Вс лучшее ср зу
Круглый стол с юными хайпбистами
В конце 2020-го как никогда хочется думать о будущем. Что нас ждет после самого неожиданного и непростого года в нашей жизни? А что ждет модную индустрию, которой так кардинально и мгновенно пришлось перестроить за это время процессы, формировавшиеся десятилетиями? Мы посадили за круглый стол (как водится, по Zoom) начинающих фанатов моды, чтобы поговорить о перспективах индустрии, глобальных трендах и одежде будущего. Слово — хайпбистам Луке Зарькову, Марку Берману и Соне Тё, которые так по-разному смотрят на моду в одном направлении.
Вам слово «хайпбист» как, не режет слух?
Мне лично кажется, что, когда хайпбисты были очень популярными, тогда это слово и было популярным. Сейчас их стало гораздо меньше.
А мне кажется, наоборот, людей, которые называют себя хайпбистами, стало очень много.
Их стало много, но хайп на это все уже умирает.
Да, даже сам Верджил Абло говорил, что стритвир умер.
Что быстро вспыхивает, быстро умирает. Это закон, так во всем.
Да, но тем не менее на Марке сейчас свитшот Гоши Рубчинского — мечта всех хайпбистов, разве нет?
Я не говорю, что свитшот Марка плохой, но он как раз из класса толстовок, коммерческих вещей, на которых больше денег зарабатывают. Тейлоринг таких денег никогда не принесет, и поэтому на него делают меньший акцент при закупках. Вот Dior: у них на показах мы видим хороший стайлинг, классные силуэты, а потом, когда зайдешь в какой-нибудь бутик Dior, там будет все... Не знаю, как сказать, более коммерческое, простое.
А где вы чаще всего одеваетесь в Москве?
Я одеваюсь в КМ20, у меня почти все вещи оттуда. Я выбираю больше не по брендам одежды, а по вещам. Для меня бренд — не первое, на что я смотрю при выборе одежды. Я смотрю на фасон, на рисунок, на принт.
Я одеваюсь в КМ20, конечно же, в ЦУМе, в Brandshop иногда. Это если мы говорим о шопинге именно в России.
Я хожу в SV и в КМ20 — для меня это два основных магазина.
про то, как следят за инфлюенсерами
А на ком вам надо увидеть вещь, чтобы захотелось ее купить? Вообще, на вас еще действует магия инфлюенсеров?
Есть такое приложение 21buttons, там зарегистрировано много блогеров. Ты туда заходишь, видишь фотографии. Если понравилась вещь, кликаешь на нее — и сразу переходишь на сайт, где можешь все купить. Вот я там часто сижу.
Я восторгаюсь старыми селебрити, которые практически все уже поумирали. Мне очень нравится их стиль. Мик Джаггер, например, я даже подстригся похоже. Но я сейчас вам скажу честно и откровенно, меня перестали вдохновлять блогеры и инфлюенсеры. Мне кажется, в этом мало жизни какой-то.
А я в основном просто смотрю Instagram. У меня интересная лента, она собрана из всех, кто мне нравится. В основном там я обращаю внимание на одежду и в первую очередь на сочетания цветов. Мне очень нравятся необычные комбинации. Хотя я не всегда их использую в одежде, мне кажется, они просто классно выглядят.
Я еще слежу за показами, меня это вдохновляет больше всего. Я открываю Vogue Runway, вижу — вышел новый бренд, мне очень нравится стайлинг в показах у Боттеги [Bottega Veneta], Микеле [Алессандро Микеле, креативный директор Gucci] — практически все нравится. Наверное, меня именно это вдохновляет — не человек, а бренд.
Я тоже иногда слежу за показами. Разные издания, допустим, пишут, какие будут ближайшие показы — и я смотрю. Вот сейчас часто были показы онлайн, я за ними следил.
А как вам вообще переход показов из офлайна в digital?
