T

Мир Уэса Андерсона от А до Я


Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

16 ноября российской премьерой «Французского вестника» Уэса Андерсона в Москве открылся праздничный кинофестиваль «Художественного», приуроченный к 112-летию кинотеатра. По просьбе The Blueprint Анастасия Гулиджанян собрала алфавит вселенной режиссера, который поможет понять его фильмы и картину мира в целом.

А

З

Д

В

Б

Г

Ж

И

Л

Й

М

К

О

Р

Т

Н

П

С

Ф

Х

Ц

У

Ч

Ю

актеры

А

Уэс Андерсон — из тех режиссеров, которые предпочитают из раза в раз работать с одними и теми же актерами. Каждый его новый фильм легко узнать по утвержденному касту. В постоянную «семью» входят Билл Мюррей, Эдриан Броуди, Тильда Суинтон, Оуэн и Люк Уилсоны, Джейсон Шварцман, Анжелика Хьюстон и многие другие. С Мюрреем Уэс сделал уже десять фильмов.

наверх

«Бутылочная ракета»

В 1994 году Уэс Андерсон, будучи студентом философского факультета Университета Техаса, снимает свой первый короткий метр — «Бутылочная ракета». 13-минутную картину он создает вместе с другом и соседом по комнате Оуэном Уилсоном. Дебют начинающих кинематографистов отбирают для показа на фестивале «Сандэнс», и на смотре их замечают продюсеры Полли Плэтт («Иствикские ведьмы», «Война Роузов», «Звезда родилась») и Джеймс Л. Брукс (он к этому моменту уже успел запустить «Шоу Мэри Тайлер Мур» и пребывал в статусе национального достояния). Именно Плэтт поможет Андерсону снять первый полный метр, основанный на той же короткометражке. Фильм в прокате, правда, провалится, но Андерсона все равно заметят. Чуть позже Мартин Скорсезе назовет «Бутылочную ракету» одним из своих любимых фильмов 1990-х годов, а самого Андерсона — «новым Скорсезе».

Б

винтаж


в

Герои Уэса Андерсона неизменно тяготеют к винтажу. Они носят пиджаки, пальто и кожаные куртки, а еще униформу — но не одинаковую, а непременно разную, потому что Андерсон обожает индивидуалистов. Так как действие фильмов режиссера очень редко происходит в конкретное время, художники по костюмам просто берут курс на 1960-е и 1970-е годы.

г

главные герои

Гики, недотепы, аутсайдеры. Работы Андерсона уникальны во многом благодаря странным персонажам, которые в популярном кино обычно представлены в качестве второстепенных «странных лучших друзей». Мистер Фокс, Макс Фишер, Стив Зиссу, мсье Густав, Герман Блюм — все они эксцентричны, очаровательны и инфантильны. А еще персонажи Андерсона много курят и читают. Можно сказать, что режиссер был одним из первых, кто сделал образ гика сексуально привлекательным.

детали

д

Бинокли, компасы, наушники, фотоаппараты, виниловые пластинки и теннисные ракетки — для героев Андерсона это не просто предметы, а вещи, которые обязательно что-то о них сообщают. Критики говорят, что фильмы Уэса напоминают «комнату подростка, полную тотемов, где все важные увлечения опредмечены». Например, в «Поезде на Дарджилинг» чемоданы братьев символизируют эмоциональное бремя, которое все они несут.

жена

ж

И полноценный соавтор. Вот уже 20 лет Андерсон живет с художницей Джуман Малуф. Именно ей он посвятил свою самую романтичную работу — «Королевство полной луны». В 2015 году у пары родилась дочка Фрея. Имя, разумеется, выбрали не просто так, а в честь героини фильма 1940 года «Смертельный шторм» режиссера Фрэнка Борзеги. Джуман иногда тоже участвует в творчестве Уэса: она озвучивала жену мистера Фокса, придумывала костюмы для мсье Густава, а еще нарисовала обложку книги, которую читает Сьюзи Бишоп в «Королевстве полной луны».

з

зубровка

Выдуманная страна, в которой разворачиваются события фильма «Отель „Гранд Будапешт“». Название было выбрано в честь горькой настойки, популярной в Польше и Беларуси. Вымышленные локации — еще одна фишка Уэса. События «Острова собак» и «Французского вестника» также происходят в местах, которых не найти на обычной карте.

И

«индиан пейнтбраш»

Студия, которая начиная с 2007 года выпускает все до единой картины Андерсона.

