Таймлайн: Supreme
16 февраля стало известно, что основатель The Denim Tears Тремейн Эмори станет креативным директором Supreme. Это первое большое назначение стритвир-бренда после того, как в 2020 году его купила компания VF Corp за $2.1 млрд. И хотя основатель бренда Джеймс Джеббиа остается в команде, сделка и назначение нового креативного директора не могут не отразиться на компании, так что жизнь Supreme, похоже, не будет прежней. Вспоминаем, как за четверть века Supreme из экспериментального магазина для местных скейтеров эволюционировал в один из самых узнаваемых брендов в мире.
1983
Росший в английском Сассексе девятнадцатилетний американец Джеймс Джеббиа возвращается в родной Нью-Йорк и устраивается работать в крайне популярный среди рок- и поп-звезд магазин канадского фэшн-бренда Parachute. За футуристическим прикидом в магазин на Вустер-стрит заглядывали Мадонна, Дэвид Боуи и Майкл Джексон, однако молодой Джеббиа сразу предпочел другое общество — веселых и безвестных скейтеров.
Джеймс Джеббиа, 1994
1989
Опыт в области ретейла и знание бурно растущей субкультуры пригодились ему в 1989 году, когда Джеймс вместе с Мэри Энн Фуско открыл свой первый магазин — Union NYC. Ни о какой глубокой концепции речи не шло. «Просто то, что любим мы и наши друзья», — объяснял Джеббиа в интервью New York Times в 1993 году. К тому моменту Джеймс и Мэри Энн также стали партнерами Шона Стусси в нью-йоркских магазинах его бренда.
1994
Близкое знакомство с Шоном Стусси привело Джеббиа к мысли о создании собственного бренда. В итоге $12 000 личных сбережений он вложил в открытие магазина по адресу 248 Lafayette Street. Новый скейтшоп получил название Supreme — в честь альбома Джона Колтрейна 1964 года A Love Supreme. Джеббиа нетривиально подошел к планировке помещения: все товары он распределил по периметру стен, оставив пространство, чтобы скейтбордистам было удобно кататься по залу. Они могли ничего не покупать — главное, что они создавали особую атмосферу, которая делала магазин уникальным.
Джеббиа сразу заявил, что в философии Supreme искусство играет такую же важную роль, как уличные субкультуры. Логотип бренда, который позже закрепился в словаре хайпбистов как box logo, — белые буквы Supreme на красном фоне — отсылка к работам художницы Барбары Крюгер. Его другая версия — тонкие белые буквы на черном фоне — подсмотрены в логотипе французского дизайнера-новатора Андре Куррежа. Логотипами дело не ограничилось, и Supreme сразу же начали делать совместные проекты с художниками.
Открытие первого магазина Supreme, 1994
Фильм A Love Supreme для Supreme
Уже в 1994 году уличный художник Rammellzee создал специальные инсталляции для магазина (в 2004-м и 2020-м он же кастомизирует некоторые вещи из коллекций Supreme). В работе с художниками Джеббиа помогал его друг, куратор Невилл Уэйкфилд. Именно он возглавил проект Supreme Artist Desk, для которого известные художники расписывали ограниченный тираж скейтбордов. Некоторые из них делали также авторские принты для худи и футболок. В творческом багаже Supreme коллаборации с Джеффом Кунсом, Ларри Кларком, Такаси Мураками, Мартой Купер, Питером Сэвиллом, KAWS и Дэмиеном Херстом.
Supreme x Rammellzee 2020
Supreme x Prince
Supreme x Ларри Кларк
Не обошлось открытие и без скандалов. Чтобы не тратиться на рекламу, молодые предприниматели клеили наклейки с логотипом Supreme прямо на рекламные постеры Calvin Klein с полуобнаженной Кейт Мосс. Calvin Klein подали в суд, но доказать непосредственную вину Джеббиа и его товарищей не смогли.
