История Uniqlo
В этом году Uniqlo в России исполняется 10 лет. По этому случаю Варвара Зотова вооружилась календарем и записала краткую хронику успеха японской компании: в этой истории нашлось место знаменитым дизайнерам, большим художникам, коллаборации с McDonald’s и, конечно, экологии.
1949
uniqlo
История бренда берет свое начало именно в этом году — Каничи Янаи открыл свой первый магазин мужской одежды Ogori Shoji. В том же году родился его сын — Тадаси.
В конце 1970-х годов Тадаси присоединился к семейному бизнесу. Согласно семейно-корпоративным легендам, наследник без заминки хватался за любую работу — от поиска поставщиков до уборки помещений.
1984
В мае 1984-го семья открывает новый магазин базовой повседневной одежды в Хиросиме, его называют Unique Clothing Warehouse, а потом недолго думая сокращают до UniClo.
1988
Букву C в названии меняет буква Q — сперва из-за ошибки клерка, регистрирующего бренд на территории Гонконга.
1990
Экономический бум в Японии сменяется кризисом. В следующие десять лет японцы потуже затянут пояса, и недорогая, красивая и аккуратная одежда окажется невероятно востребованной.
1994
На территории Японии открыто уже более сотни магазинов Uniqlo.
1998
Uniqlo представляют коллекцию флисовой одежды 18 оттенков и открывают магазин в модном токийском районе Хараюку. И магазин, и коллекция пользуются оглушительным успехом.
2001
Открыв более 500 магазинов на родине, Uniqlo поворачиваются лицом к миру. К 2002 году бренд уже представлен в Лондоне, Нью-Йорке, Южной Корее и Гонконге. А в 2009-м открывается первый магазин на территории Сингапура.
2003
Бренд запускает линию футболок UT — (Uniqlo T-shirt), которая быстро превращается в пространство для экспериментов, а точнее — в полотно для картин художников, которым будет посвящать свои коллекции бренд.
В 2007 году это американский художник 1980-х, гений поп-арта Кит Харинг, в 2013-м — Энди Уорхол. В 2016-м бренд привлечет для сотрудничества современного художника и дизайнера KAWS, в 2018-м — Такаси Мураками, а в 2020 году выпустит коллекцию Жан-Мишель Баския x Warner Bros. В коллекции будет представлена графика, инспирированная работами Баскии о супергероях DC, которые вдохновляли его в детстве.
2005
Uniqlo, долгое время ставившие на унисекс, наконец запускают женскую линию, вновь подстегивая рост продаж.
2006
Бренд запускает социальный проект All-ProductRecycling, посвященный сбору и утилизации бывшей в использовании одежды.
2007
В рамках проекта Uniqlo Designer Invitation Project марка начинает сотрудничество с модными брендами. Свои капсульные коллекции для бренда выпускают Opening Ceremony, 3.1 Phillip Lim, Charlotte Ronson. С этого проекта, можно сказать, начинается отдельная глава в истории бренда — серия сверхуспешных коллабораций с известными мировыми дизайнерами.
2008
Uniqlo делает коллаборацию с Александром Вэнгом. В следующем году (2009) совместно с Джил Зандер бренд представляет коллекцию +J. За пять сезонов своего сотрудничества Uniqlo и Зандер выпускают более сотни моделей для женщин и сорока для мужчин, включая элегантные жакеты и пиджаки, кашемировые кардиганы приглушенных оттенков, минималистичные рубашки и брюки прямого кроя.
2010
Uniqlo открывает свой первый российский магазин — в Москве, а чуть позже — и в Санкт-Петербурге.
2011
После сокрушительного цунами в Японии компания Uniqlo выпускает серию футболок Save Japan, в создании приняли участие знаменитости — Николь Кидман, Леди Гага, Виктория Бекхэм, Карл Лагерфельд. В магазинах бренда по всему миру установлены ящики для пожертвований пострадавшим от цунами.
2012
Бренд решает объединить свои усилия с Джуном Такахаси — японским дизайнером и основателем бренда Undercover.
2015
Uniqlo выпускают коллаборацию с Кристофом Лемером, основателем и дизайнером бренда Lemaire. Впоследствии руководство бренда даже предложило ему стать креативным директором линейки Uniqlo U.
Тогда же Uniqlo начинают сотрудничать с французской иконой стиля Инес де ля Фрессанж, а годом позже — с Карин Ройтфельд. Юбки-карандаши, приталенные пальто и свитера с леопардовым принтом мгновенно становятся объектом желания девушек по обе стороны океана. Еще одну знаковую коллаборацию 2015 года Uniqlo выпускают с Disney.
Коллекция с Карин Ройтфельд
Коллекция с Инес де ля Фрессанж
2016
В Лос-Анджелесе компания открывает Инновационный центр по разработке джинсов. Его задача — придумать, как сократить количество воды для их производства. В итоге разработанные в калифорнийских лабораториях инновации помогли уменьшить расход воды при производстве одежды из денима в среднем на 90%, а в некоторых случаях — даже на 99%.
2017
Uniqlo пригласили Джонатана Андерсона для работы над новой осенней коллекцией. Годом позже бренд выпускает летнюю коллекцию с креативным директором Bottega Veneta Томасом Майером. В нее вошли вещи для пляжного отдыха — платья-рубашки, шорты, футболки, рубашки поло, легкие куртки и купальники ярких цветов.
Московский музей современного искусства «Гараж» и Uniqlo объявляют о сборе использованной одежды в поддержку программы Uniqlo Recycle в России.
В рамках программы каждый посетитель «Гаража» может оставить свои вещи Uniqlo в специальном контейнере Recycling Box, установленном в холле музея. Затем эту одежду передадут людям, которые в ней нуждаются.
Также в этом году Uniqlo и Школа дизайна НИУ ВШЭ открывают выставку «Новая жизнь старых вещей» на третьем этаже ТЦ «Атриум». Она посвящена философии sustainable fashion и экологии.
Первые магазины Uniqlo появляются в российских регионах: в Нижнем Новгороде и в Казани. Еще через год Uniqlo придет в Ростов-на-Дону и в Екатеринбург.
Uniqlo выпускают одну из самых знаковых своих коллабораций, как бы опережая время. Два года назад совместные коллекции с сетями быстрого питания еще не были мейнстримом, в Uniqlo уже представили футболки с брендингом McDonald’s — в честь 50-летия ресторана. Выходит и капсульная коллекция, посвященная лапше рамен.
2018
2019
Uniqlo начинают использовать экологически чистые пакеты для покупок, изготовленные из переработанной бумаги. Осенью 2019 года Uniqlo отказывается от использования пластика при упаковке обуви.
2020
Uniqlo запускают экоинициативу Re.Uniqlo, в рамках которой ненужные вещи клиентов бренда будут перерабатываться, превращаясь в основу для новой коллекции одежды. Первым товаром, изготовленным по этой программе, станет теплая унисекс-куртка с наполнением из переработанного пуха.
В сентябре этого года, накануне второй волны пандемии коронавируса, Uniqlo объявили о начале продаж гигиенических масок, созданных по технологии AIRism. В маске AIRism используется трехслойная структура: верхний и нижний слои изготовлены из легкой и мягкой сетчатой ткани AIRism. Кстати, уровень защиты UPF-40 позволяет маске блокировать еще и 90% ультрафиолетовых лучей.
Кажется, как и все десятилетия до этого, Uniqlo производят и продают вещи не просто качественные и доступные, но прежде всего — необходимые.