Blueprint
T

10 отличных фильмов 2019 года, которые вы скорее всего не видели

В уходящем году вышло много достойных фильмов, но не все они добрались до российских кинотеатров. Многие выходили только онлайн — как, например, многочасовая олдскульная драма Скорсезе про мафию «Ирландец», снятая по заказу Netflix. Кинокритик Наиля Гольман выбрала самые примечательные релизы года, которые вы могли упустить — и которые можно вполне легально посмотреть за каникулы на стриминговых сервисах.

Ирландец

реж. Мартин Скорсезе

Трех с половиной часовая криминальная драма о судьбе реально существовавшего гангстера по кличке Ирландец, поставленная Мартином Скорсезе — с Робертом Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши и Харви Кейтелем в главных ролях. Эпический проект Netflix, про который вы уж точно слышали, но, может быть, еще не посмотрели. Так вот, если что — не бойтесь хронометража, обязательно посмотрите. Это мафиозная сага в лучших традициях автора: неспешная, разговорная, стильная (порой нарочито) и парадоксальным образом легко вписавшаяся в современность. Непомерно длинный хронометраж, неизбежно создавший бы мэтру лишние сложности в кинопрокате, в стриминге легко сходит за бинджвочинг, а мужская история уступок и ошибок, хоть и скроена по всем классическим лекалам, оставляя женщин вне кадра, не обделяет их смыслом. И хоть сам режиссер резко против того, чтобы его кино смотрели на смартфонах, сложно отрицать, что зрительский успех у «Ирландца» тоже по меркам кинопроката феноменальный: за первые недели его посмотрело больше двадцати пяти миллионов зрителей.

Брачная история

реж. Ноа Баумбах

Новый фильм интеллигентного романтика Ноа Баумбаха — проникновенный, зрелый, великий и грустный. Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер играют разводящуюся пару. Он нью-йоркский театральный постановщик, она — его муза и актриса, которая когда-то начинала в Голливуде, а теперь мечтает о роли в фантастическом сериале. Переезд раскалывает жизнь пополам: вернувшаяся в блистательном статусе под лос-анджелесское солнце героиня, не успев сама того осознать, обрастает новыми привычками, и вот уже запланированное тихое расставание превращается с легкой руки нанятой ей адвокатессы Норы (Лора Дерн) в морально изматывающую стратегическую войну, на которую к тому же с невероятной скоростью тратятся все отложенные на лучшую жизнь и на искусство деньги.

Сувенир

реж. Джоанна Хогг

Лондон, 1980-е, Джули учится на режиссера. Она хочет снимать кино про жителей портового города и ищет «настоящей жизни», к которой ее, посетительницу ресторанов, обладательницу драгоценностей, собственной квартиры и хороших манер, не приучили родовитые родители. Пока она увлечена этими поисками, как только двадцатилетняя девушка может быть ими увлечена, настоящая жизнь и настоящая драма, конечно же, случаются гораздо ближе — в ее собственных первых серьезных романтических отношениях.


Нежная, хрупкая, британская, печальная, автобиографичная драма Джоанны Хогг с Онор Суинтон-Бирн в главной роли — тихое сокровище с фестиваля «Санденс». Здесь хорошо все. И деликатная неброская режиссура, и операторская работа с живописными статичными кадрами, похожими на набор случайно найденных старых открыток, и, конечно же, дочь Тильды Суинтон и драматурга Джона Бирна, совершенно завораживающая в своей первой большой роли.

Меня зовут Долемайт

реж. Крэйг Брюэр

Камбэк Эдди Мерфи, давно не появлявшегося на экране в достойной роли: основанная на реальных событиях биография чернокожего комика Руди Рэя Мура, которому до середины жизни не давали больше пяти минут на разогреве в местном баре, а потом, когда он разозлился, нарядился и переписал на свой лад похабные стишки забулдыг из соседней подворотни, стали обожать, после чего Мур под именем своего персонажа Долемайта прославился, снял кино и стал звездой жанра блэксплотейшен. Это такой «Эд Вуд» наоборот: вместо черно-белого печального кино о худшем режиссере, который так и не пришел к успеху, пестрая и бодрая байка про плохого режиссера, у которого успех состоялся. В меру бесстыдная, по-хорошему зрительская и очень веселая.

Неуемная пенсионерка (Мерил Стрип), потеряв мужа после несчастного случая на туристической лодочке, получает от компании, владеющей лодочкой, подозрительно низкую страховку в качестве компенсации. К счастью, оказывается, что ее муж застраховал свою жизнь в нормальной фирме, так что у пенсионерки все же появляются деньги, и помимо кондоминиума, который у нее из-под носа уводят русские с чемоданами наличных денег, она начинает тратить новообретенное богатство на расследование схемы панамских офшоров, лишивших ее компенсации. Едкая методичка от Стивена Содерберга, любителя погрузиться в подобный разговор об устройстве и бюрократии капитализма. Между наглядными примерами на экране появляются с пояснениями Гэри Олдмен и Антонио Бандерас, играющие юристов Моргана и Фонсека, в реальности владеющих компанией Mossack Fonseca & Cо, предоставляющей услуги по созданию подставных компаний. Компания эта, кстати, давно подала против фильма иск, но пока что никто его со стриминга убирать не спешит.

