Blueprint
T

Ищите женщину

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Завтра в Ясной Поляне открывается фестиваль «Толстой», который в этом году посвящен 150-летию с момента начала работы над «Анной Карениной». В усадьбу из Большого театра едет балет Джона Ноймайера, а кинопрограмма целиком посвящена экранизациям романа: от немого фильма «Любовь» с Гретой Гарбо до «Спаси и сохрани» Сокурова и кинохита с Кирой Найтли. The Blueprint попросил знатоков и наследников Толстого вспомнить свои любимые экранизации и инсценировки любимого романа.

Павел Басинский

писатель, литературовед

Ломкая психологически, порывистая, непредсказуемая

           Я не считаю, что между разными экранизациями «Анны Карениной» существует какая-то конкуренция. Воплотить роман Толстого на экране в точности не получится. Слишком сложный, многогранный. Он писался не для кино, хотя, кстати, какие-то сцены написаны специально для кинематографа. Например, сцена скачек или сцена бала и, конечно, сцена, где Анна бросается под поезд. Но все-таки буквально перенести роман на экран невозможно, и в точности передать образ Анны, какой ее видел Толстой, тоже не получится. Всегда интересно, как великие актрисы исполняли эту роль, как они вкладывали себя в нее, как они ее видели. Поэтому в сущности все экранизации «Анны Карениной», которые видел, мне так или иначе по-своему нравятся.



фильм «любовь», 1927

фильм «любовь», 1927

Из всех экранизаций я люблю две, они абсолютно не похожи. Первая — это фильм «Любовь», снятый по мотивам «Анны Карениной» режиссером Эдмундом Гулдингом в 1927 году, где роль Анны исполняет совсем еще молодая Грета Гарбо. В этом фильме она, на мой взгляд, совершенно очаровательна, как и ее партнер Джон Гилберт, который играет Вронского. А позже, в 1935-м, Гарбо снова исполнила роль Анны Карениной. Это была уже другая Анна.

Вторая экранизация, которая мне нравится больше всего, это, конечно, советская, 1967 года, с Татьяной Самойловой. Надо сказать, что Александр Зархи не сразу выбрал Самойлову, и на роль Анны претендовали такие потрясающие актрисы, как Элина Быстрицкая, Людмила Чурсина и Татьяна Доронина. А у Самойловой до этого была в сущности только одна работа, в которой она, конечно, блистательно сыграла. Это фильм «Летят журавли». И Зархи выбрал ее.


фильм «анна каренина», 1967

фильм «анна каренина», 1967

фильм «анна каренина», 1967

К слову, Самойлова была одно время замужем за своим будущим партнером по фильму Василием Лановым. У них была непростая семейная история, потом они развелись и в фильме снимались уже как партнеры. Почему мне очень нравится Самойлова? Она играет Анну трепетную, не блестящую красавицу, не светскую даму, а Анну очень ломкую психологически, порывистую, непредсказуемую. И это как раз очень точно соответствует толстовской героине. Вот два фильма, которые мне нравятся больше всего.


Что касается театральных инсценировок, то есть знаменитая мхатовская постановка с Тарасовой, из которой сделали киноспектакль. Но как ни странно, наиболее точно в театре воплотил «Анну» хореограф Джон Ноймайер. Балет «Анна Каренина», который будет показан на фестивале «Толстой», конечно, далеко отстоит от текста Толстого, это балет, это совершенно другой язык. Но удивительно, как Джон Ноймайер, филолог по образованию, точно прочитал этот роман. Он единственный соединил две очень важные линии — Анны и Левина. И как он это сделал в балете, пересказать невозможно.

фильм «анна каренина», 1967

спектакль «анна каренина»

приглашенный куратор

Слава Шутов

От бледной восковой свечи до тлеющего черного дымка

           Честно говоря, сложно найти именно любимую Каренину. В истории кино их было много, и каждой актрисе удавалось привнести что-то свое. Однако наиболее интересной мне кажется Каренина, которую сыграла Грета Гарбо в 1927 году.

Фильм «Любовь» Эдмунда Гулдинга сложно назвать экранизацией. Текст романа был переработан в обычный мелодраматический сценарий со счастливым концом! Анна выходит замуж за Вронского! Все прекрасно! Интересно, что консультантом фильма был Илья Львович Толстой, и по его настоянию была все же снята альтернативная, оригинальная версия финала. До нас же дошла версия с хеппи-эндом — такой во многом умилительный сценарный бандитизм.