1995
Оригинальный состав Supreme (cлева: Ким Кардона, Чаппи, Кинэн Милтон, Джино Иануччи, Гарольд Хантер и Джон Бушеми, 1996
Джеббиа нанял нескольких скейтбордистов из тех, что тусовались рядом с магазином, в качестве продавцов, а некоторых даже пригласил в скейт-команду Supreme. В нее, кроме первого официального сотрудника Supreme, Джио Эстевеса, входили Райан Хики, Джастин Пирс, Пол Люн, Локи, Крис и Джонс Киффе, Питер Бичи и Майк Эрнандес. Все они снялись в промовидео бренда A Love Supreme, за которое отвечал Томас Кэмпбелл в 1995 году. Позже такие видео станут визитной карточкой бренда — они всегда будут транслироваться в магазинах Supreme в любой точке мира. В том же году сообщество Supreme попало в кинокартину Ларри Кларка «Детки»: в фильме, открывшем нам Хлое Севиньи, снялись все тогдашние сотрудники магазина. Благодарить за это нужно еще одного близкого друга бренда — сценариста и режиссера Хармони Корина (в 2011 году он даже спроектировал Supreme деку для скейтборда, которая, правда, никогда так и не поступила в продажу). Ну а закрепили всеамериканское торжество скейт-культуры первые игры X-Games — своеобразная экстрим-олимпиада, впервые прошедшая как раз летом 1995 года неподалеку от Нью-Йорка, в Род-Айленде.
Фильм «Детки» Ларри Кларка
1996
Supreme x Nike SB
Вскоре Supreme впервые устроили переполох и ажиотаж среди сникерхедов. Для коллаборации с главным обувным скейт-брендом Vans бренд преобразил модель Old Skool, «лучшую обувь тех лет», как ее называл сам Джеббиа. Вскоре Supreme освоили самостоятельное производство обуви: в 2001 году вышли повседневные кроссовки Down Low, в 2002-м линейку дополнили моделью Mid Town. В том же году Supreme сколлаборировались со скейтерским подразделением Nike — Nike SB — и выпустили первую, но далеко не последнюю совместную пару кроссовок. Это сотрудничество еще не раз повторится в будущем.
Vans x Supreme, Old Skool
1998
Ментор Джеббиа, Шон Стусси, щедро делился со своим протеже не только опытом, но и контактами — и знакомил его с мировыми лидерами уличной культуры. Так Джеббиа завязал контакты с японскими хайпбистами и их кумирами, например, с дизайнером NIGO. В результате в 1998 году Джеймс открыл сразу два собственных магазина в Японии: в токийском районе Дийкаяма и в Осаке. Это был настоящий прорыв для Supreme: бренд с радостью встретили в новом регионе, и вскоре японского пижона было сложно представить без футболки и худи с фирменным логотипом Supreme.
Шон Стусси
Магазин в Осаке
NIGO
2000
К брендингу, копирайту и прочей бюрократии в Supreme долгое время относились скептически. В 2000 году Джеббиа и его команда решили, что пора разнообразить линейку скейтбордов и, помимо моделей с работами художников и собственными логотипами, ввести в продажу доски, полностью покрытые монограммой Louis Vuitton. Французский бренд не моргнув глазом прислал требование под угрозой судебного преследования прекратить выпуск и продажу таких досок. В результате те немногие, что были проданы, превратились в крайне дорогой раритет. Так комплект из трех «пиратских» досок Supreme был продан на аукционе Christies за 15 тысяч долларов. А спустя 17 лет Louis Vuitton показали совместную коллекцию с Supreme, в которой, был и скейт — фирменного «супримовского» красного цвета. «Оригинал» на ресейл-сайтах продается еще дороже «подделки» — от 10 тысяч за экземпляр.
Supreme x Louis Vuitton
2004
Спустя 10 лет после открытия первого магазина Supreme решает открыть магазин на родине отошедшего от дел Стусси, в Калифорнии, и вообще захватить Западное побережье. Магазин в Лос-Анджелесе оказался почти вдвое больше нью-йоркского и японского, быстро стал очень популярным у скейтеров — и положил начало «золотой миле» стритвир-брендов в Лос-Анджелесе: соседями Supreme позже станут магазины Diamond Supply Co., AAPE и RipNDip.