Йоумен, Роберт

Й

Уэс Андерсон — однолюб. Вместе с оператором Робертом Йоуменом он снял свой полнометражный дебют, и это был, как говорится, perfect match. «Боб — безусловно, лучший оператор из всех, с кем мне приходилось сталкиваться», — делился Андерсон. Сталкивался он со многими, но работать предпочитал только с ним. С момента «Бутылочной ракеты» каждый большой фильм Уэс делал с Робертом. За свою работу над фильмом «Отель „Гранд Будапешт“» Йоумен получил номинацию на «Оскар». Он вспоминал: «Так много раз Уэс говорил мне: „Вот тот кадр, который я ищу“, а я думал про себя: „Ну и как я должен это сделать? Это невозможно!“ Но потом нам все-таки удавалось найти решение».

кукольная анимация

к

Помимо «кукольных» фильмов в резюме Андерсона можно найти и кукольную анимацию — «Бесподобный мистер Фокс» по книге Роальда Даля и оригинальный «Остров собак», который открывал Берлинский кинофестиваль в 2018 году. Этот жанр помог ему отточить свой стиль — работу с цветом, с симметрией кадра, с дробной подачей. Все куклы для его фильмов создаются вручную, а жизни им придает старомодная технология стоп-моушн (создание одного кадра занимает несколько часов). Но работать строго по раскадровкам Андерсону порой скучно: «Какая-то магия возможна только в кино. Всегда ведь интересно, когда в кадр вдруг влетает бабочка и садится кому-то на руку, а режиссер продолжает снимать». В анимации, конечно, такой ход событий невозможен. Но все же Андерсон часто прибегает к анимации как к альтернативе спецэффектам — анимированные вставки есть почти во всех его фильмах.

л

«Люче» 

В 2015 году на территории Fondazione Prada в Милане открылся бар Luce. Заведение с аккуратными голубыми столиками, фисташковыми стульями и винтажными игровыми автоматами примечательно прежде всего тем, что над его дизайном трудился режиссер «Отеля „Гранд Будапешт“». Во время работы над проектом Андерсон вдохновлялся кафешками старого Милана и декорациями фильмов «Чудо в Милане» и «Рокко и его братья».

м

мотоциклы 

Дерзкий мистер Фокс в шлеме, братья из «Поезда на Дарджилинг», мчащиеся навстречу своей судьбе, опасный Уиллем Дефо в «Отеле „Гранд Будапешт“», романтические и свободные Джулиет и Дзефирелли из «Французского вестника» и, конечно, огненная Yamaha из «Королевства полной луны», застрявшая в ветвях. Очевидно, мотоциклы — излюбленный транспорт героев Андерсона.

н

новый фильм

Вот что известно о новом проекта Уэса, который он прямо сейчас снимает в Риме и Мадриде. Картина будет называться Asteroid City, и если все пойдет по плану, то в прокат она выйдет уже в следующем году. Это романтическая комедия с Эдрианом Броуди, Тильдой Суинтон и, конечно же, Биллом Мюрреем. Еще в касте есть несколько «новичков» — совсем недавно к проекту присоединились Марго Робби, Скарлетт Йоханссон, Том Хэнкс и Брайан Крэнстон.

о

«Отель

“Гранд

 Будапешт”»

Если вдруг случилось так, что вы не видели ни одного фильма Уэса Андерсона, стоит начать именно с «Отеля». В нем есть все, за что обычно любят режиссера — дробная структура, центровые и симметричные кадры, инфантильный главный герой, ностальгия и далее по списку. Приглушенная пастельная палитра стала практически нарицательной, а причудливые винтажные интерьеры породили настоящую охоту за местечками «в стиле Уэса». Эта любовь в итоге вылились в отдельный инстаграм-аккаунт — @accidentallywesanderson, на который в момент написания этого текста подписаны 1,5 миллиона человек. В общем, хочет Андерсон того или нет, это визитная карточка и самый знаковый его фильм с девятью номинациями на «Оскар», «Золотым глобусом» за лучший фильм, пятью BAFTA и Гран-при Берлинале.

парочки

Практически в каждой истории Уэса Андерсона есть любовная линия. Причем настолько яркая, что пара из фильма тут же становится культовой. Зеро и Агата из «Отеля „Гранд Будапешт“», Сэм и Сьюзи из «Королевства полной луны», Марго и Ричи из «Семейки Тененбаум» — если вы хоть раз были на костюмированной вечеринке, готовы поспорить, вам не раз попадалась парочки, одетые так же, как герои Андерсона.

