Blueprint
T

ЧТО СМОТРЕТЬ
В КИНО

Пока мир сходит с ума, в прокат продолжают выходить хорошие фильмы. The Blueprint выбрал из октябрьских кинопремьер лучшие — и на любителя.


«Экспресс»


Реж. Руслан Братов


Громадный пустой бассейн с облупившейся плиткой и с разделительными веревками-поплавками, свернувшимися на дне в змеиный клубок. Старичок на запряженной осликом тележке, в которую, как только гаснут фонари, отправляется очередной канализационный люк. «Экспресс» — полнометражный дебют уроженца Карачаево-Черкесии и выпускника ГИТИСа Руслана Братова — завораживает фактурой не меньше, чем трагикомичными характерами и полукриминальным сюжетом. Но и о них два слова скажем: молодой бездельник по кличке Сос (Лев Зулькарнаев) мечтает выиграть в тотализатор и уговаривает нелепого незнакомца (Павел Ворожцов) зарегистрироваться в букмекерской конторе и поставить полагающуюся ему как новому клиенту тысячу на «экспресс». Угадаешь результат восьми матчей — получишь миллион. Карту со ставкой Сос забирает себе, но тут же теряет, и в охоту за сокровищами включаются местные уголовники.


уже в кино


«решение уйти»


Реж.  Пак Чхан-ук 


Медитативный нуар южнокорейца Пак Чхан-ука («Олдбой», «Жажда», «Служанка») в этом году забрал в Каннах приз за лучшую режиссуру. Мировые кинокритики — от Дэвида Эрлиха из Indiewire до Питера Брэдшоу из The Guardian — рассыпались в похвалах фильму еще в конце мая. По сюжету южнокорейский детектив Хэ-джун (Пак Хэ-иль) влюбляется в китаянку Со-рэ (ее играет любимица Chopard Тан Вай), которую начинает подозревать в убийстве мужа. «Чтобы зрители поняли, что творится в душе героев, им нужно внимательно следить за их взглядами и движением глаз. Только так герои вам раскроются, — советует Пак Чхан-ук. — Я решил убрать все провокационные сцены, которые отвлекали бы зрителей от этого наблюдения». Ход вполне оправданный — «Решение уйти» и так держит в напряжении все два часа с лишним.


«голиаф»


Реж.  Адильхан Ержанов



Самоназванный государь дает местным жителям работу и кров, но беспощадно казнит тех, кто выступает против. Действие неоистерна про бандитов у власти, получившего спецприз в Венеции, происходит в ауле Каратас — оторванном от внешнего мира месте, которое существует по своим внутренним законам. Классик нового казахстанского кино Адильхан Ержанов признается, что на съемки «Голиафа» его подтолкнула необъяснимая любовь людей к злодеям во власти, которые их мучают. Эстетическим ориентиром «Голиафа» послужили, в частности, любимые спагетти-вестерны Тарантино — «Пуля для генерала» Дамиано Дамиани и «Напарники» Серджо Корбуччи.


Реж.  Эдди Мартин


«Мы были „Детками“»


8 октября



Первое, что нужно сделать перед просмотром хитовой документалки Эдди Мартина «Мы были “Детками”», — посмотреть (или освежить в памяти) культовых «Деток» Ларри Кларка. Когда в 1995 году «Детки» ворвались на экраны (и сделали звездой Хлою Севиньи), взрослые американские зрители заерзали в креслах — им предстало максимально мрачное и откровенное изображение нового поколения. Герои «Деток» катались на скейтах, воровали у родителей деньги, занимались сексом и употребляли наркотики. Фильм, объявленный The New York Times «звоночком всему миру», в равной степени любили и ненавидели — одни приветствовали его как жестокое, но мощное высказывание, а другие окрестили непристойным и порнографическим. В документалке «Мы были “Детками”» нет ни Розарио Доусон, ни Хлои Севиньи — зато показано, что стало с гарлемскими скейтерами из массовки (спойлер: ничего хорошего).


