Blueprint
T

Стиль в фильме «Джуди»

17 октября на российские экраны выходит «Джуди» — байопик кинодивы Джуди Гарлэнд, главную роль в котором исполнила Рене Зеллвегер. Рассказываем, как создавали грим и костюмы к фильму — и какая важная, но незаметная деталь помогла Зелльвегер убедительно перевоплотиться в трагическую звезду старого Голливуда.

Яркая и плодотворная карьера Джуди Гарленд завершилась преждевременным трагическим финалом — так было у многих звезд, взошедших на небосклоне Голливуда слишком рано. А дебют Гарленд состоялся, считай, и вовсе в два с половиной года, когда на сцене кинотеатра, принадлежавшего ее отцу, она исполнила рождественский гимн вместе со старшими сестрами. За этим выступлением последовали десятки театральных шоу и съемки в нескольких фильмах. А уже в 17 лет Джуди сыграла одну из самых известных ролей не только в своей карьере, но и в истории кинематографа — Дороти Гейл из «Волшебника страны Оз». На тот момент, несмотря на юный возраст, она была уже состоявшейся актрисой. Правда, боссы студии Metro-Goldwyn-Mayer все равно настояли на том, чтобы несколько месяцев восходящая звезда провела в зубных каппах и эластичных дисках — для исправления прикуса и формы носа. Начальники стремились во что бы то ни стало «облагородить» своего золотого, но все-таки гадкого утенка (глава студии Луис Б. Майер вообще называл Джуди «моя маленькая горбунья» — за ее слегка сутулую осанку, впоследствии ставшую знаменитой).

Джуди Гарлэнд в фильме «Волшебник из страны Оз»

Постоянная критика ее внешности не добавляла актрисе уверенности в себе. Прибавьте к этому отсутствие нормального детства, необходимость с ранних лет работать наравне со взрослыми и запутанную личную жизнь (Гарленд была замужем пять раз и пережила четыре развода) — и вы легко поймете, почему к определенному возрасту Джуди была душевно — да и физически — изнурена. Она умерла в 47 лет от случайной передозировки барбитуратов, и на ее похоронах актер Рэй Болджер заявил, что его покойная подруга «просто износилась».


За несколько месяцев до смерти, в 1969 году, Гарленд, которая уже была не в лучшей форме, согласилась на пятинедельный ангажемент в лондонском ночном клубе Talk of the Town. Это было, скорее, вынужденной мерой — к этому моменту актриса уже несколько лет не снималась, но двое из троих ее детей были несовершеннолетними, и ей нужно было обеспечивать им достойное существование. Последнему в жизни Гарленд шоу и посвящена картина «Джуди» с Рене Зеллвегер в главной роли.

На Международном кинофестивале в Торонто, где в сентябре этого года состоялась премьера картины, Зеллвегер была вознаграждена трехминутными овациями — и есть за что. По словам режиссера картины Руперта Гулда, актрисе пришлось немало поработать над голосом, осанкой, мимикой и пластикой (а также сбросить около десяти килограммов). Все, чтобы из голубоглазой блондинки с нормальным телосложением превратиться в кареглазую худощавую брюнетку. «Рене совсем не похожа на Джуди. Блондинка, голубоглазая, опрятная, пунктуальная, довольно застенчивая», — сказал о ней Гулд. Впрочем, разумеется, одного таланта Зеллвегер здесь все-таки бы не хватило. Понадобилась целая команда настоящих мастеров своего дела.

ГРИМ

Работа над перевоплощением Рене в Джуди началась в буквальном смысле с головы. Оскароносный гример Джереми Вудхед («Властелин колец», «Облачный Атлас», «Доктор Стрендж») сперва пытался экспериментировать с протезированием: «Мы думали о том, как сделать овальное лицо Рене ромбовидным, как у Джуди. Попытались создать Рене скулы, чтобы придать ей более изможденный вид». После нескольких тестов с протезами стало понятно, что такой подход к гриму не работает — богатая мимика Зеллвегер из-за протезов буквально теряется, становится менее выразительной. В итоге было принято решение изменить с помощью небольшого протеза только форму носа, чтобы он казался вздернутым, как у Гарленд, а линию подбородка «опустить» за счет искусно нанесенного грима. Изменить голубой цвет глаз актрисы на карий помогли косметические линзы. Также благодаря гримерам у Рене появились искусственные морщинки (в том числе «гусиные лапки») и темные круги под глазами. Не забыли и об огромных накладных ресницах — фирменной детали образа Гарленд.


Следом настала очередь зубов. У Зеллвегер «очень калифорнийские зубы», отмечает Вудхед, и эту идеальную улыбку нужно было сделать более «подлинной». «К концу жизни зубы Джуди стали довольно острыми. Наш эксперт по зубам Крис Лайонс сделал около восьми вставных комплектов, прежде чем мы остановились на конкретном дизайне. Рене взяла каждый комплект домой, чтобы попрактиковаться в пении с ними, — так мы выбрали максимально подходящий».

