СТИЛЬ В ФИЛЬМЕ
«Танцовщица»
Стиль в фильме: «Танцовщица»
3 ноября в российский прокат выходит «Танцовщица» — триумфатор последнего Каннского кинофестиваля. Лента, благодаря которой мир вспомнил о легендарной Лои Фуллер и обрел в лице Соко еще одну большую актрису.
3 ноября в российский прокат выходит «Танцовщица» — триумфатор последнего Каннского кинофестиваля. Лента, благодаря которой мир вспомнил о легендарной Лои Фуллер и обрел в лице Соко еще одну большую актрису.
•
Если бы не подлая фраза «основано на реальных событиях», полнометражный дебют Стефани Ди Джусто, наверное, ругали бы меньше. Не было бы обвинений в недостоверности, а сам фильм не называли бы «шаблонной биографической лентой» — «в целом приемлемой, хотя и непримечательной». Критиков можно понять: в биографию Лои Фуллер, знаменитой американской танцовщицы, Ди Джусто зашла как к себе домой — «Танцовщица» получилось совсем не про Лои, а про мечту режиссера о том, какой эта Лои могла бы быть. Другое дело, насколько в этом конкретном случае важно, как жили родители Лои, как именно она поссорилась с Айседорой Дункан и в каком году она вышла на сцену Гранд-опера. Стефани показалось, что важно здесь вообще другое.
сли бы не подлая фраза «основано на реальных событиях», полнометражный дебют Стефани Ди Джусто, наверное, ругали бы меньше. Не было бы обвинений в недостоверности, а сам фильм не называли бы «шаблонной биографической лентой» — «в целом приемлемой, хотя и непримечательной». Критиков можно понять: в биографию Лои Фуллер, знаменитой американской танцовщицы, Ди Джусто зашла как к себе домой — «Танцовщица» получилось совсем не про Лои, а про мечту режиссера о том, какой эта Лои могла бы быть. Другое дело, насколько в этом конкретном случае важно, как жили родители Лои, как именно она поссорилась с Айседорой Дункан и в каком году она вышла на сцену Гранд-опера. Стефани показалось, что важно здесь вообще другое.
Е
При нулевой хореографии постановка держалась на том, что Лои искусно манипулировала объемным шелковым платьем.
Кто такая Лои Фуллер? Полноватая американка без хореографического и любого другого образования, не слишком талантливая актриса — и одновременно подруга Марии Кюри и Тулуз-Лотрека, одна из влиятельнейших фигур belle epoque, родоначальница современного танца. Она прославилась, придумав и запатентовав serpentine dance: при почти нулевой хореографии постановка держалась на том, что Лои искусно манипулировала объемным шелковым белым платьем под лучами разноцветных прожекторов. Нехитрый вроде бы фокус, но на выходе — «женщина-пламя», «женщина-орхидея», «женщина-вихрь», как прозвали Лои газетчики. Эта неувязка между исходными данными и финальным успехом слишком велика, и чтобы объяснить ее, Ди Джусто обратилась к категориям нематериальным. Фильм-идея вместо фильма-биографии, в общем, совсем неплохо, если идея того стоит.
По сюжету 25-летняя Лои Фуллер (Соко) уезжает из дикой Америки в Париж: она хочет попасть в авангардистское кабаре «Фоли-Бержер», где у всех танцоров-экспериментаторов есть шанс показать себя и прославиться. В ее «программе» — единственный танец, который она придумала случайно. Юбка театрального костюма оказалась слишком большой и во время выступления чуть не свалилась — чтобы не опозориться на сцене, Лои начала стремительно кружиться в вихрях складок. Зрителям это понравилось намного больше ее посредственной игры. В номер влюбляется весь Париж, у Лои появляется труппа, вместе с которой она интуитивно изобретает стиль модерн в танце. Затем героиня знакомится с молодой Айседорой Дункан (Лили-Роуз Депп). Без Лои не сложилась бы манера Айседоры, но Дункан была настоящей танцовщицей, в то время как Фуллер чертила схемы расположения новомодных электрических прожекторов, придумывала дорогостоящие декорации, а танцем было ее платье. «Айседора лепит, Лои раскрашивает. Их нельзя сравнивать», — напишет про них критик Луи Воксель. Но их, конечно, сравнивали — и сравнения эти были не в пользу Лои.