Не знаю, мне не так это зашло, мне больше нравится смотреть вживую. Вживую другая атмосфера, это более интересно, когда модели прямо перед тобой проходят, ты смотришь.
В первом ряду всегда сидишь?
Да.
Мне кажется, офлайн никогда не пропадет, потому что это всегда ценнее, чем онлайн. Никогда нельзя сравнивать то, что ты делаешь в реальной жизни, с тем, что ты делаешь через компьютер. До карантина все жили в очень быстром темпе, всем хотелось закрыться дома и провести время одному. Я говорю сейчас, в частности, про тех людей, которые летали на недели моды, у них был месяц шоу без передышки, подряд, и все от этого очень устали. Но сейчас уже наоборот — все отдохнули и хотят какой-то деятельности.
л ка
Я сейчас вам скажу честно и откровенно, меня перестали вдохновлять блогеры и инфлюенсеры. Мне кажется, в этом мало жизни какой-то
Но есть ощущение, что дизайнерам придется перепридумать формат показа, чтобы продолжать привлекать зрителей?
Я считаю, что все должны себя перепридумывать, чтобы оставаться интересными.
Тогда идеальный показ в будущем — он какой?
Я считаю, что глобально его нельзя перепридумать. Тут можно менять площадку, сделать интересную историю, но глобально поменять ничего невозможно. Например, Balenciaga сделали VR-очки для шоу, но все это как-то бессмысленно. Понимаете, iPhone можно как-то усовершенствовать, а показы нет. Любая диджитализация показов — это понижение планки.
Я полностью согласна с Лукой, потому что если мы начнем придумывать что-то диджитал, то станет только хуже. И сам этот концепт: мы сидим, модели ходят, и мы выбираем одежду, мне кажется, это никак не изменить.
Я тоже считаю, что это невозможно.
Хорошо, показы перепридумать невозможно, можно ли перепридумать бренды как формат, как бизнес, как концепцию. Идеальный бренд будущего — это какой?
Я считаю, это точно какой-нибудь sustainable-бренд, 100%. Можно делать мини-перепланировки концепции, как это делают уже сейчас...
Supreme пробовали перепридумать концепцию и перейти на систему дропов, вроде бы они еще как-то на ней живут.
С нее у них самая большая выручка — 75% они делают именно на дропах.
Supreme — это коммерческий бренд, это гениальный маркетинг. Я не против Supreme иногда, но если мы говорим про какой-нибудь арт в моде, то это точно не про них.
Да, я тоже согласна, потому что там все в основном логотипное, например, худи просто с надписью Supreme.
Все на один лад.
И за это сразу $1000, просто за бокс-лого. И солдаут за 10 секунд или даже быстрее.
Ну, это из-за того, что маркетинг хороший.
А как вы думаете, это хорошо или плохо для моды, что есть такие проекты?
Мода — это же очень широкое понятие. Модой может быть и Supreme, и JW Anderson. Есть мода, которая идет больше в искусство, а есть мода, которая идет в более коммерческую сторону. Мода как искусство — это, например, Thom Browne, но и им приходится балансировать —разбавлять свой бренд какими-то коммерческими костюмами. Чтобы бренд жил, ему нужно продаваться, а артовые суперсложные вещи не продаются большим тиражом. Лучше всего продаются худи, футболки и кроссовки.
А коммерция не мешает тут моде как искусству?
Я считаю, что одно другому вообще не мешает. Мода как арт никогда не исчезнет. У некоторых людей есть потребность к этому — как у дизайнеров, так и у клиентов. У всех разные вкусы, понимаете? Если вопрос о том, вытеснят ли коммерческие бренды какие-нибудь арт-бренды, то я считаю, что нет.
Мне кажется, что коммерческих брендов становится сейчас намного больше и они в принципе более популярны. Но арт всегда будет, потому что всегда есть люди, которые хотят этого. Дизайнеры ведь не делают это для себя, они делают это для своих потребителей. Поэтому пока потребители будут, это никуда не уйдет.
