Стиль в фильме: «Мэри Поппинс возвращается»
ТЕКСТ: Ксения Крушинская
3 января на российские экраны выходит продолжение знаменитой истории Мэри Поппинс с Эмили Блант в главной роли. Кто и как создавал для фильма костюмы? Чем новая Мэри отличается от героинь, сыгранных Джули Эндрюс и Натальей Андрейченко? И откуда вообще в воображении писательницы Памелы Трэверс возник образ идеальной няни, спускающейся с небес?
Несносная мисс Трэверс
Сиквел знаменитой истории про няню-волшебницу Мэри Поппинс, как принято говорить, долго шел к зрителю. Если совсем точно — почти 55 лет. Первый диснеевский фильм по книге Памелы Трэверс вышел на экраны в 1964 году и мгновенно стал классикой. Только в США мюзикл с Джули Эндрюс в главной роли — к слову, эта работа стала дебютом звезды Бродвея в кино — собрал в прокате $102 млн, а сама актриса получила за него «Оскар», награду BAFTA и «Золотой глобус». В 2013 году «Мэри Поппинс» вошла в Национальный реестр фильмов США, и теперь пленка с ее записью хранится в Библиотеке Конгресса.
Изначально Уолт Дисней планировал закрепить успех и сразу же снять продолжение — благо всего Трэверс написала целых восемь книг о своей невероятной Мэри (к моменту выхода фильма было издано пять из них). Но тут камнем преткновения стала сама писательница — а точнее, ее нежелание продавать права еще на одну книгу. Собственно, Диснею чрезвычайно трудно далась покупка прав и на первую часть — он добивался этого целых четырнадцать лет и даже дважды летал домой к Трэверс, которая к тому времени переселилась из родной Австралии в Лондон, а затем в Нью-Йорк.
«Мэри Поппинс», 1964
Автор книги настаивала на контроле над процессом съемок — ее мнение должно было учитываться при выборе актеров и при написании сценария. В конце концов Дисней сдался. Он пригласил Трэверс к себе в Лос-Анджелес, где она наконец подписала контракт, за который получила $100 тыс. (в пересчете на современные деньги — $2 млн), беспрецедентный по тем временам гонорар за передачу прав на книгу. В 2013 году битва великого продюсера с не менее великой писательницей за детскую сказку даже стала сюжетом фильма. В картине «Спасти мистера Бэнкса» Трэверс и Диснея сыграли Эмма Томпсон и Том Хэнкс.
«Спасти мистера Бэнкса», 2013
Несмотря на многочисленные уступки, на которые пошла ради нее съемочная группа, писательница осталась недовольна экранизацией «Мэри Поппинс»: ее не устроило, что сценаристы смягчили черты характера главной героини, ей не особенно понравилась музыка, но главное — мисс Трэверс пришла в ужас от анимационных вставок в фильме. «С госпожой Трэверс было очень, очень трудно работать!» — вспоминал потом об этом непростом времени композитор Ричард Шерман. Естественно, после такого «провала» писательница и слышать не хотела о киноадаптации второй части книги. В конце 80-х тогдашний глава студии Walt Disney Джеффри Каценберг предпринял очередную робкую попытку уговорить ее на сиквел — но гранд-дама осталась непреклонна.
В общем-то Трэверс можно понять. Мэри Поппинс была персонажем чрезвычайно дорогим ее сердцу. Детство писательницы было непростым — ее отец умер от алкоголизма, когда ей было всего семь лет, а мать была не слишком привязана к детям, не понимала, как в одиночку воспитывать трех маленьких дочерей, и считалась в целом не очень уравновешенной персоной. Однажды ночью во время грозы мать выбежала из дома и грозилась утопиться в пруду. Все наладилось, когда бразды правления в доме взяла двоюродная тетя Элли (некоторые биографы, впрочем, утверждают, что звали ее тетя Сэсс). Родственница, как и Мэри Поппинс, ходила с саквояжем, сотканным из ковра, была заботливой, остроумной, строгой, но чрезвычайно справедливой. «Она была устрашающей, словно бульдог, но сердце ее было нежным и сентиментальным», — так описывала тетушку, заменившую ей мать, сама Трэверс.