Что касается волос, то команда Вудхеда создала парик, очень похожий на остроконечную прическу актрисы. «Я посмотрел очень много фотографий Гарленд и роликов на YouTube, чтобы определиться с длиной волос и укладкой. В итоге мы всей командой сделали выбор в пользу культовой прически, которую Джуди носила большую часть 1960-х». Парик был изготовлен в Лос-Анджелесе Наташей Ладек, а затем подстрижен и затемнен Вудхедом до орехово-коричневого цвета. «Мы хотели, чтобы Джуди выглядела так, как будто она из другой эпохи и отличается от молодых людей, блуждающих по улицам сверкающего Лондона конца 1960-х, — рассказывает Вудхед. — Волосы должны были выглядеть идеально, потому что самой Джуди был чрезвычайно важен ее имидж».


После всех этих преображений режиссер решил «протестировать» готовый образ Зеллвегер на своих знакомых: «Я показывал людям фотографии на своем телефоне и говорил: „Угадай, кто это?“ Они понятия не имели, что это была Рене. Это было великолепно», — смеется Гулд.

КОСТЮМЫ

В первые минуты картины мы видим Джуди Гарленд уставшую, разоренную и практически бездомную, но тем не менее в шикарном мерцающем оранжевом брючном костюме из парчи. Художник по костюмам Яни Темиме (на счету которой вся «Поттерина» и частично новая «Бондиана») называет этот яркий ансамбль одним из своих любимых образов Зеллвегер—Гарленд. «Это так в духе 1960-х! Кроме того, Джуди была американкой, поэтому брюки носила чаще, чем англичанки в те годы». Режиссер картины добавляет: «Что мне нравится в этом брючном костюме, так это то, что в нем есть легкое ощущение рок-н-ролла. Джуди тут немного похожа на Элвиса. Было важно, чтобы Джуди не просто была тем персонажем, которого знает ваша бабушка. По духу она была рок-н-ролльщицей, и мне хотелось, чтобы она была в той же обойме, что и Дженис Джоплин или Эми Уайнхаус».


Подготовку к проекту Яни Темиме начала с изучения реальных костюмов, но ни один из них не могла копировать напрямую — все они защищены авторскими правами. Кроме того, Темиме хотела показать свое собственное видение героини. «Я сделала коллаж из всего, что она носила на своих шоу, фото с которых есть в многочисленных архивах. В итоге из всего огромного разнообразия я выбрала то, что понравилось мне самой, а затем переосмыслила эти костюмы, используя другие ткани, но все те же женственные силуэты. Джуди всегда выглядела очень стильно, потому что ее с юных лет одевали лучшие дизайнеры». Единственным предметом гардероба, который режиссер попросил Темиме скопировать максимально близко к оригиналу, был пудрово-голубой свадебный наряд с маленькой синей шляпкой, дизайн которой Гарленд, по слухам, придумала сама.

Темиме четко разделила весь гардероб Зеллвегер—Гарленд в соответствии с задачами. «Мне очень нравилось то, что она носила, когда, так сказать, исполняла роль матери. У нее действительно был отдельный „мамин“ гардероб, состоящий из рубашек и брюк, все остальные ее наряды были исключительно для выступлений и светских выходов. Можно сказать, никаких промежуточных вариантов не было. За исключением того периода, когда она влюбилась в своего юного пятого мужа. Тогда она начала одеваться как подросток, и это можно понять, ведь у нее никогда толком не было юности и подросткового гардероба».


Наряды, которые Темиме и ее команда из пяти человек создали сами, были частично разбавлены оригинальными винтажными вещами из магазинов Парижа и знаменитой лондонской Angels Costumes, самой старой прокатной костюмерной мастерской в мире: «У нас был довольно ограниченный бюджет, поэтому я была очень рада найти все эти винтажные вещи, а затем добавить к ним брюки и обувь. Я даже нашла пару туфель Roger Vivier в идеальном стиле 1970-х, с квадратной пряжкой. Это то, что Джуди носила в обычной, повседневной жизни».

Кроме того, уже сама Рене Зеллвегер предложила добавить к гардеробу героини разнообразные шарфы. Гарленд была одержима своим голосом и всегда старалась держать горло в тепле, поэтому шарф был постоянным элементом ее образа. В итоге Темиме надела на актрису коллекционные личные шарфы Dior и Hermès — а также сумки и украшения Chanel — своей покойной матери.


Главный секрет всех костюмов в «Джуди» — особый, не заметный зрительскому глазу крой, благодаря которому Зеллвегер была вынуждена все время сутулиться, как это делала Гарленд. На британском шоу Грэма Нортона Рене призналась, что костюмы действительно очень помогли ей войти в роль: «Я была буквально вшита в эти платья, и у меня просто не было выбора — я могла стоять исключительно как она».


Такой плодотворный тандем актрисы и художника по костюмам сложился не случайно: Зеллвегер и Темиме уже когда-то работали вместе над картиной «Бриджит Джонс: Грани разумного». Как признается Темиме, Рене активно участвовала в разработке гардероба Гарленд и четко обозначала, в каких вещах она «не чувствует» себя Джуди, а какие, напротив, помогают ей вжиться в роль. Например, именно Рене принадлежала идея сделать брюки нарочито большими, чтобы подчеркнуть то, что актриса планомерно теряла вес. «Это была тяжелая работа, но я думаю, эти мелкие детали помогли Рене стать Джуди. Невероятно работать с актрисой, которая дает тебе такую ​​обратную связь».

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}