Я согласен с Соней, что коммерческие бренды тоже будут, но, по моим ощущениям, они потихоньку умирают. Да, они популярнее сейчас, но мне кажется, [в будущем] арта будет больше.
А мне кажется, коммерческих брендов будет еще больше, потому что для многих людей важно, чтобы бренд всегда продавался, чтобы у него была всегда большая выручка.
Большинству людей не нужны эти навороты: кутюр, в принципе сложносочиненные вещи. Большинство потребителей luxury fashion одеждой в принципе самоутверждаются за счет названия бренда.
Да, например, есть какое-нибудь популярное худи, и его покупают только потому, что оно нравится всем. Даже если тебе оно не нравится, но всем нравится, то оно у тебя должно быть.
Для галочки.
оня
Очень сложно покупать вещи, которые ты хочешь и которые ты можешь себе позволить, и одновременно не разрушать экологию нашей планеты
ПРО ТРЕНДЫ И КТО ИХ ФОРМИРУЕТ
Вы покупали себе вещи для галочки? Или, может, до сих пор покупаете?
Нет, просто для галочки, если все носят, нет.
Например, Yeezy были популярны год-два назад, сейчас они уже не так актуальны. В прошлом году было такое ощущение, что уже просто все их носили, может, поэтому я тоже какое-то время носила. Возможно, я их носила только потому, что их все носили.
Их «рарность» (редкость, ценность. — Прим. The Blueprint) ушла, потому что в 2017-м уже начали рестокать (перевыпускать. — Прим. The Blueprint) старые модели, стала падать цена. Как говорил Канье Уэст, «Yeezy будут для всех», так и случилось. Можно зайти в любой adidas, и там точно будет лежать какая-нибудь пара.
Да, их актуальность прошла.
Они выходят уже каждую неделю, просто в разных расцветках.
А вы с ресейлом как-то игрались? Может, сами ресейлили?
Когда мне на день рождения дарили какие-то хорошие вещи, но они мне просто не нравились, я пытался их продать, но у меня ничего не получалось. В итоге они просто лежат, и я не знаю, что с ними делать. Только такое было.
Но, мне кажется, это не совсем ресейл.
Ну да. Ресейл, как я понимаю, это когда ты зарабатываешь деньги, покупая какую-то редкую вещь, и продаешь в три раза дороже, так? Я считаю, что это не совсем правильно. Например, если ты покупаешь восемь пар кроссовок не для себя, а чтобы продать потом, и семь человек не могут купить себе в итоге эти кроссовки.
Потому что ты делаешь цену в четыре раза дороже, и это уже становится не так доступно.
То есть ты отбираешь у людей право купить себе кроссовки. Поэтому на многих сайтах, когда люди знают, что будет какой-то ажиотаж, они говорят, что можно купить максимум два айтема.
И то это никого не останавливает. Люди покупают скрипты, специальных ботов, которые закупают полмагазина, а потом перепродают. Сейчас руками почти невозможно ничего взять.
Реально невозможно, они скупаются за секунды.
На сайте Supreme, бывает, за три секунды раскупают. За это время ты даже свое имя не введешь при заказе.
Марк, ты владеешь терминами на уровне во всем, что связано с ресейлом. Я смотрю, ты увлекаешься этой темой.
Я в этой теме, но я не ресейлер. Просто слежу за всеми ближайшими дропами.
За чем сейчас следишь? За что планируешь бороться в ближайшее время?
В ближайшее время почти никаких интересных релизов нет, не за что пока бороться.
Я, знаете, за что борюсь. Есть такой бренд Bode.
Классный, да.
И у него всегда все выпускается по одному экземпляру, и всегда солдаут всех классных вещей на сайте. Я не могу ничего себе никогда купить, потому что все, что мне нравится, всегда солдаут. Вот за них я борюсь, можно сказать.
А у меня никогда не было такой обсессии с какой-то определенной вещью. Бывало, что мне очень нравилась вещь, но если я ее не покупала, то быстро про это забывала. У меня нет огромного желания что-то взять, ну, пока такого не было. Может, еще будет.
