T

Open talk: «Современный кинематограф. Время женщин?»

23 апреля в рамках 43-го Московского кинофестиваля прошел open talk с участием профессионалов российской индустрии кино. Гости фестиваля и компании Mercury обсуждали феминитивы, бюджеты, предрассудки и отличие мужских фильмов от женских. Полина Садовникова записала самые яркие отрывки горячей дискуссии.

Ситора Алиева, программный директор открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»: Тема феминизма активизировалась благодаря Харви Вайнштейну — в этом смысле нельзя отрицать его роль в развитии кинематографа, в том числе российского. Женщины начинают понемногу выходить из тени, за что большое спасибо Вайнштейну.

О Харви Вайнштейне

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":387,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":387,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Ситора Алиева: Несколько лет назад я давала комментарий для Hollywood Reporter. Тогда мы отобрали на «Кинотавр» очень много фильмов, снятых женщинами-режиссерами, что для того времени было в новинку. Но на самом деле мы просто смотрели кино, а после выяснили, что лучшая половина фильмов, отобранных и созданных в России, сделана женщинами. В идеальном будущем это не должно становиться сенсацией.

О квоте для женщин-режиссеров

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":1199,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1199,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Алексей Попогребский, режиссер и сценарист: Квоты для женщин и различных меньшинств, которые так бурно обсуждаются в американской киноиндустрии, — это необходимый ортопедический перекос. Чтобы избавиться от сколиоза, нужно надеть корсет, вот и в кино то же самое. Действительно, мы в Московской школе кино порой ловим себя на мысли, что не задумываемся о том, чья перед нами работа — мужская или женская. В перспективе важно перестать рассчитывать квоты и просто наслаждаться кино. Надеюсь, мы все когда-нибудь к этому придем. Ну а женщинам-режиссерам нужна не защита, а репрезентация.

Марина Жигалова, продюсер и инвестор, экс-глава Disney в России: Когда навязываются определенные проценты, теряется творческая свобода, потому что кино — хрупкий организм, который создается большой командой. Я придерживаюсь позиции, что сейчас мы [в России] проходим болезненный период, когда женщинам требуется больше внимания, так что в специальных «женских» программах, наверное, нет ничего такого, пусть я и не сторонница такого разделения.

Зинаида Пронченко, кинокритик, шеф-редактор сайта «Искусство кино» (сидела в зале): Я против квот для женщин-режиссеров. И почему мы говорим о том, что время для женщин-режиссеров пришло именно сейчас? Кино всегда рассказывало женские истории, еще со времен братьев Люмьер. Просто в российском кино — недавно мы это обсуждали в редакции [«Искусства кино»] — за последние 20 лет практически не было ярких женских образов, если по-честному. Так, кот наплакал.

Алиса Хазанова, актриса и режиссер: Можно рассматривать квоты как необходимый этап развития общества. Возможно, появится новое поколение родителей, которое не будет с удивлением смотреть на девочку, которая скажет: «Я хочу учиться на режиссера, оператора». Это ключ к тому, чтобы общество постепенно менялось и трансформировалось, к прекрасному будущему, в котором мы не будем обращать внимание на то, кто снял тот или иной проект.

О феминитивах в российском кино

Нигина Сайфуллаева, режиссер: Я могу быть и режиссером, и режиссеркой, и женщиной-режиссером. Не скажу, что использую феминитивы на автомате — для меня это все-таки пока непривычно. Если феминитивы приживутся в разговорной речи — отлично. Но сам факт того, что есть режиссер и женщина-режиссер — странная штука. 

Дарья Златопольская, телеведущая: Мне не нравится, что на некоторых фестивалях выделяют женскую кинопрограмму — как будто мы не вписываемся в «обычную» программу, где представлены мужчины. Это как с премией GQ: есть «Человек года», а есть «Женщина года».

Анастасия Пальчикова, режиссер и сценарист: Я не люблю, когда меня называют «режиссеркой». Для меня слово «режиссер» единственное обозначение этой профессии. Возможно, меня потряхивает от языковых изменений, потому что я бывший лингвист. При этом я понимаю, что феминитивы — важная поддержка общественных процессов. Если кому-то комфортно их использовать, это круто. Но я хочу оставить за собой право самостоятельно выбирать, как называть свою профессию.

Зинаида Пронченко: Мы в «Искусстве кино» уже года два как используем феминитивы в своих текстах и всегда получаем за это волну хейта под любыми публикациями, в которых есть слово «режиссерка». Я смотрю на это не без удовлетворения, потому что мне феминитивы не нравятся.

О том, чем женское кино отличается от мужского

Анжелика Артюх: Я смотрю довольно много фильмов женщин-режиссеров и могу точно сказать, что они отличаются от картин, снятых мужчинами. Одна из ключевых тем женского кино — семья. Женщины в гораздо меньшей степени думают о глобальных темах, проблемах мировой политики — это вещи, которые чаще интересуют мужчин. Зато в плане исследования отношений и сексуальности женщинам-режиссерам нет равных.

Нигина Сайфуллаева: Безусловно, тема семьи для женщин-режиссеров крайне важна. Но мы знаем примеры, когда мужчины изучали эту тему и интерпретировали ее тонко с психологической точки зрения, а женщины снимали «мужское кино» про войну. На то, какие темы в кино являются женскими, сильно влияет культура и общественная обстановка. Все может измениться, если у нас, например, станет больше женщин в госструктурах.

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/CODDVeiHryG/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="13" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/CODDVeiHryG/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> Посмотреть эту публикацию в Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/CODDVeiHryG/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">Публикация от MMKF_official (@mmkf_official)</a></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

О том, почему женщинам не дают снимать крупнобюджетные фильмы

Ситора Алиева: Я убеждена в том, что мужчины там, где большие деньги. Для многих это соревнование, способ потешить мужское эго. И это самое страшное: я считаю, что мужчины будут бороться за то, чтобы женщины не пришли в крупнобюджетное кино.

О том, как все изменить

Ситора Алиева: Я считаю, пока женщина, например, Нигина, не снимет дорогую эротическую сказку на деньги Фонда кино, положение женщин в российском кинематографе не изменится. Я привела в пример сказку, потому что это самый простой и понятный жанр для массового зрителя. Чтобы выйти на большие деньги, нужно создать прецедент и привнести в программу Фонда кино определенный тип истории.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}