Blueprint
T

«Послание к человеку»

Завтра в Санкт-Петербурге открывается фестиваль документального кино «Послание к человеку», один из самых больших смотров документального кино в стране. Выбрали из программы самое интересное — портрет Алексея Балабанова авторства Любови Аркус, новый фильм Алексея Федорченко и результаты эксперимента по «оживлению» Чаушеску

«Большие змеи Улли-Калле», режиссер Алексей Федорченко, Россия, 2022


Открывает фестиваль новый фильм Алексея Федорченко, одного из самых интересных современных режиссеров, который всегда работает на стыке жанров. Это и мокьюментари «Первые на Луне» о подготовке полета на Луну в 1938 году, и «Ангелы революции» — фантасмагория о Казымском восстании хантов и ненцев против советской власти в 1931-1934 годах, и трагикомедия о ритуалах исчезнувшего племени меря в «Овсянках». «Большие змеи Улли-Калле» из той же оперы: этнографический материал — рассказ молодого грузина о столетней, с 1813 по 1913 год, истории вайнахов — Федорченко превращает в настоящую сказку, у которой при этом есть крайне актуальный политический контекст: отношения России и Кавказа. Не обойдется и без главных для истории русской культуры послов империализма в регионе — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Льва Толстого.


«Николае», режиссер
Михай Греку, 
Франция, 2022


Два года назад блогер Башир Дохов повесил в лифте жилого дома в Москве портрет Путина — и заодно скрытую камеру, чтобы выяснить, как люди будут реагировать на внезапное появление главы государства в подъезде. Режиссер Михай Греку проделал похожий эксперимент, но масштабнее. В небольшую румынскую деревню приезжает машина с громкоговорителями, из которых звучит сообщение: «Румынский диктатор Николае Чаушеску, осужденный трибуналом за геноцид и разрушение государственной экономики и расстрелянный в 1989 году, на самом деле не умер, а скоро вернется и займет свой старый пост». Заинтригованные местные жители начинают потихоньку собираться на главной площади, где Чаушеску «оживет» в виде проекции на деревянном сарае. Таким образом Греку решил узнать, что о прошлом страны на самом деле думают жители Румынии. Результаты эксперимента Греку оказались ожидаемыми и непредсказуемыми одновременно: вместо того, чтобы вспоминать ужасы режима, жители деревни стали рассказывать киношникам о своей молодости.


«Поверни свое тело к солнцу», режиссер Алена ван дер Хорст, Нидерланды, 2022


Классик европейской документалистики ван дер Хорст родилась в Москве, но живет в Голландии. В Университете Амстердама она изучала историю русской литературы и неоднократно возвращалась на родину матери. Хорст снимала фильмы про Эрмитаж и строительство БАМа, в 2007 году сделала байопик поэта Бориса Рыжего, а спустя десять лет, получив в наследство от матери домик в деревне, поехала знакомиться и снимать своих дальних родственников. В «Поверни свое тело» она добралась до истории Второй мировой. В центре повествования героиня, которая пытается выяснить подробности жизни своего отца. Тот во время Второй мировой попадает в плен к немцам, бежит и оказывается у американцев. А по возвращении домой он отправляется в трудовой лагерь под Пермью и выходит на свободу только после смерти Сталина.


«Праздники», режиссер Антуан Каттен, Швейцария, 2022

Каттен — оператор Сергея Лозницы, Павла Костомарова и Александра Расторгуева. С первым он работал над «Портретом» о русской провинции. С Костомаровым десять лет снимал Алексея Германа-старшего во время работы над его последним фильмом «Трудно быть богом» по Стругацким. С Расторгуевым придумал проект «Реальность», в рамках которого режиссеры просили москвичей снимать свою повседневную жизнь, а потом собирались монтировать это в серию фильмов (в 2018-м Расторгуев был убит в Центральноафриканской республике во время работы над фильмом о деятельности частной военной компании «Группа Вагнера»). В «Праздниках» Каттен снова дал камеры в руки персонажам: свою жизнь во время народных гуляний снимают четыре жителя Санкт-Петербурга — мигрант из Казахстана Джус, руфер Никита, водительница троллейбуса Дина и работница ЖКХ Анна. Получился непарадный портрет страны на фоне салютов.


«Выход», режиссер Максим Арбугаев, Евгения Арбугаева, Великобритания, Россия, 2022


Короткометражка Максима и Евгении Арбугаевых, премьера которой состоялась на Берлинском кинофестиваля (в России фильм показывали в рамках фестиваля Beat). В центре — биолог Максим Чакилев, который каждый год приезжает на Чукотку исследовать моржей. В этот раз за одну ночь на берегу оказываются десятки тысяч животных — из-за глобального потепления они больше не могут дрейфовать на льдинах и вынуждены выходить на берег, где многие и погибают. На Чукотку сам Арбугаев попал из соседней Якутии, где снимал свой предыдущий фильм «Генезис 2.0» о черном рынке бивней мамонтов, — за этот проект, снятый в соавторстве с Кристианом Фраем, Максим в 2018 году получил приз за операторскую работу на кинофестивале «Санденс» и стал первым российским обладателем этой награды. Оба фильма — о том, какие разрушительные последствия влечет для окружающего мира человек.



«Куда мы едем?», режиссер Руслан Федотов, Беларусь, 2021


Про белорусского режиссера Руслана Федотова впервые заговорили в 2015 году, после выхода снятой в соавторстве с Александрой Кулак «Саламанки» о жителях мексиканской деревни, исповедующих меннонитство — одно из самых строгих направлений протестантизма. Действие «Куда мы едем?» происходит поближе к нам — в московском метро, съемки длились ровно год и велись скрытой камерой. В ноябре 2021 года картина получила сразу два приза на крупнейшем фестивале документального кино IDFA в Амстердаме (за дебют и операторскую работу), где была единственным российским участником. В кадре — Дед Мороз, рассуждающий о Достоевском, вэдэвэшники, участники протестов в связи с приездом Алексея Навального* в страну. Название — вопрос, который явно нетрезвый человек задает его своему попутчику в вагоне столичного метро. Ответа, разумеется, нет.

«Балабанов. Колокольня. Реквием», режиссер Любовь Аркус, Россия, 2022


Работа над фильмом началась за два года до смерти автора «Брата», «Груза 200» и «Мне не больно» и выходит спустя почти десять лет после. Режиссер — подруга Балабанова, основательница журнала «Сеанс» и благотворительного фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус. Съемки начались как фильм о фильме, как оказалось, последней картины мастера «Я тоже хочу». Колокольня из названии — оттуда же. По сюжету «Я тоже хочу» группа незнакомцев едет к волшебной колокольне, из которой попадают в рай. «Спустя почти десять лет после смерти Балабанова этот фильм — трагическое свидетельство о жизни и уходе бескомпромиссного автора, кинорежиссера, который и сегодня остается главным для современной России», — говорит Аркус. И действительно — после объявления о том, что крупные голливудские киностудии уходят с российского рынка, в повторный прокат выпустили именно Балабанова — до сих пор самого народного и антинародного режиссера страны.


*Алексей Навальный включен Росфинмониторингом в перечень экстремистов и террористов.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}