Прачечная

реж. Стивен Содерберг

Отчет о пытках

реж. Скотт Бернс

Еще один проект Содерберга в этом списке, только уже не режиссерский, а продюсерский. По совместительству — еще один фильм с Адамом Драйвером, практически сольный бенефис. Длинная кабинетная драма про героического сотрудника Сената США, несколько лет просидевшего в подвале ЦРУ за внутренним расследованием, посвященным неэффективной, но широко применявшейся после 11 сентября методике допроса с применением пыток. Это реальная история, из семи тысяч страниц отчета в итоге были опубликованы лишь несколько сотен, без имен и деталей. Фильм, сделанный как старательный журналистский материал об истории вопроса, как ни странно, теряет в убедительности, когда выходит из кабинетов и начинает экранизировать события прошлого. Практически невозможное зрелище для кинотеатра, но самое то для домашнего просмотра.

Середина 1930-х годов, по Америке колесят, стреляя по встречным полицейским, Бонни и Клайд. Техасские власти принимают решение нанять двух рейнджеров, которые будут преследовать пару вместе с ФБР. Оставив спокойную жизнь, Фрэнк Хелмер и его напарник Мэни Голт отправляются в путь. Конец этой истории всем известен: спустя несколько месяцев и несколько смертей легендарные беглецы умрут под шквалом пуль в своем автомобиле. История в этот раз, в отличие от классического фильма Алана Паркера, с которого принято отсчитывать начало безумной эпохи Нового Голливуда, рассказана со стороны преследователей. Кевин Костнер и Вуди Харрельсон колесят по стране, понемногу собирая картину, а зритель — получает как минимум две мощные актерские работы и еще одну точку зрения на легендарную криминальную историю.

В погоне за Бонни и Клайдом

реж. Джон Ли Хэнкок



Хоррор иранца Бабака Анвари, как и многие картины Netflix, перекочевал после череды фестивальных премьер сразу в стриминг, минуя большой экран. Бармен Уилл подбирает на работе телефон, который обронил один из подростков, снимавших случайную драку. Разблокирует его, натыкается на кровавые загадки и начинает получать зловещие сообщения. Его девушка (Дакота Джонсон, которая находится в болезненной, но важной для молодых успешных актрис фазе «я могу быть не только красивой») сутками сидит за ноутбуком и копается в перипетиях мистических исканий, погрязнув в университетской работе по творчеству Т. С. Элиота. Окружающую их новоорлеанскую действительность начинают понемногу заполнять неприятные страхи, про которые, разумеется, не понять — насколько они страшны, в чьей они голове и, главное, куда ведут героев.

Раны

реж. Бабак Анвари

Бриттани бежит марафон

реж. Пол Доунз Колайццо

Бриттани скоро тридцать, она много пьет, много спит и часто ходит на вечеринки. Но вот она попадает к доктору, и тот, вместо того чтобы выписать ей без вопросов аддералл, дает печальный совет: чтобы не потерять здоровье, надо бы сбросить в весе. Так пухлая тусовщица встает на тропу борьбы: пробежав первую милю, она твердо решает, что дальше только большой марафон. Пока она бегает, вокруг начинает понемногу меняться жизнь — например, сосед (списанный, видимо, во многом с режиссера, которого вдохновила на сценарий его соседка по квартире) начинает смотреть на нее иначе. Бриттани, конечно, вообще не Бриджит Джонс и не Эми Шумер, но это обстоятельство совсем не мешает «Марафону» быть одним из тех фильмов, которые существуют для долгих январских каникул. Когда вы уж точно не хотите искать свои спортивки, чтобы выйти из дома на пробежку, зато с большим удовольствием готовы посмотреть жизнеутверждающую романтическую комедию, в которой, пыхтя и прогрессируя, неутомимо бежит к новой жизни кто-то другой.

Папа Бенедикт XVI, ретроград и традиционалист (Энтони Хопкинс), принимает у себя кардинала Бергольо (Джонатан Прайс) — самого популярного своего оппонента, сторонника более современных взглядов на будущее католической церкви. Тот приезжает с прошением об отставке, но папа прошение подписывать не спешит. Вместо этого держит его гостем в своей резиденции, и двое мудрейших мужчин начинают проводить вместе время за разговорами об устройстве мира. За несколько дней изменятся и мнения обоих, и цель их встречи. По беглому первому взгляду можно было подумать, что фильм Фернанду Мейреллиша порадует поклонников комедии «У нас есть папа!», в которой с таким же легким юмором и острым взглядом рассказывается об изнанке ватиканских будней. На деле, увы, нет — это действительно серьезный байопик о том, как сменился папа в 2013 году, наделенный всеми соответствующими достоинствами и недостатками. Например, мучительным обилием флешбэков с предысторией. Если бы «Два папы» сводились к одному часу разговоров Хопкинса и Прайса о природе Бога — они бы, пожалуй, от этого только выиграли. Но с другой стороны, в нынешнем двухчасовом варианте эти разговоры тоже наблюдать приятно.

Два папы

реж. Фернанду Мейреллиш

byNWR

РЕЖ. Николас Виндинг Рефн

Бонусный и немного жульнический пункт в этом списке. Строго говоря, в проекте, который Николас Виндинг Рефн (our friend and partner in crime, как его с теплотой описывает редакция онлайн-кинотеатра MUBI) сделал с киноманским стриминговым сервисом Mubi, новых фильмов нет. Но есть премьеры, откопанные в прошлом, и фильмы, которые так мало кто видел, что, считай, и не видел почти никто на свете. В этом и суть: уже давно команда byNWR реставрирует и выкладывает в короткий онлайн-прокат позабытые тревожные эксплотейшены, документальные и поэтические обрывки. Не всегда внятное, и все же почему-то завораживающее кино, которому кураторская составляющая ощутимо добавляет смысла.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}