Несмотря на эти упрощения Грета Гарбо удивительно справилась со своей ролью. Ее Анна проходит путь от бледной восковой свечи до тлеющего черного дымка. И эти состояния Гарбо способна выражать одним лишь взглядом. Каренина в этом фильме получилась в духе эпохи абсолютно джазовой героиней. Чарующая ритмика, неожиданные переходы, страстные сочетания — это очень интересно.


фильм «любовь», 1927

куратор кинопрограммы

Иван Толстой

Не тарахтящий проектор и храп,
а музыка

Здорово, что наша кинопрограмма начинается именно с фильма «Любовь», но я бы хотел уделить особое внимание тому, что мы покажем его с живым музыкальным сопровождением. Я очень рад, что к нам приедет потрясающий тапер, пианист и композитор Филипп Чельцов.

любимая скамейка л.н. толстого

Прошлым летом, в день рождения Льва Николаевича, мы показывали «Уход великого старца», и благодаря Филиппу этот вечер стал одним из самых запоминающихся. То мероприятие завершало XXVII Писательские встречи, и аудитория была в полном восторге. Владислав Отрашенко, Сергей Шаргунов, Анна Матвеева... все были очарованы мастерством Филиппа. Прекрасно, что спустя почти год мы снова встречаемся в Ясной Поляне, но уже в рамках нашего фестиваля.


Мой мастер, Сергей Александрович Соловьев, на лекциях по истории кино рассказывал нам, что во время его обучения во ВГИКе на просмотрах наследия «великого немого» был слышен только тарахтящий проектор и храп. Мы же будем слышать чудесную музыку Филиппа Чельцова!


РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕСТИВАЛЯ «ТОЛСТОЙ»

Екатерина Толстая

удачный ход с театральной сменой декораций

Невозможно не сказать об эпизоде, когда в создании образа Анны Карениной и вообще в съемочном процессе принимала участие семья Толстых. Фильм с Софи Марсо 1997 года снимался в Царском Селе и в Ясной Поляне. И недавно назначенный директором Ясной Поляны Владимир Ильич Толстой приезжал на съемки с только что родившимся сыном Андрюшей и общался с Софи Марсо и ее тогда тоже только родившимся сыном Винсентом. Это были невероятно трогательные моменты.

Конечно, много режиссеров обращались к образу Анны Карениной, искали свою Анну. Много лет назад мы с моей сестрой Настей были приглашены в Лос-Анджелес на большой кинофестиваль, посвященный разным образам Анны Карениной от Греты Гарбо и Вивьен Ли до наших дней. Мы смотрели все эти фильмы, потом обсуждали с публикой, было невероятно интересно услышать, как на Западе ищут разные формы, как разнятся прочтения образа, какие сюжетные линии близки каждому режиссеру.


фильм «анна каренина», 1997

фильм «анна каренина», 1997

Тут еще важно сказать, что многие неоднозначно относятся к фильму с Кирой Найтли, но мне он очень нравится, и я, готовясь к фестивалю, включала в свою подборку и старые фильмы, и тот с Кирой Найтли. Там невероятно красиво подобрана сценография, очень удачный ход с театральной сменой декораций, которая подчеркивает переходы от сцены к сцене, от деревни к балу, потрясающая работа со светом и, конечно, костюмы.

фильм «анна каренина», 2012

фильм «анна каренина», 2012

И если уж говорить о декорациях, нельзя не вспомнить о театральной истории «Анны Карениной». От классической постановки в Театре Вахтангова Евгением Князевым, который гордо шагает через всю сцену, до качелей посреди сцены, которые Мария Трегубова выстроила в МХТ для спектакля Дмитрия Крымова «Сережа», — каждый режиссер пытается найти свой подход к этому роману.

спектакль «анна каренина»

В этом году мы привезем на фестиваль спектакль Джона Ноймайера, который произвел на меня невероятное впечатление: и тем, как соткано музыкальное либретто, и образами невероятной красоты, которые создаются с помощью хореографии, музыки и света, и тем, как Ноймайер смог передать текст Льва Николаевича, — ощущение такое, будто читаешь роман. Я рада, что гости фестиваля и сотрудники музея, которые занимаются наследием Льва Николаевича и с большим интересом всегда изучают новые интерпретации, созданные театральными и кинорежиссерами, смогут посмотреть балет с исторической сцены Большого театра в усадьбе, где Лев Николаевич, выходя из дома на прогулку, вдохновлялся той природой, которая будет окружать нашего зрителя, возвращался и писал те самые строки, которые через танец доносит до нас балет Ноймайера.


ясная поляна

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}