![](/upload/26352/vms/e60ea1b649a713cb8050ad00c38ee4ee_small.jpg)
Ты мой личный
сорт героина
Десять лет назад вышла последняя часть «Сумерек» — закончилась одна из самых успешных франшиз на планете, источник бесконечного количества мемов, разбитых сердец и всеобщей одержимости смазливыми вампирами. В честь этого события разбираемся, как спустя годы смотрятся сами фильмы (не очень), как они повлияли на современную культуру и как благодаря им расцвела индустрия young adult литературы и сериалов.
![](/upload/26352/vms/279c5c45ff180fbc8e4c7a669e1dd058_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/29b696a8c9a06666e9f4b83579c9e03c_small.png)
![](/upload/26352/vms/1fee1157338176444bc32e85739887b0.gif)
Революция в жанре
young adult и легализация фанфиков
Триумфальное шествие историй о подростках, которое мы можем наблюдать и в современной популярной литературе, и в кино, и на телевидении, конечно, не могло состояться без «Сумерек» и их экранизаций. Благодаря фильмам, которые заработали в прокате в общей сложности больше трех миллиардов долларов, книги coming of age оказались в центре внимания взрослых издателей, а затем подключился Netflix, поставивший производство подросткового контента на поток. Параллельно мир, оторопев, наблюдал за успехом романтической БДСМ-франшизы «для домохозяек» «50 оттенков серого», которая начиналась как фанфик по «Сумеркам» с участием главных героев книги Майерс. Первая часть «Оттенков» сенсационно обошла по продажам «Гарри Поттера», и издатели тут же бросились шерстить фанатские сайты в поисках следующих потенциальных бестселлеров. Стигма «любительства» с них была тут же снята.
![](/upload/26352/vms/e7366846afcb1cdfa9d6b13f249b1a36.gif)
Новый
тип
героини в Голливуде
Феномен многомиллионных франшиз с центральным женским персонажем стал возможен тоже благодаря «Сумеркам». В 2012 году вышли «Голодные игры» с Дженнифер Лоуренс в главной роли, в 2014-м — «Дивергент» с Шейлин Вудли. Обе франшизы, даром что подростковые антиутопии с обязательным для жанра young adult любовным треугольником, продолжали дело Майерс. После их успеха ни у кого не оставалось никаких сомнений, что девочки-подростки — это реальная сила. По крайней мере, когда дело касается проката.
![](/upload/26352/vms/7ec82b6500d81a1597cb644ef1f2cce3.gif)
![](/upload/26352/vms/4b29ba67cfc5799892b79232cda49be6_small.jpg)
Саундтрек
Саундтрек первой части «Сумерек» в свое время лихо стартовал с первой строчки Billboard Music — впрочем, пробыл он там недолго: через несколько недель вышел Fearless Тейлор Свифт, и его судьба была предрешена. Но с тех пор он стал вполне себе культовым и, главное, самостоятельным произведением, повторив судьбу саундтреков «На игле» Дэнни Бойла или любого фильма Квентина Тарантино. Набор музыкантов для фильма о мрачной девочке-подростке был соответствующий — Muse, под которых незабываемо играли в бейсбол, Linkin Park, Paramore, несколько треков записал даже Роберт Паттинсон. В следующих частях бюджет на музыку подрос, но настроение осталось мечтательным и суровым — в третьем фильме появилась даже Florence + Machine c треком Heavy in Your Arms.
Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон
![](/upload/26352/vms/4f77b0145f50dba7df42afa725dce25f.gif)
Как говорится, ничто не предвещало, но оба исполнителя главных ролей в «Сумерках» после завершения франшизы стали новыми лицами сложного авторского кино. Стюарт снимается у Кроненберга, Аллена и Ассайаса. Паттинсон — у братьев Сафди, Эггерса и Херцога. До этого похожее удавалось проделать немногим. Один из таких — Леонардо ДиКаприо, который после феноменального коммерческого успеха «Титаника» (будем честны, не самая его сильная роль и не самый интересный фильм Джеймса Кэмерона) конвертировал свою славу на фильм-мечту Мартина Скорсезе. «Банды Нью-Йорка», их первый совместный фильм, удалось снять только после того, как ДиКаприо согласился на главную роль, — тогда продюсеры поверили, что проект хоть как-нибудь, но окупится.
![](/upload/26352/vms/a57c2a7166df7a9c296de534378177f3.jpg)
![](/upload/26352/vms/4b60a7022a907ed8a6d203c591f2af5f_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/c0737912e93b4e8fdcce48bf1b6be00f.gif)
Бесконечное количество мемов
«Ты мой личный сорт героина», «Лев влюбился в овечку. — Глупая овечка... — Ну а лев — просто мазохист» — и так далее, и так далее. Цитировать бессмертные строчки из «Сумерек» можно долго — это бесконечный источник счастья. Но можно и не цитировать, а объяснить, почему эти фильмы так хорошо разошлись на мемы. Дело в том, что мы наблюдаем идеальное сочетание практически полного отсутствия чувства юмора у создателей и максимальное количество идиотских (для неподготовленного зрителя) ситуаций в сюжете.
