Blueprint
T

Стиль в фильме «Рождество на двоих»

5 декабря в российский прокат выходит романтическая комедия «Рождество на двоих» с Эмилией Кларк в роли «непутевой» жительницы Лондона, которая незадолго до Рождества встречает свою любовь. Рассказываем, как создавался фильм и костюмы к нему; при чем тут Джордж Майкл и Стив Маккуин и кому из героев сшили плащ в Ralph Lauren.

В оригинале британский ромком «Рождество на двоих» называется Last Christmas — так же, как суперпопулярный рождественский хит Джорджа Майкла в составе группы Wham!. По большому счету вся история этой картины началась с песни. В 1984 году был записан знаменитый трек, а 35 лет спустя команда энтузиастов, влюбленных в музыку Майкла, придумала историю, так сказать, по его мотивам. Состояла эта команда мечты из режиссера Пола Фига («Простая просьба», «Девичник в Вегасе»), продюсера Дэвида Ливингстона («Джуди») и двух сценаристок — Бриони Киммингс и Эммы Томпсон. Да, это та самая Эмма Томпсон. Большинство знает ее как актрису, а между тем в списке ее наград есть «Оскар» за лучший адаптированный сценарий к фильму «Разум и чувства» 1996 года. В «Рождестве на двоих» Эмма еще и сыграла, пожалуй, самую яркую роль второго плана — токсичную, но не лишенную обаяния мать главной героини в исполнении Эмилии Кларк.

Несмотря на то что вышел на экраны фильм только в конце 2019 года, работа над сценарием «по песне» началась еще 10 лет назад с одобрения — и при некотором участии — самого Джорджа Майкла: Ливингстон и Томпсон обсуждали с ним замысел. «[Однажды] мы с Джорджем встретились и поговорили об этом. Я провела с ним великолепный день, — вспоминает актриса и сценаристка. — Он был невероятно добрым человеком, и наша история ему очень понравилась». В 2016 году — по горькой иронии, как раз под Рождество — Джордж Майкл ушел из жизни, и некоторое время проект буксовал: создатели вообще не были уверены, что им стоит доводить начатое до конца. Все изменила встреча с менеджером и близким другом покойного музыканта — Дэйвом Остином. Он убедил команду не бросать сценарий, потому что для самого Джорджа эта история была очень важна, а также — и это, пожалуй, главное — представил несколько неизданных песен Майкла и разрешил включить их в фильм. Так что кроме сюжетообразующей Last Christmas в картине звучат еще полтора десятка композиций Джорджа Майкла. В их числе те, которые публика сможет услышать впервые — например, пронзительная баллада This Is How (We Want You To Get High) — ее создатели приберегли для финала. Без всем известных хитов, впрочем, тоже не обошлось: герои «Рождества на двоих» встречаются, влюбляются, ссорятся, мирятся и веселятся еще и под Fastlove, Freedom!’90, Wake Me Up Before You Go-Go, Too Funky... Эмма Томпсон называет картину «любовным письмом Лондону — и Джорджу Майклу».

Что касается собственно сюжета, то он, как та самая музыка, грустный и забавный одновременно, незатейливый на первый взгляд, но не лишенный глубины. Главная героиня по имени Кейт (Эмилия Кларк), девушка, которую друзья и близкие давно и единодушно признали «непутевой», работает в магазине рождественских товаров, где дни напролет стоит у прилавка в ядовито-зеленом костюме эльфа. У Кейт своеобразные — и весьма напряженные — отношения с лучшей подругой, семьей, начальницей — да и вообще со всем миром. Не так давно она перенесла операцию по пересадке сердца — и с тех пор, кажется, никак не может прийти в себя и найти наконец свое место в жизни. Как это обычно бывает в ромкомах, все меняет встреча с прекрасным незнакомцем. Молодой человек по имени Том (Генри Голдинг) — полная противоположность Кейт: собранный, рассудительный, тактичный, предупредительный. Под его влиянием героиня, которую в начале фильма постоянно хочется сравнивать с Бриджет Джонс, превращается едва ли не в британский аналог Амели Пулен — начинает делать добро незнакомцам, мирится с близкими, становится волонтером в приюте для бездомных. А еще вспоминает, что мечта всей ее жизни — это вообще-то пение, а не работа продавщицей. Вот только сам Том почему-то постоянно ускользает — то ли боится романтических отношений, то ли скрывает тайну посерьезнее...