Трэверс, Джули Эндрюс и уолт дисней
«Мэри Поппинс», 1964
Вероятно держа в памяти образ своей названой матери, писательница и создала одну из самых популярных героинь в детской литературе. Если Пеппи Длинныйчулок Астрид Линдгрен — идеальный архетипический ребенок: свободолюбивый, креативный, дружелюбный, то Мэри Поппинс — идеальный взрослый. Она всегда собранна, предприимчива, сильна духом и готова полностью взять на себя ответственность. Но в то же время Мэри прекрасно понимает и чувствует детей и всегда готова поддержать их в их вере в чудо — в конце концов, она ведь сама волшебница.
Что касается истории с сиквелом, то, как это часто бывает, все точки над i здесь расставила смерть Трэверс в 1996 году в возрасте 96 лет. Ее наследники к планам киностудии отнеслись куда более лояльно, и уже в 2015-м диснеевские боссы и обладатели прав на книгу коллегиально решили: продолжению — быть, а снимать его будет не кто иной, как Роб Маршалл, автор другого нашумевшего киномюзикла, «Чикаго». «Главное, что пугало меня в работе над сиквелом «Мэри Поппинс», — это то, что его может снять кто-нибудь другой, кроме меня, — признается режиссер. — Это был самый первый фильм, который я посмотрел в детстве, и я до сих пор всем сердцем его люблю».
Галстук-бабочка и кружевная птичка
События в долгожданном сиквеле разворачиваются двадцать четыре года спустя после событий классического фильма. Главный герой, повзрослевший Майкл Бэнкс из первой части, в одиночку воспитывает трех маленьких детей — его жена умерла за год до того — и пытается собрать деньги, чтобы выплатить ссуду за дом, иначе жилье грозятся отобрать. Когда ситуация начинает казаться совсем безвыходной, с небес на воздушном змее, запущенном детьми в парке, спускается великолепная Мэри Поппинс — ничуть не постаревшая за прошедшие годы — и вновь берет семью Бэнкс под свое крыло, помогая им справиться с невзгодами.
Кастинг для картины, как признается Маршалл, не представлял особых проблем. С Эмили Блант он уже работал над мюзиклом «Чем дальше в лес…», так что сомнений в том, кого взять на главную роль, у него не было с самого начала. Позднее свое участие подтвердили Мерил Стрип (ей досталась роль чудаковатой кузины Топси), Бэн Уишоу и Эмили Мортимер, сыгравшие Майкла и Джейн Бэнкс, и Колин Ферт, согласившийся перевоплотиться в главного антагониста героев, мистера Уильяма Уилкинса, президента банка, который требует выплатить кредит. Отказалась от участия в картине только… Джули Эндрюс. Режиссер предлагал ей эпизодическую роль, но та, по собственному признанию, не захотела «отвлекать внимание от Эмили Блант».
Работать над костюмами взялась художница не менее звездная, чем задействованные в нем актеры, — оскароносная Сэнди Пауэлл, известная, в частности, по фильмам «Авиатор», «Молодая Виктория», «Вдали от рая» и «Кэрол». Разумеется, наряды героев не должны были слишком сильно походить на те вещи, что надеты на них в «Мэри Поппинс» 1964 года — как-никак прошло двадцать четыре года, и помпезная эдвардианская мода сменилась элегантной сдержанностью моды тридцатых. Поэтому если в оригинальном фильме Мэри Поппинс носит замысловатые шляпки с широкими полями и длинные платья с кружевными манишками, подпоясанные широкими, напоминающими корсет ремнями, то в сиквеле на ней — платья длиной до середины щиколотки и блузы в горошек, а ее любимый аксессуар — цветной галстук-бабочка. Сэнди Пауэлл признается, что вдохновлялась модными журналами 30-х годов — готовясь к съемкам, листала Vogue и Harper’s Bazaar. В целом знаменитая няня в исполнении Эмили Блант немного больше похожа на знакомую отечественным зрителям строгую и стильную Мэри, сыгранную Натальей Андрейченко в советском фильме «Мэри Поппинс, до свидания» (1983). Хотя, конечно, диснеевская героиня выглядит гораздо моднее и сильнее привязана к конкретной эпохе — тот же крупный горошек, например, — характерная примета тридцатых. Тогда как персонаж Андрейченко — скорее, женщина вне эпох и вне моды — такая, чей стиль можно описать словосочетанием «на все времена».