м рк
Даже сам Верджил Абло говорил, что стритвир умер
Марк, а какая у тебя была самая большая победа, за что ты боролся?
Ну это не совсем то, за что я боролся. Мне мама подарила [кроссовки] Jordan из коллаборации с Dior, это любимая вещь. За это на ресейле можно двадцатку поднять, но я не буду их перепродавать.
Слушайте, а вы верите в тренды?
Да, я верю, но следую ли я им? Тренды в моде существуют, ведь у людей чисто психологически есть тенденция повторять друг за другом. Например, все начали носить бежевые пуховики — и все начали их делать: Jil Sander, Bottega Veneta, Totême там какой-нибудь. Это неоспоримо, что сейчас в тренде бежевые пуховики, это видно везде. Instagram открываешь — там бежевые пуховики, такие оверсайз. Но я по трендам не очень, я считаю, что надо носить в первую очередь то, что нравится, а не то, что популярно.
Лично я слежу за трендами, но не следую им: что нравится, то и ношу. Нет такого, что такой тренд появился — значит, надо купить.
Я тоже вообще не думаю о трендах. Я одеваюсь, как мне нравится. Мне кажется, это самое важное — не следовать вкусу чужих людей.
Мне кажется, люди всегда подсознательно адаптируют тренды, вне зависимости, думают они о них или нет. Какую-нибудь вещь увидели, она понравилась и вызвала какую-то эмоцию. Селебрити все еще диктуют тренды, но так было всегда. И всегда будет. Ну, не знаю, как будет, но всегда так было.
Ну есть же еще тренды на устойчивое развитие, внегендерность, виртуальную одежду. Какие-то из них вам близки?
Простите, я не понимаю, а как одежда может быть виртуальной?
Так же, как виртуальная маска в Instagram, например.
Я видел виртуальные волосы, это был для меня шок, но одежду я пока не видел.
Виртуальная одежда есть в Snapchat, насколько я знаю.
А, я один раз видел шляпу виртуальную, белую такую.
Вообще, идея в том, что в будущем такие люди, как вы, например, не будут зря покупать эффектные вещи для мероприятий или каких-то разовых выходов, а будут брать такую же виртуальную вещь, накладывать на фото как фильтр, собирать свои лайки, а в жизни носить базовые вещи Uniqlo из переработанных материалов, например.
Не знаю даже. Я слышала такую тему, что в магазинах популярна аренда вещей. В Европе в основном. Но я скорее за то, чтобы купить одну хорошую вещь, которая тебе реально пригодится, чем очень много вещей, которые, возможно, дешевые, но ты их поносишь, выбросишь и испортишь экологию.
Я считаю, что такого никогда не будет. Во-первых, потому что это удовольствие — покупать и одеваться. Это тактильно приятно, какие-то нашивки, бирки красивые, детали. Все равно это такой обряд для людей, причем не обязательно в случае с дорогими брендами. Я за виртуальные вещи — если ты хочешь примерить что-то в безопасных для себя условиях или удаленно, это логично. Но в остальном это все равно что сказать: давайте больше не будем продавать вкусную еду, а будем кормить всех внутривенно. Да и где вы видели вообще виртуальную одежду?
Зайди на сайт Dress-X. Там большой каталог виртуальной одежды: от Алены Ахмадуллиной, которая наша, до…
И что ты с ней делаешь потом?
Ты ее покупаешь за какую-то условно небольшую сумму, ее сажают прямо на тебя. Идея в том, что этот фильтр будет под тебя подстраиваться, как бы ты ни повернулся, ни развернулся.
Я видел подобное у ресейл-площадки Gold, которые продают кроссовки.
