Филипп Трейси — о будущем головных уборов
В музее современного искусства Erarta открылась ретроспективная выставка легендарного шляпника Филипа Трейси. В экспозиции «Маэстро Филип Трейси» и головные уборы, созданные для представителей британской знати, и те, что были сделаны в рамках сотрудничества с Giorgio Armani, Alexander McQueen, Valentino, Versace, M.A.C и другими брендами. Настя Сотник поговорила с дизайнером о том, как живет дело всей его жизни в эпоху пандемии, как новые технологии помогают спасти старое ремесло и зачем его вообще нужно спасать.
Филип, в прошлом году вы вместе с другими известными дизайнерами шляп присоединились к возрожденной британской лиге шляпников The British Hat Guild. Для чего?
А почему нет? Вы знаете, шляпы в принципе — вымирающий вид. Чтобы сохранить их, нужна корпоративная поддержка. Может показаться, что это не так, ведь люди по всему миру делают шляпы, но как индустрия шляпное дело в действительности очень-очень маленькое. Во-первых, не хватает образовательных учреждений, которые обучали бы людей мастерству изготовления шляп. Во-вторых, тех, кто им владеет и мог бы передавать свои знания следующим поколениям, с каждым годом становится все меньше. И есть риск, что шляпное искусство само по себе просто рано или поздно вымрет. Поэтому важно поддерживать его, привлекая внимание к отдельным брендам и дизайнерам. Делая прекрасные вещи и вдохновляя этим людей. Этим и занимается The British Hat Guild.
Вы следите за молодыми шляпниками, такими как Харрис Рид или Руслан Багинский? Что вы думаете о новичках в шляпной индустрии?
Это очень хорошо, что они есть. Сейчас вообще достаточно много молодых шляпников, притом что порог входа в эту нишу довольно высок. Прежде всего потому, что очень сложно научиться создавать шляпы. Этому учат всего несколько школ. А ведь речь о фундаментальном, сложном и трудоемком ремесле. Еще сложнее — применять полученные знания на практике. Весь смысл создания шляп в том, чтобы сделать на первый взгляд очень простой объект, за которым стоят сложные процессы по расчетам, проектированию и не только. Сейчас в мире лишь единицы понимают, как это делать, и еще меньше людей учат этому. А ведь чем больше людей, особенно молодых, создают шляпы, тем больше это привлекает внимания к индустрии — и тем чаще шляпы носят.
Коллекция весна-лето 2013
Шляпа «Корабль», 1994
Почему шляпы сегодня не так популярны?
Мотоциклисты носят шлемы, полицейские носят фуражки, рэперы — кепки. Люди, когда идут под дождем, всегда покрывают головы чем-то. Все это в том или ином виде шляпы. Но в классическом виде шляпы, конечно, больше не так популярны — их надевают только по особым случаям: на свадьбы, или вечеринки, или на скачки, или на выступления. Вообще, это странно, ведь шляпы в той или иной форме сопровождают нас с самого рождения. Абсолютно у каждого есть голова, а значит, у каждого есть возможность носить шляпы. Наверное, проблема в том, что люди не воспринимают шляпы как что-то современное — и на то есть причины. Шляпное искусство будто остановилось в развитии. Если мы возьмем обувную индустрию, она все время куда-то движется, в ней все время идет поиск чего-то нового, исследование технологий. В случае с одеждой — тем более. А в шляпах такого нет.
Какие новые технологии можно было бы применить в шляпной индустрии? И как?
Меня больше всего занимает 3D-печать. Но с ней тоже есть свои нюансы — мне, например, не хватает человеческого фактора в работе с ней. Понимаете, даже когда я работаю с 3D-печатью — рисую эскиз от руки и потом сканирую его, получая 3D-объект, — я продолжаю всегда дорабатывать форму вручную, даже когда она вроде бы на 100% готова. Иногда компьютер упускает детали, нюансы. Но самая очевидная проблема — компьютер не заменит руку художника. Результат работы искусственного интеллекта сложно назвать законченным произведением, а каждую из моих шляп — можно. 3D-принтер выдает просто жесткий пластик — это, скорее, бездушная скульптура.
