Blueprint
T

Здравствуй, сестра

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Канал HBO начал показ одного из самых ожидаемых сериалов года — «Дюна: Пророчество», приквела кинодилогии Дени Вильнева по культовому роману Фрэнка Герберта. Возможно, на наших глазах рождается новая метавселенная.

Действие «Пророчества» разворачивается за десять с лишним тысяч лет до событий, описанных в классической трилогии Фрэнка Герберта. Сюжет опирается на позднюю трилогию «Великие школы Дюны», написанную сыном знаменитого фантаста Брайаном Гербертом в соавторстве с Кевином Дж. Андерсоном, но за точку отсчета правильней будет взять фильмы Дени Вильнева — уже по первой серии видно, что шоураннеры, художники и режиссеры старались стилистически следовать именно за новыми экранизациями. От создателей шоу вряд ли стоит ждать визионерских открытий, прославивших Вильнева, но «Пророчество» интересно другим — в формате сериала появляется возможность поработать с идеями и вопросами Фрэнка Герберта о природе власти, которые в фильмах неизбежно заслоняются фантастическими картинами и батальными сценами.


В «Дюне» содержится цельная политическая философия — рассказывая о генетической селекции, которая приводит к появлению идеального лидера, Герберт исследует тему абсолютной власти, становящейся опасностью даже в руках человека, совершенного во всех отношениях. Первый роман классической трилогии, который экранизировал Вильнев, а до него Дэвид Линч, — лишь начало саги, следующей едва ли не ленинскому тезису о том, что мало захватить власть, куда важнее ее удержать. Большинство историй останавливаются на триумфе героя, «Дюна» с него практически начинается. Для юного Пола Атрейдеса, занявшего трон убитого отца на пустынной планете Арракис, где добывают самое ценное вещество во вселенной, и победившего своих кровных врагов Харконненов, самое страшное наступает как раз после победы. Обладая пророческим даром, он видит, что принесет миру зло, — и что с этим делать? «Дюна: Пророчество» тоже напрямую касается проблемы зла. Главная героиня готова совершать его ради великой цели — пусть даже эта цель будет достигнута через 10 000 лет.


Кто пишет историю?

Хрестоматийный ответ — победители. «Дюна: Пророчество» сразу же заявляет, что будет вести рассказ от лица проигравших. Героиня Эмили Уотсон — Валия Харконнен, чей предок был объявлен трусом в исторической битве людей с машинами. Героем тогда стал представитель дома Атрейдесов. Тут сериал между делом кладет замковый камень в здание метавселенной, объясняя исходное событие, которое в экранизациях остается за кадром: после Батлерианского джихада — столетней войны людей с искусственным интеллектом — любые компьютеры были запрещены, и человечество пошло по альтернативному пути, развивая интуицию и другие экстрасенсорные способности.


В мире Герберта некоторые люди сами стали чем-то вроде живых компьютеров. К ним относятся ментаты, развившие в себе необычайные вычислительные способности и ставшие политическими советниками в великих домах; космические навигаторы, прокладывающие маршруты под воздействием меланжи — того самого вещества, которое можно добыть только на Арракисе; и, наконец, это сестры из ордена Бене Гессерит, сосредоточившие свои усилия на том, чтобы управлять людьми и тайно направлять историю, осуществляя генетическую селекцию, которая должна привести к появлению идеального правителя со сверхспособностями — Квисатц Хадерах. Как известно зрителям «Дюны», им стал Пол Атрейдес. Читателям известно больше, но даже для тех, кто добрался до «Великих школ Дюны», в сериале будут сюрпризы — время действия в нем не совпадает с описанным в книге, и это оригинальная история.


Сестринство

Мир «Пророчества» по сути мир матриархата. Когда на экране появляется мужчина, хочется сказать «ой», но быстро выясняется, что даже император Коррино (Марк Стронг) здесь мало что решает, а в династическом браке невеста-принцесса Инес (Сара-Софи Бусснина) намного старше жениха — 9-летнего мальчика, за которого дают приданое в виде космического флота и которого принцесса планирует воспитать в соответствии со своими задачами, то есть задачами ордена Бене Гессерит, где ей предстоит пройти обучение. В соответствии с современными канонами «представленности» такое шоу не должны снимать мужчины, и хотя Дени Вильнев устранился от участия в проекте по производственным причинам, логично, что эстафету в итоге приняла женская команда — шоураннером стала Элисон Шапкер, делавшая для Netflix киберпанковский «Измененный углерод», а с НВО работавшая на четвертом сезоне «Мира Дикого Запада»; большинство серий сняла Анна Ферстер («Мыслить как преступник» и тот же «Мир Дикого Запада»), а написала Дайан Адему-Джон, которая на одном из промежуточных этапов стартовавшего еще в 2019 году проекта побывала в позиции шоураннера (правда, список сценаристов длинен, и это слегка настораживает).


Дом без дракона

Основное опасение, возникающее после просмотра первого эпизода, — что «Дюна: Пророчество» окажется «Игрой престолов» на минималках«. Серия заканчивается твистом в духе главной киносаги десятилетия, похожи и базовые обстоятельства — острые политические интриги и этические вопросы в сеттинге фэнтезийного Средневековья, только в одном случае оно с драконами и ходячими мертвецами, а в другом с космическими полетами и гигантскими песчаными червями. При этом дотянуться до планки «Игры престолов» по жестокости создатели «Пророчества», скорее всего, даже не будут пытаться. А сильная героиня пока что всего одна — собственно, Валия Харконнен, занявшая место Преподобной матери Бене Гессерит. Ее сестра Тула (Оливия Уильямс) создана как будто для баланса — она мягче, менее амбициозна и более этична, но конфликта в их отношениях нет. Остальные персонажи скорее только заявлены, и вообще создателям в первой серии слишком много приходится объяснять словами, хотя в мире Фрэнка Герберта мы уже не впервые, а в сезоне всего шесть эпизодов. «Пророчество» не станет для киновселенной «Дюны» тем, чем стал для «Звездных войн» «Мандалорец», но, вероятно, выдержит сравнение с любым другим сериалом главной космической киносаги. И это нормальное начало, метавселенные не сразу строятся.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}