Мне кажется, это никогда не вырвется в идею, которую люди будут искренне использовать. Это какое-то ноу-хау, которое никому не нужно. Это вот я в Telegram на какой-то канал подписан, там тапочки с фонариками, чтобы в темноте ходить, ложки, чтобы макароны закручивать. Кому это нужно, непонятно. Мое мнение: [виртуальную одежду] придумали, чтобы побаловаться, а через неделю уже все забыли. Во время коронавируса сейчас все очень вовлечены в диджитализацию, но когда пандемия закончится, снимут все ограничения, то люди точно предпочтут встретиться в жизни, потому что это приятнее.
А что думаете про технологичные ткани, которые меняют цвет при изменении температуры или, например, инновационные аксессуары?
Я подумала именно об экологичных технологиях, потому что это самое важное, как мне кажется. Круто, конечно, что одежда меняет цвета и все такое, но сейчас мы должны задуматься об осознанном потреблении в первую очередь. И делать [одежду] из более экологичных материалов.
Мне кажется, сейчас будет тренд на осознанное потребление, и он есть, потому что без этого никуда: планета начинает умирать. Надолго устаканиваются как раз тренды на то, без чего нельзя долго жить: как сейчас диджитализация из-за коронавируса, эко из-за того, что окружающая среда умирает, — вот такие вещи.
Сейчас многие бренды начинают делать вещи из мусора. Например, Nike недавно делал кроссовки Space Hippie, там подошва прямо сделана из отходов. Верх — из переработанных футболок, оставшихся на заводе.
Я сейчас у Херона [Престона] видел что-то такое, кроссовки из какой-то серой переработанной штуки. Это очень интересно, я даже написал ему в Instagram про это.
Вы прямо искренне беспокоитесь за устойчивое развитие ?
Так как я много времени провожу в Англии, я там живу частично, могу сказать, что там это табу — быть неэкологичным. В России и в Англии люди очень по-разному к этому относятся. Это я сейчас не только про одежду говорю, а в принципе. У нас [в Англии] везде стоят мусорки синего цвета для пластика, и есть для еды мусорки — всегда и везде. Когда я приехал в Англию, у меня было много конфликтов с людьми из-за того, что я неправильно сортировал отходы. То есть это необходимость, это не прихоть. Думаю, что в моде, когда это станет более популярным, будет так же.
По-моему, в H&M можно прийти, положить одежду в специальную корзину, они ее переработают и сделают новую.
Вот сейчас ребята заговорили про H&M, но ведь даже если кто-то сдает одежду туда, не факт, что ее перерабатывают и потом делают новую одежду правильно. Мне кажется, чем дешевле марка, тем больше неэкологичных материалов она использует, потому что просто это выгоднее для нее. Очень сложно покупать вещи, которые ты хочешь и которые ты можешь себе позволить, и одновременно не разрушать экологию нашей планеты. Поэтому пока это все не совсем экологично.
Я думаю, это будет трансформироваться десятки лет — всеми брендами, по чуть-чуть.
А вот еще глобальный тренд: одежду перестают делить на мужскую и женскую. Вы как с этим?
Я недавно осознала, что многие люди так делают [делят одежду на мужскую и женскую]. Но я сама никогда не делила, мне кажется, что у нее вообще нет гендера. Это деление совсем не обязательно. Скорее, оно больше нужно, чтобы подбирать размер, а не для того, чтобы делать женское более ... женственным, что ли.
Я на самом деле считаю, как и Соня, что у одежды нет гендеров. Только эргономические моменты, которые под тело подстраиваются у мужчин и женщин. Я сам часто ношу не только мужские вещи. Но это выбор каждого. Если выбора быть неэкологичным скоро уже не будет — всем нужно быть экологичным, то здесь очень субъективная история. Но я вижу, что Gucci делают много gender-fluid-моделей, и сейчас это тоже тренд. И у меня даже есть их сумка Jackie [The Jackie 1961], которую они сейчас сделали, мне она нравится.
Большая часть брендов стала делать унисекс-вещи. Но не все можно так подогнать: не все женское можно надеть. Те же самые платья — мужчина не наденет их.