Как пандемия повлияла на шляпное дело?
Пандемия полностью затормозила шляпную индустрию, да и моду в целом, потому что людям некуда ходить. Все сидят по домам в пижамах или спортивных костюмах. В лучшем случае учатся или работают по Zoom.
Но Zoom мог бы быть хорошим местом для того, чтобы появляться в шляпах, потому что, кроме как твое лицо, собеседники почти ничего не видят.
Кстати, это отличная, гениальная идея, потому что Zoom и правда самое подходящее место, где люди могли бы носить шляпы. Но это все шутки, а если говорить про бизнес по-честному, поводов нарядиться, даже в Zoom, в данный момент не хватает, а именно такие события — хлеб для шляпников. Сейчас не время наряжаться и праздновать. Поэтому никто и не ходит по магазинам, не покупает одежду. В Лондоне все магазины сейчас закрыты. Весь Лондон закрыт. Ретейлеры, бутики — все.
Как я понимаю, шляпы — еще и не те аксессуары, которые покупают онлайн. Это так?
Кстати, мы продаем шляпы онлайн, причем их хорошо разбирают. Я сам не верил, что люди будут покупать шляпы в интернет-магазинах, но все оказалось иначе. И что самое странное, у нас еще не было ни одного возврата. В это трудно поверить, потому что обычно 40% вещей, которые покупаются онлайн, возвращают обратно. Но у нашего бренда все иначе. Я думаю, дело в том, как мы общаемся с покупателями: мы подробно объясняем им, как рассчитать размер головы для шляпы, помогаем разобраться со всеми параметрами, и в итоге покупатель получает посылку, открывает коробку и достает шляпу нужного цвета и размера, которую до него никто еще даже в руках не держал. Для меня это важно, потому что клиент получает шикарный сервис: шляпа не пылилась на полках месяцами, никто не примерял ее, она абсолютно новая — и это идеально. Также, что более интересно, кто-то из Новой Зеландии может заказать одну из наших шляп, и ее доставят прямиком к его двери. Раньше надо было приезжать в Лондон. А с пандемией мы отладили онлайн-доставку.
Mac Cosmetics x Philip Treacy
Могу я заказать шляпу в Москву, к примеру?
Не сейчас, потому что с марта у нас есть некоторые сложности с доставкой в Россию.
Ясно. Как ваш бизнес в целом себя сейчас ощущает?
Коллекция весна-лето 2013
Не могу представить ни один модный бизнес, который не испытал бы на себе трудности сейчас. Нам нужны деньги на закупки, работу с фабриками, содержание сотрудников, все сопутствующие расходы. В бизнес нужно вкладываться, а где брать эти вложения, непонятно. Многие из наших партнеров, которые казались незыблемыми, как Neiman Marcus, например, обанкротились еще в марте. В итоге все заказы по поставкам, даже самые маленькие, отменились. Мы пережили уже три кризиса и сейчас живем надеждой, но надеждой по счетам не заплатишь. Все равно даже сейчас я продолжаю творить. Когда ты дизайнер, то работаешь всегда: идеи продолжают приходить.
Что вы думаете о гибридных головных уборах: шляпы — защитные маски или шляпы-экраны? Мы видели много подобных примеров на прошедших неделях моды.
Мне очень это нравится. Это же то, что я всегда предлагал вместе со своими шляпами — возможность социально дистанцироваться. В этом вся мода — делать ненормальное нормальным. Два года назад мой муж участвовал в велогонке, и на его лице была маска — тогда люди смотрели на это как на что-то странное. А сейчас он выходит на пробежку в маске и возвращается, с удивлением рассказывая, что на него никто и не обратил внимания: теперь все носят маски. Когда я был в Санкт-Петербурге на открытии своей выставки, один посетитель подарил мне маску с потрясающей ручной вышивкой в виде пчелы. Когда я вышел в ней сегодня утром на улицу, я думал, люди будут смотреть, любоваться ей, но никто даже не взглянул. Все теперь обращают внимание не на маски, а на глаза — это единственное, что осталось. Мы все будто стали полностью анонимными: не видим черты лица друг друга, почти не можем друг друга опознать.