![](/upload/26352/vms/c29f9253e6f96fbd58e064f2b5eddd1a_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/52bc935ccab4cf2dd2a9d9d16ebcd86c_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/c9e88acf429a4d399c110f2d6ba57c71_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/78af2dcc856f6f75f9fcb8b4f3a60670_small.png)
![](/upload/26352/vms/10ca48a4a97216505d478ab2d56d5148_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/6c4b769ec9c7514a0c8c0d0edd9653f0_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/9bf4e65b82a5ab15c611bf9569c24d1b_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/5e830ef95b5f92267d0f6a61214b1dd0_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/ab0833e2a4e4f24291b1cf2338f2616f_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/303195e43b1bdce19935de5fa7d482c5.gif)
![](/upload/26352/vms/8750eeb34de2b7137f052d7234604b3c_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/cd111062d13503c1bbca1a95831d7e7f_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/8a210bc9fb11ac8e91235b86eabed2d8_small.png)
![](/upload/26352/vms/4861c2e97b33c508d621a13ec8fed46c_small.jpg)
![](/upload/26352/vms/cf04d8afc2a447bb14917d97a1f92b4d_small.png)
![](/upload/26352/vms/6bd9d9f9c0213903f8f687260d6898cf_small.jpg)
Проблематичные любовные
линии
Эдвард Каллен — главный герой «Сумерек», якобы высокоморальный вампир-вегетарианец, убивающий не людей, а животных, в начале нулевых покоривший не одно девичье сердце, — спустя десять лет после завершения франшизы, конечно, считывается как классический абьюзер, а сами книги (и, соответственно, их экранизации) — как песнь во славу токсичных отношений. Тут тебе и желание контролировать партнера, и стремление изолировать его от друзей, сталкинг, газлайтинг, не говоря уж о том, что ему — 108, а главной героине — 17. Не помог и тот факт, что исполнитель роли Эдварда Роберт Паттинсон, освободившись от контракта, поспешил заявить, что и сам не в большом восторге от своего персонажа: «„Сумерки“ — это история о парне, который находит единственную девушку, с которой хочет быть, и одновременно хочет ее съесть. Ну, не съесть, а выпить ее кровь. Странноватая история, честно говоря».
Расовые предрассудки
Многие современные читатели, особенно в Америке, не зря полагают, что серия книг Майерс — это классическая и, позволим сказать, едва ли осознанная иллюстрация расовых предрассудков в стране — о «хороших белых» и «плохих темнокожих». «Хорошие белые» в раскладе «Сумерек» — это вампиры с белоснежной, сверкающей на солнце кожей, которых главная героиня в какой-то момент и вовсе сравнивает с ангелами. За «черноту», буквальную и метафорическую, в книгах отвечают оборотни (у некоторых из них и вовсе — фамилия Блэк). Они же по совместительству являются представителями коренных народов США. Скажем корректно — в «Сумерках» присутствует потенциально проблематичное цветовое кодирование.
![](/upload/26352/vms/34e955494ae8233609d4df3749c2fc3f.gif)
Романтизация педофилии
![](/upload/26352/vms/833810d5c9415aba522eea9852f5be01.gif)
Вторая по значимости любовная история франшизы тоже, скажем осторожно, несколько странна. По сюжету один из главных героев, оборотень Джейкоб, влюбляется, в книге используется термин «запечатляется» (то есть встречает человека, который идеально ему подходит), в ребенка — дочь Эдварда и Беллы. В книге событие описывается следующим образом: «Жар прошел через меня, сильнее, чем до этого, но другой, не сжигающий. Он был пылающим. Все чувства во мне уничтожились, когда я смотрел на фарфоровое личико полувампира-получеловека. Гравитация земли больше не притягивала меня к месту, где я стоял». В фильме Тейлор Лотнер, исполнивший роль Джейкоба, глядя на пятилетнего ребенка, спрашивает у Роберта Паттинсона: «Мне теперь называть тебя папой?» Почему «Сумерки» за такое до сих пор не «отменили» — загадка.
![](/upload/26352/vms/857f1d2c565aadec99589b1f198c4ef6.gif)
«Положительное» изображение насилия
По части изображения семейной жизни «Сумерки» вообще плохо состарились. И сейчас фильм регулярно получает за романтизацию насилия. За репрезентацию отношения Майерс к домашнему насилию в «Сумерках» отвечают оборотни, которые, как известно, не всегда могут контролировать свою агрессию. Так, например, в резервации оборотней продолжают жить изуродованные ими женщины. На вопрос главной героини о том, что случилось, следует ответ: «Не сдержались». Что сказала бы об этом одна из матерей американского суфражистского движения Сьюзан Б. Энтони, которую еще в конце XIX века пытались обвинить в «развале института семьи», лучше не думать.
![](/upload/26352/vms/0fabf7a396cbfc598ed5cadcf23d9525.gif)
Плохие
парики
Сложно поверить, но факт: одна из главных коммерческих франшиз в истории кино снята как классический B-movie (рискнем предположить, что в этом частично и заключается обаяние всего проекта). Про, мягко говоря, странное использование спецэффектов в «Сумерках» написаны тома, мы остановимся на работе художника по гриму — грим для вампиров, которые, напомним, прикидываются людьми, явно делали поклонники театра кабуки, а парики, которые, кажется, в любой момент могут слететь с головы актеров, напоминают классику эксплуатейшена вроде «Розовых фламинго» короля трэша Джона Уотерса или «Шоу ужасов Рокки Хоррора» его преданного ученика Джима Шармена. Там, правда, похожие конструкции покоились на головах дрэг-квинс, а не на новых Ромео и Джульеттах.