Я видел, сейчас в Vogue была новая съемка [декабрьский американский Vogue с Гарри Стайлзом на обложке], но ему же подогнали платье под его телосложение.
Может, это мода будущего, но я бы не надел сейчас платье.
Я считаю, что это выбор каждого человека.
Я тоже так считаю. Но за это не должно быть никакого хейта, никакой травли, если ты надел вещь мужскую или женскую. Это не должно никак осуждаться, хотя многие люди осуждают. Например, под фотографиями Гарри Стайлза из этой съемки, где он был в большом длинном платье, было очень много обсуждений по этому поводу, каких-то негативных комментариев.
Думаю, в будущем люди адаптируются, будет меньше хейта.
Это выбор человека. Может быть, не всем мужчинам хочется носить платье, но и не всем мужчинам хочется носить мужскую одежду. И не всем женщинам хочется носить платье, и не всем женщинам хочется носить женскую одежду.
про виртуальную одежду
Думаю, нам всем еще придется над этим поработать.
А как думаете, сколько времени нужно?
Я думаю, что и десяти лет хватит.
Ну, десять лет это не так много, если брать всю историю человечества.
Мы с вами поговорили о том, как изменится мода в будущем. Как думаете, изменятся ли ваши взгляды на нее?
Я не знаю. Как поменяются, так поменяются. Буду ли я любить моду? Не знаю. Думаю, да.
Если мы говорим про то, буду ли я заниматься чем-то в сфере дизайна в будущем, то я так не считаю. Возможно, я найду что-то другое, то, что мне будет нравиться больше, чем мода. Я хочу попробовать все, мне кажется, это очень важно.
Я тоже, кстати.
Но я не думаю, что я стану дизайнером в будущем или как-то буду вовлечена в сферу моды. Просто я себя в этом не вижу. Конечно, я буду следить [за модой], покупать вещи, которые мне нравятся. Изменится ли мой вкус? Думаю, да. Буду ли я следить за трендами? Тоже да. Думаю, я буду ориентироваться на то, что мне нравится, на экологичность.
До этого года я хотел стать дизайнером одежды, но потом передумал. У меня так всегда: сначала хочу одну работу, потом спустя время передумываю, пропадает интерес. Но покупать одежду я точно буду, для меня это важно.
В этом году было много модных резолюций от разных людей: кто-то говорил, что на год перестанет покупать новые вещи, кто-то говорил, что отказывается от масс-маркета. Раз уж мы говорим под Новый год, предлагаю каждому сделать для себя какую-то модную резолюцию на ближайшее время.
Честно, я считаю, что мода — это такая история от души. И не надо себе ставить какие-то рамки. Да, можно сказать «я буду носить только винтаж». А если тебе что-то понравится не из винтажа, что, придется нарушить свое обещание? А зачем оно тогда было нужно? Понимаете, о чем я? Но если все же надо придумать резолюцию... Что ж, я постараюсь быть sustainable.
Я не могу сказать, что я не буду покупать новые вещи целый год. Это будет ложь, если я так скажу. Я, конечно, хочу стараться покупать экологичные вещи, но давать обещание, что я буду покупать только секонд-хенд, только винтаж, я не могу, а то получится нечестно.
Мне кажется, я тоже не остановлюсь покупать одежду.
модные резолюции на будущее
А если подумать над чем-то, что вы попробуете сделать?
Я планирую покупать больше винтажа, чем я покупал в прошлом году. Меньше ориентироваться на бренды и больше на вещи. И быть более экологичным.
Я постараюсь в первую очередь покупать экологичную одежду, не покупать одежду в огромных количествах, хотя и так не покупаю на самом деле. Мы уже перерабатываем мусор дома, и в следующем году, я надеюсь, буду вести еще более экологичный образ жизни. И попробую разнообразить свой гардероб какими-то яркими вещами, но только теми, которые будут мне искренне нравиться.
Я тоже буду покупать экологичные вещи. Тем более их сейчас станет намного больше.