Как выглядят герои Пулмана в сериале «Темные начала»
В начале ноября на BBC One, а затем на HBO (в России — на «Амедиатеке») стартовал один из самых ожидаемых сериалов сезона — экранизация знаменитой фантастической саги Филипа Пулмана «Темные начала». Сериал, который снимали британцы, стал самым дорогим шоу в истории BBC; его персонажей одевала художница по костюмам Кэролайн Макколл, лауреатка премий BAFTA и Emmy за наряды для героев сериала «Аббатство Даунтон». И на этот раз за счет тщательно продуманных костюмов Макколл удалось раскрыть характер сказочных героев.
В первый сезон сериала вошли события первой книги из трилогии Пулмана. Двенадцатилетняя сирота Лира Белаква (в оригинале — Лайра) живет в одном из оксфордских колледжей под присмотром местной профессуры, дяди-путешественника Азриэла и обслуживающего персонала. Любознательная бунтарка Лира мечтает отправиться с дядей на Север, где он занимается исследованием таинственного элемента под названием Пыль, который может стать пропуском в параллельные Вселенные. Однако мечтам Лиры до поры до времени сбыться не суждено: ее лучший друг Роджер пропадает, а вместо желанной поездки ее передают на воспитание загадочной миссис Коултер — шикарной леди, к которой прислушиваются даже именитые профессора Оксфорда. Когда Лира понимает, что миссис Коултер не та, за кого себя выдает, она бежит из ее дома и отправляется в опасное приключение на поиски пропавшего друга и попавшего в беду дяди, а помогают ей в этом цыгане, ведьмы и даже бронированные медведи.
Для сериальной экранизации антураж истории слегка осовременили: если в книге обстановка вокруг героев напоминает Викторианскую эпоху, то в «Темных началах» по версии BBC это скорее середина двадцатого века. Впрочем, это все равно альтернативная Вселенная: государством здесь управляет не парламент или президент, а Магистериум — авторитарная религиозная организация, в которой достаточно прозрачно усматривается намек на римскую католическую церковь. Пулман, ярый атеист и противник прохристианских историй вроде «Хроник Нарнии», последовательно изображает церковь и бога в нелицеприятном виде — и чем дальше вглубь трилогии, тем подробнее. Вид служителей Магистериума и в сериале сильно напоминает облачение католического духовенства: они носят длинные строгие рясы со стоячими крахмальными воротничками. Их Макколл позаимствовала из гардероба героев «Аббатства Даунтон. «На съемках „Даунтона“ мужчины вечно жаловались на жесткие воротники, которые вынуждали их держаться прямо и не давали расслабиться, — вспоминала художница. — Я решила, что это подходящая история для представителей режима. Служба в Магистериуме не должна была быть комфортной».
С жизнью в религиозном обществе связан и выбор костюмов для самого яркого персонажа шоу — таинственной миссис Коултер, которую играет Рут Уилсон из «Любовников» и «Лютера».
В книге Пулман описывает ее как красивую молодую даму с темными волосами в длинной лисьей шубе. В первой экранизации «Золотого компаса» (то есть первой книги трилогии) 2007 года ее играла Николь Кидман — и ее образ больше напоминал див золотой эпохи Голливуда — безупречный блонд, шелка и меха цвета шампанского. В исполнении Уилсон она скорее героиня нуара сороковых. Когда миссис Коултер выходит в общество, то неизменно выбирает наряды с четкими силуэтами — приталенные винтажные жакеты, узкие юбки ниже колена, скромные шляпки без полей. По тому, что она носит дома — где можно расслабиться, — видно, насколько это вынужденный выбор. Так, на вечеринке она появляется в асимметричном атласном платье в пол, а вечером отдыхает в свободной шелковой пижаме.
Миссис Коултер всегда одета в оттенки бирюзового, и это узнаваемая отсылка к «Рассказу служанки», где женщины, поддерживающие патриархальный режим, также носят этот цвет. Лишь однажды героиня меняет привычный сине-зеленый на глубокий винный — когда приходит жестко отстоять свою позицию среди верхушки духовенства Магистериума: ее бордовый костюм и шляпка в тон выглядят так же бескомпромиссно, как и их обладательница.