п

р

реклама


В перерывах между большим кино Уэс активно работает в рекламе. В разное время он делал ролики для IKEA, Stella Artois, Hyundai, American Express и других брендов. Но самыми заметными в его карьере стали работы для аромата Prada Candy: в 2013 году на площадке режиссер познакомился с Леа Сейду и пригласил ее сниматься в «Отель „Гранд Будапешт“». А в 2016-м он сделал рождественский ролик Come Together для H&M. Звездой этой теплой короткометражки про праздник в поезде был его постоянный актер Эдриан Броуди.

Один из самых любимых приемов Уэса — это идеальная симметрия кадра и четкая центровка, в которой Андерсон следует за одним из самых важных для себя режиссеров Стэнли Кубриком.

С

cимметрия

Пока многие авторы предпочитают не злоупотреблять центровкой, чтобы не скатываться в театральность, Уэс делает на нее ставку. Чтобы узнать, кем еще из великих вдохновляется Андерсон, просто посмотрите это двухминутное видео. Спойлер: Полански(«Семя Дьявола» его любимый фильм!), Хичкоком, Трюффо, Орсоном Уэллсом и милыми мультфильмами про Снупи и Чарли Брауна. Еще студентом философского факультета Техасского университета Уэс нашел в местной библиотеке тонну книг об искусстве кино (большая часть из них была о французской «новой волне») — и перечитал их все. Но он никогда не учился на режиссера, Андерсон — стопроцентный самоучка.

т

Подчеркнуто театральные вступления — еще один из любимых приемов Андерсона. Для его сложно устроенных вселенных нужны такие же хитро придуманные интро. Для оформления титров Уэс (вслед за Вуди Алленом) использует определенные шрифты — Futura и Helvetica. Не менее серьезно он подходит к любому напечатанному или написанному тексту внутри истории: его герои регулярно обмениваются записками и письмами, рисуют планы, изучают чертежи и так далее.

титры

у

униформа персонажей

Визуальный инструмент Жан-Люка Годара, который Андерсон привнес и в свои фильмы. По мнению режиссера, зрители часто связывают внешность героя с его характером. Поэтому в фильмах Уэса нет «темных лошадок»: его чудаки носят смешные шапки, а злодеи одеты в черную кожу.

«Французский вестник»


Ф

Новый фильм Андерсона — это альманах из нескольких историй, которые были напечатаны в последнем выпуске еженедельного американского журнала. Выходил он, как водится, не на самом деле, а в вымышленном французском городке. Здесь вы найдете рассказ о гениальном художнике, запертом в исправительном учреждении и влюбленном в свою надзирательницу. Гастрономический этюд с криминальным подтекстом — о поваре и похищенном мальчике. Плюс социально-политическую зарисовку о студенческой забастовке и одном (точнее, двух!) мимолетных романах. Все это, разумеется, в фирменном игривом стиле с выдающимися актерскими работами.

хиты 1960-х и 1970-х


Х 

Чаще всего в саундтреках фильмов Андерсона можно услышать рок-н-ролльные хиты 1960–1970-х годов. Большую часть из них большой меломан Уэс отыскивает самостоятельно. С остальным помогает еще один его любимый соавтор — музыкальный супервайзер Рэндалл Постер. Андерсон работает с ним еще со времен «Бутылочной ракеты». Из композиторов он чаще всего сотрудничал с Александром Деспла. Последний создал саундтреки для пяти его фильмов, в том числе для «Острова собак», «Отеля „Гранд Будапешт“» и «Французского вестника».

ц 

цвет

Благодаря «Отелю „Гранд Будапешт“» за Уэсом тянется слава любителя пастельных тонов. Но при этом, если взглянуть на палитру его фильмов, становится понятно, что чаще всего он использует коричневый и его оттенки. Да и сам режиссер обычно одевается в рыжие пиджаки и вельветовые брюки цвета горчицы.

ч

части

Жизнь Андерсона разделилась на части, когда развелись его родители, и это событие наложило огромный отпечаток на его кино. Неблагополучные, нецелые, разбитые и сложные семьи, отношения отцов и детей — чуть ли не главная тема его картин. Собственно, впервые Андерсон взялся за камеру в возрасте 8 лет — это была «Супер 8» его отца.

юность 

ю

Ирония, инфантилизм, ностальгия — вот три кита, на которых стоят фильмы Уэса Андерсона. Взрослые в мире режиссера часто эксцентричны и непредсказуемы, а дети прозорливее и сознательнее их. Когда взрослые выпадают из своих привычных ролей, обычно за дело берутся дети. За сложной, идеально выверенной картинкой Уэса часто скрывается простая мысль — о том, как важно быть собой, радоваться мелочам, ценить каждый прожитый день. Даже несмотря на то, что уже завтра ты, возможно, станешь взрослым.

Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}