Кто достоин «Оскара» за костюмы в 2020 году
Премия «Оскар» за лучший дизайн костюмов — тот случай, когда по одежке и встречают, и провожают. Каждый номинированный гардероб — результат серьезных исследований, помноженный на художественное чутье. Мы не беремся угадать, кто из художников по костюмам унесет домой приз, но беремся объяснить, почему болеем за всех претендентов.
1
Ирландец
Монументальное полотно Мартина Скорсезе о гангстерах, рабочих и политиках и людях, совмещающих все эти ипостаси разом. «Это не аферисты из „Хороших парней“ и „Казино“, вот что вам первым делом следует о них знать», — заявил режиссер своим постоянным художникам по костюмам Сэнди Пауэлл и Кристоферу Петерсону. И те погрузились в работу над образами суровых мужчин, годами идущих к успеху. Нарядными тут стали жены, упакованные в расцветки в духе Pucci, мужчины же экспериментируют строго в рамках приличий эпохи: от фирменных заостренных уголков ворота на рубашках Джо Пеши (у его молодых героев они, впрочем, сильнее бросались в глаза) до вязаных поло и галстуков, которые приходилось искать «везде, в том числе — в гардеробе самого Мартина».
Почему мы будем болеть:
Как минимум из-за пижам, в которых герои Пачино и Де Ниро обсуждают дела в отеле. Чтобы придать обоим простой, но при этом лишенный нелепости вид в обстановке интимной, но респектабельной, Пауэлл и Петерсон отбраковали сотни комплектов, старинных и современных. И в итоге сшили на заказ два, на первый взгляд совершенно неприметных — но идеально дополняющих атмосферу ключевой сцены фильма.
2
Кролик Джоджо
Новая трагикомедия Тайки Вайтити про десятилетнего Йохана, пытающегося разобраться, как правильно быть человеком в воюющей нацистской Германии. У Джоджо, как его зовут все вокруг, есть обидная кличка Кролик, воображаемый друг Адольф Гитлер (сыгранный самим Вайтити) и замечательная мама, которая шпыняет его надзирателей в школе, катается с ним на велосипеде и порой как бы невзначай проговаривается о том, что считает войну кошмаром. Именно она, в исполнении Скарлетт Йоханссон, сияет ярче прочих на фоне расхристанных мундиров — военных и полицейских, в которые облачено подавляющее большинство персонажей. Художница Мэйс Рубео, работавшая над костюмами к «Аватару» и «Апокалипсису» Мела Гибсона, за эту гораздо менее бюджетную картину получила свою первую оскаровскую номинацию. Облачив массовку в практически карикатурную униформу, именно для героини Йоханссон Рубео подобрала образы, в которых читается надлом военного времени. В ее красной помаде, экстравагантных принтах («Мы хотели создать впечатление, что еще совсем недавно она была артисткой. Что, возможно, она, например, была знакома с Эльзой Скиапарелли») и неуместном шике шифонового платья с алой вышивкой читается то, что сам Вайтити в фильме намеренно почти не проговаривает вслух: неуемная воля к будущему, отрицание происходящего вокруг кошмара и пугающая смелость жить вопреки окружающим обстоятельствам.
За кого мы будем болеть:
За уроженку Мехико Мес, которая стала первым художником по костюмам латиноамериканского происхождения, когда-либо номинированным академией.
А также — за туфельки Скарлетт Йоханссон. Ах, эти туфельки — старомодные, белые с красным, танцевальные ботиночки со шнуровкой. Они появляются в кадре раньше самой героини, постукивая каблуками, как в танце. «Люди не созданы для войны! Они должны танцевать, Джоджо, вот что они должны делать, танцевать и радоваться новому дню», — учит мама парнишку, который в самый трагический момент только их и увидит, эти неуместно жизнерадостные каблучки с красной окантовкой.
