T

Дмитрий Венков, «Октябрьский переворот»

В центре «Винзавод» продолжается юбилейный цикл «Прощание с вечной молодостью»: до 3 декабря идет выставка лауреата Премии Кандинского Дмитрия Венкова «Октябрьский переворот». Мы попросили художника рассказать, о чем повествуют его видео и фотографии на тему переворота в истории и искусстве.

Гимны Московии, 2017

ОТРЫВОК


Это фильм-путешествие по Московии — планете, на которой все как в Москве, только вверх ногами. Проплывая мимо знакомых архитектурных стилей — сталинского ампира, советского модернизма и их современных реминисценций, — мы слышим, как тает их застывшая в камне музыка. Музыку эту композитор Александр Маноцков извлек путем нетривиальных манипуляций из созвучной этим трем эпохам темы несменяемого советско-российского гимна.

KRISIS, 2016

ОТРЫВОК


Греческое κρίσις означает «суд, момент, в который должно быть принято решение». Агамбен в книге «Пилат и Иисус» рассуждает о том, что неосуждение Иисуса Пилатом, то есть невынесение вердикта в этом суде (Пилат, как известно, предает Иисуса иудеям) превратилось в историческую травму, которая проявляется в определенных обстоятельствах. В фильме я фиксирую актуализации такой травмы. Формально я решил его как судебную драму. Самый известный пример жанра — «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. В нем присяжные собираются на совещание для вынесения вердикта. В моем же случае 12 мужчин и женщин борются за оценку сноса памятника Ленину в Киеве. У Люмета посыл гуманистический, идеализирующий американскую демократию, образом которой и является комната присяжных, где каждый голос важен. В моем же фильме, наоборот, участники всячески стараются делегитимировать и исключить оппонентов, то есть механизмы дискуссии антидемократические, отражающие положение дел в нашем обществе.



В ДРУГОМ ВРЕМЕНИ, ВИДЕО, 2010

«БЕЗУМНЫЕ ПОДРАЖАТЕЛИ», 2012

ОТРЫВОК


Во время прогулки в Лианозово я увидел островок между МКАД и узкой речкой и представил себе племя, которое живет в изоляции на протяжении времени, достаточно длительного для формирования оригинальной культуры. Позже, основываясь на изучении различных обществ, в которых возникали карго-культы и разные экстатические практики, я разработал культуру и все ее детали — мировоззрение, повседневную жизнь и культовые практики. К этому я добавил второй уровень — экспертов, комментирующих и интерпретирующих жизнь моего племени. Эксперты цитируют Леви-Стросса, Малиновского, Тауссига и других видных антропологов, что придает им довольно комичный вид на фоне дикости племени.

«СЛОВНО СОЛНЦЕ», 2013

ОТРЫВОК


В этом фильме разыгрываются три типа утопий, характерных для 1960-х: социальная, научно-техническая и художественная. Они воплощены в виде психогеографического «дрейфа», квазиигрового квеста и театральной пьесы. В этих сюжетах действуют герои, не подозревающие о существовании друг друга и миссии, которая их объединяет.



«АМЕРИКА», 2012

ОТРЫВОК


В тот год мой американский друг Костя приехал в Москву для работы над своей докторской диссертацией. Собирая материал, он просиживал целыми днями в Российском государственном архиве социально-политической истории. Как выходца из России, прожившего большую часть своей жизни в США, его забавляли некоторые русские слова. Например, «творожная масса» казалось ему смешным словосочетанием. Мне это понравилось, и я предложил ему сниматься в фильме в качестве американского шпиона, исследующего роль (как выяснилось — огромную) творожной массы в истории СССР и всего мира.


ВЫСТАВКа Дмитрия Венкова «Октябрьский переворот» БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В ЦЕХЕ краснОГО ДО 3 декабря

{"width":1200,"column_width":88,"columns_n":10,"gutter":35,"line":20}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}