Supreme в Лос-Анджелесе
2005
В 2005 году Supreme открыли для себя новую золотую жилу — футболки с портретами звезд. В ассортименте бренда появилась отдельная категория — Supreme Photo Tee, каждый дроп которой сопровождался новой серией портретов известных личностей. Они украшали не только футболки, но и партизанские рекламные постеры, развешанные по улицам городов, где есть магазины Supreme. Первыми героями портретной галереи Supreme стали основатель группы Wu Tang Clan рэпер Рэйквон и его телохранитель Элмо. Позже в своеобразном «зале славы» бренда оказались боксер Майк Тайсон, лягушонок Кермит, музыканты Лу Рид, Нил Янг, Морриси и другие. В духе постпостмодернизма для футболок Supreme звезды фотографировались в футболках Supreme.
Морриси
Лу Рид
Нил Янг
Не обошлось в итоге и без Кейт Мосс, которая в 1994 году рекламировала Supreme против своей воли. В 2012 году бренд решил действовать по закону и попросил фотографа Аласдера Маклеллана сделать портрет Кейт для официальной кампании. Сама Мосс и не думала отказываться: она и так постоянно появлялась на публике в белых футболках с маленьким красным логотипом.
2006
Сообщество Supreme постепенно собирало вокруг себя не только скейтбордистов и других деятелей уличной культуры, но и моделей, актеров и представителей арт-сообщества. В определенный момент Supreme запустили зин, в котором публиковали портреты своих друзей, снятых на улицах любимого города бренда — Нью-Йорка. В разное время на его страницах появлялись актриса Хлое Севиньи, фотограф Райан Макгинли и художник Марк Гонсалес — его скульптуры сегодня украшают магазины Supreme по всему миру. Журнал выходил до 2006 года, пока у Supreme не появился свой сайт.
Хлое Севиньи
Джейсон Дилл и Хлое Севиньи
2009
Марк Гонсалес
Supreme впервые сняли собственный лукбук. На его страницы кроме привычной одежды и аксессуаров попали предметы, созданные в коллаборации с брендами Buck Knives, Bicycle Playing Cards, Hanes и Mickey Mouse — брелоки, набор карт, карманные ножи и, конечно, футболки и худи с диснеевским мышонком.
2010
Книга про Supreme вышла в авторитетном издательстве Rizzoli. Историю бренда рассказал сам основатель Supreme Джеймс Джеббиа. В честь выхода книги сотрудников магазинов бренда переодели в футболки с фирменным лого Supreme, перекрашенным в черно-белую гамму, и фотографией книги на спине.
2011
В 2011 году лицом Supreme стала поп-звезда едва ли не галактической величины — Леди Гага. Появлению кампании с ней в главной роли поспособствовал тогдашний креативный директор певицы, позже основатель 1017 ALYX 9SM и креативный директор Givenchy Мэтью Уильямс. Именно он организовал съемку Гаги в студии скандального, а теперь и опального фотографа Терри Ричардсона. Певица позировала ему в оверсайз-футболке с логотипом Supreme, в кастомизированном худи бренда, с белой сумкой Hermès Birkin, украшенной лого Supreme, в любимых красных Armadillo Александра Маккуина и даже прикрывала голое тело скейт-доской Supreme. Постеры получились вызывающими, а бэкстейдж съемки оказался лучшей рекламой Supreme весна—лето 2011.
Леди Гага
2012
В 2012 году с Supreme случилась коллаборация, которая, по словам Джеббиа, открыла перед ним множество дверей. Коллаборации с гигантами масс-маркета вроде Nike и Levi’s оказались настолько успешными, что на Supreme обратили внимание представители куда более высоколобой моды — Comme des Garçons. В совместную капсулу вошли футболки, рубашки и ботинки с авторскими принтами. Об этом сотрудничестве тепло отзывался Эдриан Йоффе, президент Comme des Garçons и муж Рэи Кавакубо. «Я никогда не встречал никого с таким четким видением, кто всегда оставался бы столь близок к своим ценностям. Вот почему наше сотрудничество было таким значимым — и почему рост Supreme в некотором роде стал отражением нашего собственного», — говорил он. Кстати, в лукбуке следующей капсулы Supreme и CDG снялась давняя подруга Supreme Хлое Севиньи.