Впрочем, нельзя сказать, что образы диснеевских мисс Поппинс из 1964 и 2018 года не перекликаются совсем — обе, например, любят графичные цветные пальто и жакеты. «Конечно, мы использовали наряды первой Мэри Поппинс в качестве референса, — говорит Сэнди Пауэлл. — Персонаж должен был оставаться узнаваемым. Было бы странно, если бы, например, Мэри вернулась к Бэнксам в костюме астронавта или в чем-то таком. Но, как это ни удивительно, детали, которые отсылали бы к классическому фильму, оказалось не так уж трудно придумать и создать».
Так, к образу «канонической» Мэри Поппинс отсылает шляпка, которая надета на героине, когда она спускается с небес в начале картины. Как и в оригинале, шляпка миниатюрная и винного оттенка. Разница лишь в том, что у первой Мэри она украшена цветами, а у второй — брошью в виде птички. «Цветы показались мне неподходящим украшением для нашей мисс Поппинс, — объясняет Сэнди Пауэлл. — Все-таки она более стильная и элегантная, чем персонаж классической экранизации». Художница стала думать, чем можно было бы заменить цветы, и тут ей на ум пришла малиновка — причем тоже неспроста. В оригинальной версии есть мультипликационная вставка A Spoonful of Sugar («Ложка сахара»): Мэри Поппинс поет за кадром песню, а на экране в какой-то момент появляется рисованная птица с красной грудкой. Похожей брошью Пауэлл и решила украсить шляпку новой Мэри, таким образом зашифровав в этой детали еще одну отсылку к классике. Брошь-малиновку изготовила вручную одна из портних дизайнерской команды Пауэлл — крылья и перья птички полностью сотканы из кружев.
Примечательно, что практически все костюмы для «Мэри Поппинс возвращается» были созданы с нуля усилиями самой Пауэлл и ее портных. Работая на других проектах вроде той же «Кэрол», Сэнди часто покупала уже готовые вещи в винтажных магазинах, но в случае с «Мэри…» этот вариант пришлось отмести. Дело в том, что в новом фильме тоже есть анимационные вставки (кажется, мисс Трэверс вновь была бы в бешенстве!), и художнице хотелось, чтобы игровые и рисованные эпизоды не слишком разительно отличались друг от друга. Так что одежду решено было сделать такой, будто она тоже создана мультипликаторами. Для этого Пауэлл заранее обсудила с ними, как и что они собираются рисовать, а затем дала задание своей команде красильщиков по ткани покрыть уже готовые вещи — все они были предварительно сшиты из полностью белого материала — соответствующими красками и принтами.
Свирепая и нежная
В мировой прокат новая «Мэри Поппинс» вышла 29 ноября. Критики приняли сиквел полюбившегося всем американцам детского фильма в целом положительно, хотя некоторые упрекнули его в излишней гламурности, а также в стереотипизации британцев и Британии. А журналистка The Guardian Эмма Брокс обвинила новую Мэри в грубости и манипулятивности. Несмотря на такие неоднозначные отзывы, зрителям — и это уже можно утверждать наверняка — фильм понравился. За месяц проката картина успела собрать в США и Канаде почти $100 млн — и это без учета Западной Европы и России. А это значит, за фасадом «свирепой, как бульдог» Мэри зрители — как когда-то сама Памела Трэверс — все-таки сумели разглядеть женщину с «нежным и сентиментальным» сердцем.