Как и в любом фильме об «обычных» людях, в «Рождестве на двоих» вы не найдете роскошно одетых героев и героинь. При этом сказать, что персонажи выглядят буднично, тоже нельзя. Чего стоит хотя бы тот самый зеленый костюм эльфа, в котором предстает перед покупателями Кейт! Как рассказывает художница по костюмам Рене Эрлих Калфус (до этого она работала с Полом Фигом на картине «Простая просьба», где отвечала в том числе за шикарный гардероб злодейки Эмили в исполнении Блейк Лайвли), именно эльфийское облачение героини Кларк придумать и создать было тяжелее всего. «Мы без устали тестировали этот наряд, — признается Калфус. — Проверяли, как именно он будет выглядеть в кадре, перебрали множество вариантов шляпы. Какая шляпа смешнее? И вообще насколько смешной она должна быть? Но самой уморительной оказалась эльфийская обувь!» В картине Кейт чаще всего появляется в мартинсах на каблуках, и художнице по костюмам пришла в голову идея «заставить» ее носить поверх них еще и специальные «эльфийские» ботинки со светящимися огоньками, которые то включаются, то выключаются, добавляя и без того нелепому наряду еще больше комичности.

Впрочем, у ярко-зеленого халата с белой оторочкой есть и своя смысловая нагрузка. В начале фильма наряд эльфа выглядит несуразно, он резко контрастирует с внутренним состоянием Кейт, которая чувствует себя подавленной и отверженной всем миром, а его чересчур яркий цвет кажется безмолвным криком о помощи. Кейт стыдится эльфийского наряда — так же как «бестолковой» работы в магазине рождественских товаров. Но ближе к финалу, когда героине удается примириться с окружающими и с самой собой и понять, чего она на самом деле хочет от жизни, нелепый костюм внезапно превращается в «платье мечты», которое героиня носит с гордостью. Именно в зеленом халате Кейт выходит на сцену во время благотворительного концерта в приюте для бездомных, где работает волонтером. Выходит, чтобы реализовать давнюю мечту — спеть живьем перед большим залом, заполненным людьми. Исполняет она, естественно, ту самую Last Christmas. Кстати, поет Эмилия Кларк сама.

Есть в гардеробе Кейт еще один важный предмет, который кочует из сцены в сцену. Это леопардовая шуба из искусственного меха. Кутаясь в нее, героиня бесцельно бродит по предрождественскому Лондону; в ней же сидит в одиночестве в пабах и в ней же — встречается с Томом. Впервые появившись в квартире своего возлюбленного, Кейт забирается к нему в постель, залезает под одеяло — но все равно остается в леопардовой шубе — будто боится с ней расстаться. «Шуба Кейт сама по себе похожа на одеяло, — говорит Рене Эрлих Калфус. — Она дарит героине комфорт, в котором та так нуждается». Кроме всего прочего любовь к леопардовому меху (пусть и искусственному) ставит Кейт из «Рождества на двоих» в один ряд с другими — и весьма блистательными — киногероинями. Шубы и пальто с принтом под леопарда носят в кадре Энн Хардинг в комедии «Это случилось на Пятой авеню» (1947), Энн Бэнкрофт в легендарном «Выпускнике» (1967), Барбра Стрейзанд в «Смешной девчонке» (1968) — и это еще не полный список.

Остальные персонажи фильма в большинстве своем одеваются, как и Кейт, довольно самобытно — и в каждом случае гардероб отражает их характер. Так, педантичная, не лишенная царственных манер начальница героини Санта (Мишель Йео) обожает нарядные бархатные платья и обильный декор, неравнодушна к пурпурному и красному. «Пол [Фиг] хотел, чтобы Мишель выглядела сногсшибательно, — комментирует Калфус. — Поэтому мы решили, что соберем для нее фантастический, роскошный гардероб. Магазин «Чудесное Рождество» — это театр Санта-Клауса, так что и ее облик тоже довольно театральный».

А вот аккуратист и «истинный джентльмен» Том всегда подчеркнуто элегантен, а всем цветам предпочитает сдержанный серый. При создании этого образа Калфус вдохновлялась старым кино, а именно тем, как выглядели на экране герои Фреда Астера, Стива Маккуина и Пола Ньюмана. Художнице было важно подчеркнуть, что Том — человек будто немного не из нашей эпохи. Примечательная деталь: возлюбленный Кейт — единственный персонаж, в чьем гардеробе есть дорогие брендовые вещи. Так, элегантный серый плащ специально для фильма сшили в доме Ralph Lauren. «Я позвонила Ральфу Лорену и спросила, смогут ли они сшить плащ — короткий, с замшей на спинке, — говорит Калфус. — Остальные персонажи одеты в зимнюю одежду, но Том благодаря своему плащу выделяется на их фоне».

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":30}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}