Supreme x Comme des Garçons
2013
Джеббиа, по его собственным словам, «никогда не воспринимал Supreme как бренд», но коммерческий успех заставил его пересмотреть некоторые ценности. В 2012 году его компания Chapter 4 наконец-то запускает регистрацию торгового знака Supreme, а уже в 2013 году только что зарегистрированный бренд обрушивается всей юридической мощью на дизайнера-феминистку Лию Максуини и ее стритвир-марку Married to the Mob. Причина для иска в 10 миллионов долларов — принт Supreme Bitch, выполненный в характерной «крюгеровской», а теперь уже — супримовской стилистике. Максуини взывает к совести Джеббиа — в 2004 году он сам брал первый тираж этих футболок на реализацию в магазин Union. Джеббиа непреклонен — паразитировать на его успехе дальше он не позволит. Неделю спустя стороны договариваются во внесудебном порядке.
Барбара Крюгер
Барбара Крюгер, никогда не претендовавшая на авторство логотипа, отреагирует на бренд-ажиотаж выставкой Untitled (Drop), в рамках которой откроет целый магазин мерча, напоминающего продукцию Supreme практически «до степени смешения». Разве что название бренда на красном фоне заменят лозунги: Don’t be a jerk and Want it. Buy it. Forget it.
Выставка Барбары Крюгер Untitled (Drop)
2016
В 2016 году Supreme выпустили самый символичный предмет в своей истории. Брендированный кирпич с узнаваемым логотипом стоимостью $30 раскупили менее чем за 30 минут после дропа — а на следующий день его же можно было найти на ресейл-платформах за $1000, что в разы превышало первоначальную стоимость. Supreme и раньше умели придавать огромную ценность простым предметам лишь с помощью своего логотипа — до этого бренд выпускал и ломы, и зажигалки, и что только не выпускал — но кирпич Supreme дал понять, что логотип бренда буквально может превратить в золото все что угодно. Для кого-то самый модный кирпич в мире вошел в историю как великий арт-объект (не зря же отдельные модные критики называют Джеббиа художником, который творит в мире ретейла) — для других он навсегда остался мемом, после которого к Supreme больше невозможно было относиться серьезно. Тем не менее кирпич Supreme до сих пор живет как феномен поп-культуры: кто-то превращает его в арт-объекты в лучших традициях постмодернизма, как американец Дуг Шварц, который заключил кирпич Supreme в прозрачный брендированный футляр Louis Vuitton, а кто-то — до сих пор борется за него на аукционе Stock-x.
2017
5 октября 2017 года Supreme открыли свой 11-й магазин. Он же — второй магазин в Нью-Йорке, в Вильямсбурге. Это открытие могло бы пройти незамеченным, если бы на следующий день Джеббиа не подтвердил, что продал половину компании. Вопреки слухам о том, что покупкой Supreme заинтересовались LVMH, пятьдесят процентов приобрела инвестиционная фирма Carlyle Group. Эксперты предполагали, что вещи Supreme теперь станут доступнее, но этот энтузиазм оказался беспочвенным.
Supreme x Louis Vuitton
Эксперты, впрочем, также думали, что покупателем выступит концерн LVMH, а на деле все закончилось просто коллаборацией. Впрочем, простой ли? Это был беспрецедентный случай сотрудничества глобального люксового бренда с маркой, изначально рассчитанной на принципиально иную целевую аудиторию. Тогдашний креативный директор мужской линии Louis Vuitton Ким Джонс оценил эту коллаборацию как успешную — еще бы: VIP-клиенты бренда по всему миру, от Мадонны и Леди Гаги до Яны Рудковской и Филиппа Киркорова, остались в восторге. В том же году он выпустил коллаборации с Lacoste, а в 2019-м — пошел дальше в сотрудничестве с большой модой и выпустил капсулу с Jean Paul Gaultier, а также с блеском отметил 25-летие коллаборацией со Swarovski.