Стиль героини Рут Уилсон и Кэролайн Макколл обсуждали вместе и единодушно назначили ее прообразом Хеди Ламарр — популярную голливудскую актрису 40-х и изобретательницу (без ее «секретных систем коммуникаций» не было бы современных беспроводных технологий, включая Wi-Fi) Укладка миссис Коултер напоминает фирменную прическу Ламарр: объемные пышные локоны с центральным пробором. Кроме того, мягкие кудри героини и чувственные материалы ее нарядов (бархат, атлас, мех) служат и недоброй цели — очаровывать малышей и приковывать их внимание.
Когда Лира (ее играет Дафни Кин, юная мутантка из «Логана») попадает на воспитание к миссис Коултер, та старается вылепить из девочки подобие себя: заказывает для нее голубое платье из тафты и другие наряды для «приличной» юной леди. «Люди судят тебя по твоей одежде», — говорит миссис Коултер Лире, когда та жалуется на непривычно тесное платье без карманов, которое выбрала для нее наставница. Однако платья и шелка — это совсем не про Лиру. Она девочка-томбой: бегает по крышам, залезает в тесные тоннели и постоянно пачкается. Ее привычный вид — это рубашка и удобный короткий комбинезон коричневого цвета (эволюция коричневого сарафана, в котором ходила Лира в исполнении Дакоты Блю Ричардс в фильме 2007 года). В ее одежде, как и у других детей, всегда много карманов, и это неслучайно: там можно спрятать дэймона — воплощение души человека в виде говорящего животного, способного менять свой внешний вид, пока у его хозяина не наступит половое созревание.
Сообразительная Лира обладает гибким характером, поэтому и внешний вид меняет с оглядкой на обстоятельства. После побега от миссис Коултер девочка попадает к цыганам и подобно им наряжается в разномастные практичные вещи, а заведя дружбу с медведем, меняет цыганскую куртку на теплую дубленку с пушистой белой оторочкой в тон шкуре нового друга.
Сами цыгане в созданном Пулманом мире были единым этносом, а вот в сериале это скорее сообщество кочевников по зову души, самого разного происхождения. Они перемещаются по рекам на лодках и живут дружно, но бедно, поэтому их многослойные костюмы преимущественно землистых оттенков и сделаны из натуральных тканей. Дэймоны большинства кочевников — перелетные птицы, поэтому на одежде их хозяев можно заметить кожаные нашивки, куда они садятся, чтобы пообщаться со своими хозяевами.
Полная противоположность цыганам — оксфордские ученые, серьезные мужчины в мантиях и галстуках. На их фоне выделяется только лорд Азриэл (Джеймс Макэвой), дядя Лиры, одержимый своим открытием. Он выдерживает открыточный стиль настоящего профессора — искателя приключений. Даже отправляясь в экспедицию на Дальний Север, верен своему университетскому стилю: надевает оксфордскую рубашку с галстуком, свитер с шалевым воротником и теплое кожаное пальто с меховой оторочкой. Дэймон Азриэла — снежный барс, поэтому в одежде профессора преобладают оттенки серого, которые перекликаются с пятнами на шерсти дэймона. Лорд Азриэл выглядит интеллигентно и респектабельно, и его невозможно спутать с представителями Магистериума, против авторитарной власти которых он борется.
Самый загадочный предмет в «Темных началах» — это гаджет под названием «алетиометр», тот самый золотой компас, давший название первой книге трилогии Пулмана. Магистр Оксфорда дарит его Лире перед тем, как отдать ее на воспитание миссис Коултер, — и строго наказывает хранить его в тайне: в нужных руках он обладает великой силой и способен давать ответы на любые вопросы. В книге-первоисточнике и экранизации 2007 года он действительно напоминал компас. Но создатели сериала решили, что нынешние дети эту аллюзию не поймут, — и в «Темных началах» он напоминает не джентльменские карманные часы Викторианской эпохи, а скорее небольшой смартфон. Круглый циферблат с десятками символов, значение которых понимает только Лира, заключили в компактный квадратный кейс бронзового оттенка. К этому решению художники фильма пришли не сразу. После сотой попытки на 3D-принтере напечатали четыре самых интересных варианта, затем выбрали финалиста — и только после этого собрали такой же из настоящих металлических деталей.