«Нуучча» 


Реж.  Владимир Мункуев 

Пока новый российский блокбастер «Сердце Пармы» рассказывает историю покорения Сибири как победу цивилизованных русских над кровожадными язычниками, «Нуучча», получившая в прошлом году приз «Кинотавра» за режиссуру (хотя была явно достойна большего), предлагает другую трактовку образа и колонизаторов, и аборигенов (и с большой вероятностью уйдет из прокатных планов. — Прим. The Blueprint). В фильме якутского режиссера Владимира Мункуева Сергей Гилев играет отправленного на поселение русского каторжника, которого вынуждена приютить у себя якутская семейная пара (Павел Колесов, Ирина Михайлова) — у Балабанова в «Кочегаре» роман с такой же завязкой писал якутский ветеран-афганец в исполнении Михаила Скрябина. Здесь, однако, сюжет принимает еще более драматическое развитие. Откупиться от безрадостной и опасной повинности семье нечем: земля не родит, рыба ушла. А когда умирает еще и младенец, приглашенный шаман говорит, что боги покинули эти места. Самые достойные из людей ее тоже покидают (сцену похорон заживо матери местного князька, решившей, что пришло время присоединиться к духам предков, вы еще долго не сможете выбросить из головы). А на их место приходит и наводит свои порядки совсем другой контингент.


13 октября



«Скоро кончится лето» 

Реж.  Яна Скопина


Красное, с голыми плечами и диоровской юбкой платье в витрине магазина как последняя надежда для старшеклассника Бахи (Алихан Альдин) покорить красавицу с томно-игривым взглядом и пухлыми губами (от модели Ольги Обумовой и правда глаз не оторвать). Впрочем, заветная модная обновка, неудачная попытка продать ради нее кассеты с записями «Кино» и украденные из папиного стола деньги играют в фильме уроженки Алма-Аты Яны Скопиной второстепенную роль. Куда важнее степное лето 1990 года и молодость с непременным первым поцелуем, предательством, похмельем и первым же приводом в милицию. А также мягкий свет, лирическое настроение и песни Цоя. В общем, все, за что мы любили фильмы Сергея Соловьева, особенно ранние. Яна Скопина — его ученица, музыку писала Анна Друбич, сам фильм посвящен мастеру, и тот наверняка бы его одобрил.


27 октября



Реж. Авдотья Смирнова


«Плотник»


Сценарий «Плотника» Авдотья Смирнова писала в соавторстве с писательницей Мариной Степновой («Женщины Лазаря», «Сад»). Это драма про провинциальную семью, в которой тяжело заболевает ребенок. Вокруг кромешный ад — грубые врачи, бессердечные бабушки, сомнительные друзья и начинающая сходить с ума жена (Анна Рыцарева). Роль плотника Осипова, который в одиночку тянет семью на себе, писали специально для Сергея Уманова, который уже работал с Авдотьей Смирновой на съемках «Вертинского» и «Истории одного назначения». 


«Звоните Джейн» 


Реж.  Филлис Наж  



Чикаго, 1968 год. Домохозяйка Джой в исполнении прекрасной Элизабет Бэнкс узнает, что она, во-первых, беременна вторым ребенком, а во-вторых, может умереть при родах. Аборты в США не легализованы, и Джой цепляется за объявление «Беременны? Встревожены? Звоните Джейн». Джейн — это группа активисток, помогающая избавиться от нежелательной беременности. История основана на реальных событиях: коллектив «Джейн» (или просто «Джейн») — это «Пункт доверия чикагского женского союза освобождения по вопросам абортов» (Abortion Counseling Service of the Chicago Women’s Liberation Union), который существовал в Чикаго с 1968 по 1972 год и провел около 12 000 абортов. Режиссер фильма — номинантка на «Оскар» Филлис Наж, написавшая сценарий «Кэрол», одного из самых красивых и трогательных рождественских фильмов.



{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}