Supreme x Louis Vuitton
Supreme x Jean Paul Gaultier
2018
Декабрьское сообщение о грядущей коллаборации Supreme с Samsung никого по большому счету не удивило. Кроме руководства Supreme, которое никогда даже не слышало о таких планах. Оказалось, что корейская мегакорпорация успешно провела переговоры с самозванцами, а точнее, с компанией Supreme Italy, ловко подсуетившейся и зарегистрировавшей торговый знак Supreme раньше настоящих владельцев сразу в нескольких крупных странах, включая собственно Италию, Испанию и Китай. Италия и Китай уже признали верховенство права, борьба юристов Supreme в Испании продолжается.
2020
В этом году Supreme празднует 26-летие. Бренд вырастил не одно поколение фанатов, однако и не одно поколение фанатов потерял. Многие считают, что бренд, размениваясь на бесконечные дропы и коллаборации, потерял все, из чего складывалась его философия, и отвернулся от тех, для кого был создан, — вещи Supreme сегодня вряд ли сможет позволить себе простой скейтер или граффити-художник из Нью-Йорка. Им кажется, что Supreme больше не нашивка на рукаве, по которой опознают своих, а скорее наживка, на которую ловят любителей хайпа.
Supreme x Ziploc
Самые непреклонные пуристы наверняка хотели бы, чтобы основатель Джеймс Джеббиа, который когда-то так тонко почувствовал, как сформировать вокруг себя целую культуру, так же вовремя почувствовал, что пора уходить. Но Джеймс Джеббиа, кажется, умеет идти только вперед: полная продажа бренда модному конгломерату — еще один шаг на пути к невероятному коммерческому успеху. Только с начала года Supreme сколлаборировались с десятком брендов и выпустили кучу вещей со своими логотипами, включая картриджи для полароидов Instax, пластиковые пакеты Ziploc и даже печенье Oreo. А недавно Supreme заявили о намерении выйти на бьюти-рынок, анонсировав коллаборацию с визажисткой Пэт Макграт. Цвет помады мы уже можем себе представить.
2021
В июне Supreme выпустили коллаборацию с итальянским модным домом Emilio Pucci, но больше всего шума наделало другое сотрудничество стритвир-бренда. В апреле 2021-го новый глава Tiffany & Co. Александр Арно (его назначили СЕО после того, как ювелирную марку купил конгломерат LVMH Бернара Арно) решил напрямую узнать у подписчиков, чего они ждут от Tiffany & Co. Многие просили сделать певицу Розэ амбассадором Tiffany, а еще предлагали посотрудничать с Supreme. Нужно сказать, что Александр Арно знает толк в коллаборациях: на посту СЕО бренда Rimowa он выпустил хитовые коллекции с Supreme, Dior, Off-White и Anti Social Social Club. Вскоре после опроса в инстаграме Александр Арно официально объявил Розэ новым лицом Tiffany. А вот коллаборацию с Supreme пришлось немного подождать: первые слухи о коллекции появились только осенью. 7 ноября Tiffany & Co. официально подтвердили, что готовят коллаборацию с Supreme, а 8-го показали первые предметы из нее. Среди них — знаковый брелок с надписью «Please, return to Tiffany & Co. New York» и ожерелье с кулоном на основе ювелирной «бирки» с бокс-лого Supreme. Украшения сразу стали предметами обсуждений и даже осуждений («Какой кринж!», «Иногда надо вовремя остановиться» — лишь некоторые из эмоциональных реакций). Нужно ли говорить, что коллекция Supreme x Tiffany разлетелась за считаные минуты после того, как поступила в продажу?
Supreme x Emilio Pucci
Supreme x Tiffany
Supreme x Emilio Pucci
2022
16 февраля Supreme объявили имя нового креативного директора. Им стал Тремейн Эмори. До того он запустил платформу No Vacancy Inn, основал бренд The Denim Tears, работал с Верджилом Абло и Канье Уэстом (Йе уже поздравил Тремейна у себя в инстаграме). Отмечается, что новый креативный директор будет работать в тесном сотрудничестве с дизайн-командой и создателем Supreme Джеймсом Джеббиа. Чем обернется первое крупное назначение в Supreme после того, как в 2020-м бренд купила компания VF Corp? Узнаем в ближайшее время.