«Танцовщица», как и подлинная творческая история Лои Фуллер, построена вокруг одного платья. Метры и метры белого шелка, крой — солнце с тридцатью шестью клиньями для большего объема, удлиненные при помощи бамбуковых палок рукава, два с половиной метра в размахе. Чтобы управлять таким весом, Лои постоянно занималась, но ее танец-фокус все равно стоил ей здоровья: мышцы не выдерживали нагрузки, бьющие в лицо прожектора в прямом смысле выжигали ей глаза. Зато это было очень красиво. Настолько, что ее платье стало вечным источником вдохновения для дизайнеров последних ста с лишним лет. У него были рукава-крылья, как у платья Gucci, в котором Соко представляла ленту в Каннах. Оно струилось, как скроенные по косой иконические вещи Мадлен Вионне, было похоже на кейп, как романтичные платья нынешнего Valentino, парило в восходящих струях воздуха, как плиссированная юбка Мэрилин Монро в «Зуде седьмого года», и напоминало о беззаботных бабочках (любимое сравнение журналистов конца XIX века) не больше, чем разрисованное роботами платье Alexander McQueen из весенне-летней коллекции 1999 года — тоже белое, тоже из многих метров ткани и в эмоциональном смысле тоже скорее выстраданное, чем декоративное.
Для Айседоры и Лои костюмы были символом раскрепощения женского тела.
Белая ткань — лейтмотив «Танцовщицы» (спасибо художнику Анаис Роман). Белый батист платья — как пропитанный опиумом платок графа Луи, символ выстроенной вокруг вещи жизни. Труппа Лои танцует в белых хитонах — сцены в саду похожи на дионисийские мистерии. Даже Айседора Дункан, соперница Фуллер, вошла в историю как танцовщица в вихрях белого шифона, обрамлявшего натренированное обнаженное тело. Для нее и Лои эти костюмы были символом раскрепощения женского тела, физической и духовной свободы, нового течения в искусстве, презревшего буржуазно-религиозные рамки. Белые платья буквально наводняют ленту — хочешь не хочешь вспоминается «Пикник у висячей скалы», тем более что оба фильма рассказывают про один и тот же исторический период. Правда, здесь глухие платья с кружевными воротничками сдаются под напором нового мира и совсем другой одежды последовательниц Лои Фуллер. Только Айседора выбирает для дебюта красный хитон, но на то она и антагонист.
LOEWE, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017
LEMAIRE, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017
GUCCI, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017
CHANEL, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017
«Танцовщица» в красивой визуальной форме размышляет о подлинном и наносном в искусстве, о роли цельного художественного видения и его преимуществах даже перед самым редким талантом. У Стефани Ди Джусто получилась кошмарная биография, но отличная лента-идея, доступно объясняющая, было ли в Лои Фуллер «что-то еще». Очевидно, было, раз плохая актриса придумала одно-единственное платье — и изменила мировую хореографическую сцену.
Что надеть
Платье Norma Kamali, £266,
net-a-porter.com
Платье Valentino, €2515,
mytheresa.com
Шляпа Ophélie Hats, $59,
simons.ca
Топ Gucci, £2210,
gucci.com
Блуза Zara, 5599 руб.,
zara.com
Пальто Victoriaswing, $98,
victoriaswing.com
Очки Yohji Yamamoto, £311,
luisaviaroma.com
Пальто Carven, £430,
farfetch.com
Кейп Burberry Prorsum, £2295,
matchesfashion.com
Платье Étoile Isabel Marant, £123,
net-a-porter.com
Ботильоны, Maryam Nassir Zadeh, $645,
ssense.com
Платье Fendi, £1880,
farfetch.com