фаворитку», Пауэлл поняла, что о британском начале XVIII века снято не так много; впрочем, к исторической достоверности они с режиссером особенно не стремились — ни в костюмах, ни в интерьерах. Лантимос в принципе любит создавать на экране условный, почти абстрактный и местами карикатурный мир, и на этот раз поступил так же. Он посоветовал Пауэлл обратиться за вдохновением к «Шепотам и крикам» — драме Ингмара Бергмана, действие которой происходит в конце XIX века. В итоге цветовая гамма «Фаворитки» обошлась без ярких, типичных для 1708 года цветов и свелась к белому, черному, синему и красному.
Такие ограничения были на руку художнице: на подготовку к съемкам ей дали всего пять недель — и очень скромный для костюмной драмы бюджет. «Обычно я трачу много времени на цвет. Я люблю цвет, — рассказывает Пауэлл. — Но было приятно сделать и что-то другое. Так как мы использовали много черного, мне пришлось прибегнуть к работе с различными текстурами». В итоге она нашла в дешевом магазине рулон черного винила, который так или иначе использовала во всех костюмах: «Я думаю, что эта находка и сформировала внешний вид всего двора».
За короткий срок Сэнди Пауэлл нужно было создать 150 оригинальных костюмов. Работа шла даже тогда, когда фильм уже был запущен в производство. Все мужские костюмы шили практически по одному образцу, а основные силы бросили на наряды главных героинь. «Железный» образ герцогини Мальборо решили подчеркнуть костюмами мужского кроя, которые она, например, носит во время верховой езды — или развлекаясь стрельбой. При этом Пауэлл хотела, чтобы герцогиня выглядела не мужеподобной, а именно что эмансипированной женщиной, исключительно уверенной в себе.
Одним из самых важных костюмов для повествования стала королевская мантия, в которую Анна завернута большую часть фильма. Именно этот наряд прямо иллюстрирует «изношенное» состояние королевы и ее желание спрятаться и укрыться. Как говорит Пауэлл: «Это как во время болезни надеть большой уютный халат». По признанию художницы, она хотела создать вещь, в которую хотелось бы укутаться. Для этого она снова отошла от канона трехсотлетней давности и купила на eBay стеганое покрывало.
Но самое оригинальное дизайнерское решение нашлось при работе над костюмами кухонной прислуги. Всю их рабочую одежду и даже корсеты сшили из перекроенных синих джинсов. «У меня был специальный ассистент, который ходил по комиссионным магазинам и просто скупал все поношенные джинсы», — рассказывает Пауэлл. «Это было здорово, потому что мы использовали разные оттенки джинсовой ткани, изношенные в разных местах. Так что это идеально подошло для рабочей одежды слуг».
«Я не знала, сработают ли костюмы, пока фильм не был снят, — признается дизайнер. — Было рискованно делать все черным и белым, но, к счастью, простота костюмов хорошо сочеталась с роскошью Хэтфилд-хауса, где мы снимали».