3
Маленькие женщины
Классический американский роман Луизы Мэй Олкотт, рассказывающий о матери и четырех дочерях, которые строят свою жизнь без отца семейства, ушедшего на фронт во время Гражданской войны в США, любим постановщиками уже больше века. Его бесчисленные киноверсии и театральные постановки — высокая планка для конкуренции, что, впрочем, не помешало Грете Гервиг вновь вернуть на экран актуальную как никогда историю о самостоятельных дамах. Для Жаклин Дюрран, в чьем послужном списке семь оскаровских номинаций и две победы (за костюмы в «Вере Дрейк» Майка Ли и «Анне Карениной» Джо Райта), работа над фильмом стала диалогом с титулованной художницей прошлой экранизации, Колин Этвуд, создавшей отмеченные академией образы Ганнибала Лектера и Эдварда Руки-ножницы.
Почему мы будем болеть:
Дюрран, в полном соответствии с идеей Гервиг, внесла в гардероб героинь максимум разнообразия, свободы и заметных деталей, которые могут показаться непривычно яркими и даже фривольными. Все они, впрочем, выдержаны на деликатной грани исторической достоверности. «Викторианцы были куда ярче, чем мы привыкли думать», — изящно аргументирует она, и хочется поддержать ее непредвзятую, вдохновенную исследовательскую работу.
читайте также
Две экранизации «Маленьких женщин»: викторианская строгость и современные вольности
4
Однажды в... Голливуде
За костюмы в тарантиновском оммаже Голливуду-69 отвечала Арианна Филлипс, одевавшая Мадонну, героев франшизы «Кингсмен» и рафинированных режиссерских работ Тома Форда. Рассказывая о том, как придумывала образы для героев Брэда Питта, Марго Робби и Леонардо ДиКаприо, Филлипс называет себя «костюмным детективом» и объясняет, что строит работу на раскрытии личности героев, более того — считает своей обязанностью создать костюмы таким образом, чтобы помочь актерам понять характер персонажа и вжиться в него. Леонардо ДиКаприо и Марго Робби в один голос восхищаются ей и подтверждают, что тактика работает.
Почему мы будем болеть:
Сложно выбрать, что удалось лучше — расслабленные дурашливые (но выбранные, разумеется, методом мастшабнейшего винтажного исследования) гавайские рубашки героя Питта или 22 комплекта одежды Рика Далтона в исполнении ДиКаприо, дополненные амулетом и пряжкой ремня со специальной монограммой R. Кстати, за тем, чтобы две монограммы одновременно не попадали в кадр, Филлипс следила лично: «Две гравировки — это слишком даже для такого эгоцентрика, как он!». Особняком стоит аккуратно и избирательно воспроизведенный для Марго Робби гардероб реальной Шэрон Тейт. Официальным консультантом по костюмам здесь выступила сестра погибшей кинозвезды — Дебора Тейт. В результате этого сотрудничества в каждом эпизоде фильма Марго Робби носит одно из украшений, реально принадлежавших Тейт.
читайте также
Шэрон Тейт: трагически погибшая икона стиля 60-х — и героиня нового фильма Тарантино
Ле Биг Мак, насилие, вестерны и фашисты: мир Квентина Тарантино от А до Я
5
Джокер
По поводу «Джокера» Тодда Филлипса было сказано и написано уже очень много, в частности, о том, как и почему режиссер изменил многие детали в классическом образе персонажа. Часть аудитории приняла их с восторгом, другая — в штыки, но так или иначе работа была проделана огромная и впечатляющая. На YouTube есть даже подробный видеоанализ заслуг оператора, художника по костюмам и художника-постановщика фильма: как они своими руками превратили неприметного Артура Флека в яркого Джокера, постепенно меняя его цветовую палитру на более резкую, а цвета локаций и интерьеров — на менее яркие. В частности, для гардероба Артура Флека Марк Бриджес (постоянный соратник Пола Томаса Андерсона и обладатель «Оскара» за его «Призрачную нить») использовал старые и состаренные вещи, растянутые свитера и майки мучительных землистых оттенков. «Я просто представил, что он за человек, откуда у него одежда, — объяснял Бриджес. — По его вещам должно было быть видно: он стирает их вместе с мамиными, много лет подряд».
За что будем болеть:
В первую очередь за смелое и оправдавшееся решение переодеть героя в красно-желто-зеленый костюм вместо узаконенного десятилетиями фиолетового. Да и в целом за то, как смена нарядов может демонстрировать стадии безумия: эту задачу Бриджес решает чрезвычайно наглядно, даже нарочито, но мастерски.