Софья Капкова выбирает пять фильмов фестиваля документального кино Center
Фото:
марго овчаренко
вопросы:
Юлия Выдолоб
После 15-летней карьеры на телевидении Софья Капкова не любит давать интервью. Но перед пятилетним юбилеем подведомственного ей Центра документального кино и проходящим на этой неделе Center Festival Софья все-таки встретилась с The Blueprint, чтобы выбрать из большой программы пять фильмов, наиболее ей близких, и немного рассказать о них.
«У ЦДК маленькая команда — всего 12 человек. В день мы показываем пять сеансов. В течение года у нас проходит большое количество фестивалей, но единственный фестиваль, программу которого формируем мы сами совместно с Музеем Москвы, — Center Festival, фестиваль о городской культуре и жизни современного общества.
Я не киновед и не кинокритик. Я часто говорю, что я профессиональный зритель. И мне интересно все. Поэтому мы стараемся так формировать программу, чтобы зритель среднего возраста, образованный, неравнодушный житель большого города, если у него есть свободная минута и 300 рублей на билет, пришел сюда и получил интеллектуальное удовольствие. Мы предоставляем зрителю «интеллектуальное» развлечение, подспудно образовывая. Большой город, маленький человек, трудности и сложности у нас у всех примерно те же. Любопытно посмотреть, как с подобными ситуациями справляются жители других мегаполисов. Об этом наше кино. Мне нравятся те фильмы, которые зритель потом может переложить на свою жизнь, посмотреть на нее с другого ракурса».
«Дина»/Dina
Внутренняя работа / The Work
1.
2.
Гетин Олдос, Джерус МакЛири
Великобритания
2017
Антонио Сантини, Дэн Сиклс
США
2017
«Этот фильм взял Гран-при на последнем «Сандэнсе». Дина — 48-летняя женщина. У нее есть бойфренд, с которым они живут вместе. И у нее синдром Аспергера, расстройство аутистического спектра. У них все классно, кроме секса. А секс — важная часть жизни. Наблюдая за их взаимоотношениями, ты начинаешь и на собственную жизнь смотреть иначе. Я очень люблю такие фильмы и детей своих заставляю их смотреть. Слово «толерантность» замылено в России, но все равно разными способами нужно напоминать себе и всем о том, что люди бывают хорошие и плохие, добрые и злые, но главное — что нас характеризуют наши поступки, а не состояние здоровья. Плюс кино снято с чувством юмора, это такая романтическая документальная комедия».
«Действие происходит в американской тюрьме, где отбывают наказание головорезы, убийцы, насильники с пожизненным сроком. Важной частью их жизни являются ежегодные сессии групповой психотерапии. Документалисты снимают героев в течение всего этого курса. Психотерапия подразумевает некое переосмысление, человек должен проговаривать свои чувства, переживания. Заключенные рассказывают о своих преступлениях, и через преступления происходит переоценка личности. Мне кажется, что этот фильм вообще один из самых важных. Мы очень закрытое общество, и, что меня пугает, довольно агрессивное, и мы мало говорим о своих чувствах. В нашей стране каждому второму неплохо бы такую внутреннюю работу проделать: посмотреть на себя со стороны и проговорить свои чувства, досады, горечи».
«Маурицио Каттелан: «Ушел, скоро буду»»/
Maurizio Cattelan: Be Right Back
«Машины»/
Machines
4.
3.
Рахул Джайн
Индия, Германия, Финляндия
2016
Маура Аксельрод
США
2017
«Каттелан — известный пранкер и хулиган. У фильма смешное название «Ушел, скоро буду», и за ним тоже история. Когда у Каттелана была одна из первых, а может, даже самая первая выставка, на нее были разосланы приглашения, и все пришли, ожидая чего-то громкого. А галерея была закрыта, и на дверях висела записка: «Ушел, скоро буду». Мне иногда тоже хочется повесить такую записку. Каттелан — один из главных современных художников, который сильно повлиял на визуальную культуру. Помните статую папы римского в начале сериала «Молодой папа», которую придавил метеорит? Так вот, это отсылка к работе Каттелана».
«Так сложилось, что каждый год в программе есть фильмы, связанные с fashion-индустрией. События фильма разворачиваются в небольшой индийской деревне, на ткацкой фабрике. Люди, которые там живут и работают, получают 3 доллара за 12-часовой, если не 14-часовой, рабочий день. Они производят материалы, из которых потом большие бренды шьют одежду, за которую назначают баснословную цену. И мы почему-то все это еще и покупаем. Это красиво — показывают ткани, белое кружево. А на контрасте — люди, которые ничего не знают про красивую жизнь на улицах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Москвы. С одной стороны, это опять же такой социальный срез, с другой — сейчас много говорят об окружающем мире, о том, что мы должны бережно относиться к природе, что у нас перепроизводство. Все эти безумные недели моды, коллекции за баснословные деньги, которые потом куда-то деваются, выкидываются. Моя старшая дочь веган, она не носит кожу, не ест никого. Она, если честно, мой главный поставщик документального контента на эту тему. Это заставляет задумываться тех, кто выкидывает очередную пару кроссовок или копит деньги на красивое платье».
«Young Russia»
5.
«Еще одна из моих любимых историй. Это даже нельзя назвать документальным кино, это проект web-documentary. Маша (соавтор проекта Мария Дудко. — Прим. ред.) очень известна в художественной тусовке, она соорганизатор экспериментальной школы гендерных исследований. А Саломея — мультимедийная художница, работы которой исследуют вопросы памяти и телесности. Вместе они придумали проект про молодую Россию, чтобы разобраться, что это вообще за поколение. Мне это поколение тоже очень интересно, потому что у нас большая семья, все дети родились при Путине и при нем продолжают взрослеть. Моей старшей дочери скоро будет 18 лет. У этого поколения другие культурные коды. Для них другие люди являются идеалами, они живут в YouTube-каналах всевозможных блогеров, они интересуются не тем, что рассказывают на российском телевидении, и вообще про него мало что знают. Задача проекта — исследовать жизнь молодых девушек в России: показать, что их волнует, в каких условиях они живут, чем интересуются. В рамках фестиваля будут представлены лишь первые пять или шесть историй: это незаконченное кино, это вообще не кино, а мультимедийный проект, который будет продолжаться и жить не только на большом экране. Мне ужасно хочется посмотреть, я сама еще не видела его целиком».
Фестиваль Center пройдет с 6 по 10 сентября.
Площадки фестиваля: Центр документального кино, институт «Стрелка», музей современного искусства «Гараж», «Каро Октябрь», Новая Голландия.