«Баския: взрыв реальности»
![](/upload/7474/vms/86418d60011c8e37645a08937b4dc591.jpg)
Текст:
Татьяна столяр
31 мая в Москве стартует Beat Film Festival. Мы посмотрели документальный фильм о подростковых годах Жан-Мишеля Баския и уверены, что его стоит увидеть — ведь это не только рассказ о самом художнике, но и точное отражение атмосферы Нью-Йорка начала 1980-х.
![](/upload/7474/vms/6a6408469f1ec98e2a8accd3629e1c3f.jpg)
![](/upload/7474/vms/e34886416257ceca66dfc985f4b5814f.png)
1976 год. Нижний Ист-Сайд рушится, гниет, разваливается под гнетом дефолта. Тогдашний президент Джеральд Форд отрезал, что наступил «день расплаты», и пообещал, что наложит вето на любой законопроект, направленный на спасение Нью-Йорка. Средний класс спешно покидает город, бросая дорогущие апартаменты, куда с радостью вселяются молодые арт-деятели — художник Кенни Шарф, режиссер Джим Джармуш, журналист Гленн О’Брайан. Весь этот жизнелюбивый народ пытается, как и положено, создать из хаоса что-то новое. Манхэттен содрогается от бесконечных кутежей, открытий выставок и кинопремьер. В клубах Mudd Club и CBGB часто мелькает шестнадцатилетний фактурный паренек, который всем говорит, что станет знаменитым и везде таскает бумбокс, откуда рубит индастриал. Окружающие понимали: парень далеко пойдет. «Я не знал его лично, но постоянно видел на вечеринках, — вспоминает Джим Джармуш. — Однажды он поздоровался со мной, на минуту исчез, а вернулся уже с розой для Сары». Именно Сара Драйвер, супруга Джармуша и режиссер, последний раз стоявшая за камерой 25 лет назад, и сняла этот фильм.
![](/upload/7474/vms/24595d0fae69a83bb9b10c6d240dc53e.jpg)
Баския в клубе Mudd
![](/upload/7474/vms/b809dadfa5f9c2ae587909535988350d.jpg)
![](/upload/7474/vms/d115c57ad6baef298d057a91cb044628.jpg)
![](/upload/7474/vms/16fe39239b5c71a428e1ea93fd37f084.gif)
![](/upload/7474/vms/541d190cfbf064198caf86731fa83efe.png)
Парадокс в том, что вся арт-тусовка взахлеб обсуждала забавные матерные граффити, появляющиеся тут и там, и подписанные ником Samo, не подозревая, что Samo — это и есть странный очаровательный мальчик Баския, на раз-два соблазняющий девушек.
![](/upload/7474/vms/621a352c68fab9cc0d55f9d2e8707711.png)
![](/upload/7474/vms/894fdf1f05c3cec14a178a6ada544569.jpg)
Все изменилось после заметки о Samo во влиятельной городской газете Village Voice, поставившей Баския в один ряд с тогдашними главными граффитчиками Lee Quiñones и Fab 5 Freddy (они тоже появляются в фильме). Впрочем, Жан лишь хмыкнул: «Да это только одна заметка». На тот момент граффити еще не было полноправным видом живописи и к нему относились свысока.
![](/upload/7474/vms/e88cc2e59c74b9ddbd65cfbdd4646e46.png)
![](/upload/7474/vms/fb58d2372b771a50362b0103efee69e0.jpg)
Lee Quiñones
Fab 5 Freddy рядом с граффити Lee Quiñones: Graffiti is a art and if art is a crime, please God, forgive me
![](/upload/7474/vms/3ab7fd755b367a428ff473e000722eeb.jpg)
![](/upload/7474/vms/83acab58a8d29de5ab0f9eda20c5b308.jpg)
Fab 5 Freddy
Fab 5 Freddy и Баския
![](/upload/7474/vms/84334f8068d5e137585152779aa4c8cd.png)
![](/upload/7474/vms/5cfa51b3e99f652e8e1d468b4f174654.jpg)
Хотя это фильм о Баския, о нем рассказывается мало. Ничего о детстве в Бруклине, учебе в частной школе, непростых отношениях с психически больной матерью. Друг художника Al Diaz вскользь упоминает, что Жан то ночевал на улицах, то заваливался в престижные отели, причем «черт знает с кем». Баския жил легко и откровенно насмехался над происходящим вокруг, что видно по его работам тех лет: взять хотя бы надпись Grape jelly на холодильнике с виноградным желе (только представьте, сколько сейчас стоит этот холодильник).
![](/upload/7474/vms/070fb7ccfda94ee4fa79364827a9c065.png)
Фильм снят просто: уже засвеченные кадры хроники (смотрите фильмы Джулиана Шнабеля «Баския» и Downtown 81 Эдо Бертольо) перемежаются с интервью знакомых художника, критиков и арт-коллекционеров. Как раз сочетание архивной хроники тех лет и воспоминаний действующих героев позволяет заглянуть в Нью-Йорк эры расцвета независимого искусства.
![](/upload/7474/vms/80dc35601d883d3f7997cec9ab5a98e8.jpg)
![](/upload/7474/vms/8e11b76d68784a958c0d83af8c87e579.gif)
![](/upload/7474/vms/51a518aad50b023a1aafd6924c2c728e.jpg)
![](/upload/7474/vms/baaaf2c63a7cf1909467fcb0afe48d09.jpg)
![](/upload/7474/vms/a37be085be3d51e0452b98dc234a635d.png)
Финал яркий и логичный: в июне 1980 года Баския принимает участие в коллективной выставке Time Square Show, где его работу покупают за громадную по тем временам сумму в 500 долларов. Куратор и покупатель той самой работы Генри Гельдзаглер признается, что по исполнению и значимости работа не уступала картинам Роберта Раушенберга.
![](/upload/7474/vms/a45b4cf9c193f15be367d369e366635f.jpg)