Alexander Mcqueen x Philip Treacy
Valentino x Philip Treacy
Alexander Mcqueen x Philip Treacy, весна-лето 2008
Выражение «любовь с первого взгляда» сегодня точно приобрело другое значение.
Да, это правда. Что еще интересно, маски выделяют глаза и делают их красивее. То же самое ведь делает и шляпа: линия шляпы подчеркивает лицо, акцентирует внимание на взгляде, делает его выразительным, красивым. Поля шляпы меняют черты лица примерно так же, как пластическая операция. Шляпа подтягивает лицо, делает его лучше. Маска, в свою очередь, делает глаза более привлекательными.
На прошедших неделях моды мы видели на показах и шляпы вашей работы, например, на кутюрном показе Valentino. Как вы обычно работаете с другими дизайнерами?
Начнем с того, что любая такая коллаборация — это вызов. Тебе дают четкий бриф, и основная задача — сделать лучшее, на что ты способен. Каждый дизайнер по-разному представляет, как должна выглядеть шляпа. Поэтому ты стараешься понять мышление дизайнера, с которым работаешь. У меня был удивительный опыт работы с великими мастерами: Тьерри Мюглер, Карл Лагерфельд, Джанни Версаче, Ральф Лорен, Александр Маккуин. У всех абсолютно разное представление о шляпах, но каждый имеет свой профессиональный почерк, который я старался передать в головных уборах. Ведь у Джорджо Армани эстетика совершенно отличная от моей, и это было увлекательно — подстраивать свое видение под его задачи.
Интересно, вы сказали, что любая такая коллаборация начинается с точного брифа, но при этом каждая ваша шляпа выглядит как результат творческого потока сознания...
Ну на самом деле бриф может быть очень условным. Например, для недавней кутюрной коллекции Valentino меня изначально попросили просто воссоздать эффект перьев — это я и сделал. Но чаще я правда работаю в режиме потока сознания, и пока что сознание меня не подводило. Понимаете, я хищник в мире моды. Я до сих пор каждый раз счастлив, что мне доводится работать с дизайнерами мирового уровня. Мечта стала реальностью. Сначала ты рядовой дизайнер аксессуаров, а потом раз — и уже создаешь что-то с Карлом Лагерфельдом, работы которого когда-то изучал в колледже. Все, что я делаю, — это трудный путь, по которому я искренне хочу идти. Это не ради денег, это по любви.
Коллекция весна-лето 2013
Alexander Mcqueen x Philip Treacy, 2006
Шляпа «Мадонна», осень-зима 1998
Valentino x Philip Treacy 2020
Kenzo весна-лето 2021
А вы как-то следите за тем, как молодые дизайнеры превращают ваши архивные шляпы в современные? Вот недавно, например, новый креативный директор Givenchy Мэтью Уильямс переосмыслил шляпу с рогами, которую вы придумали вместе с Александром Маккуином для кутюрного показа Givenchy весна-лето 1997.
Я знаю Мэтью Уильямса, он мне нравится. Но я скажу вот что. Дизайн сегодня очень отличается от того, что мы видели раньше. В моем понимании дизайнер сидит с бумагой и карандашом и творит. Но сегодня дизайн чаще создается по фотографиям чужих работ. По мне так это просто-напросто копирование. Молодые дизайнеры инстинктивно думают, что это нормально, когда ты «просто используешь примеры для вдохновения». Я не имею в виду конкретно Мэтью Уильямса, я говорю в общем. По моему же мнению, когда мы говорим о моде как о глобальной индустрии, это ненормально — презентовать какую-то свою идею, опираясь на фотографии чужих работ.
Но обычно это называют словом оммаж.
Ну нет. Я не хочу грубить, но если мне кто-то всерьез скажет, что это оммаж, я скажу, что это чушь и ерунда.
Шляпа «Студия 54», кутюрная коллекция весна-лето 2003
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен