Blueprint
T

ГЕРОИ
ЭФИРА

Иногда те, кто делают новости, и сами становятся ньюсмейкерами. Редактор Первого канала Марина Овсянникова, ворвавшаяся 14 марта в эфир программы «Время» на «Первом канале» с плакатом, — не первая, кто рискнул нарушить неписаные правила телевидения и писаные законы государства. Мы вспомнили еще пять случаев — некоторые из них даже закончились хорошо.


Такие дела

Мы привыкли к тому, что честность и принципиальность идут рука об руку и вообще близнецы-братья. 27 февраля 1968 года любимец всей Америки, телеведущий Уолтер Кронкайт, решил, что быть честным — важнее. Десятилетиями отстаивавший необходимость отстраненной и объективной подачи новостей, тем вечером Кронкайт нарушил все обычаи американского телевидения и заодно Доктрину справедливости, утвержденную Федеральной комиссией по связи. В конце своей вечерней программы на CBS Уолтер поделился со зрителями собственным мнением о войне во Вьетнаме и ошарашил соотечественников заявлением, что победа невозможна: «Для меня все более очевидно, что единственный разумный выход — переговоры. Не с позиции победителей, но с позиции благородных людей, стремившихся защитить демократию и сделавших для этого все возможное».

Месяц спустя президент США Линдон Б. Джонсон откажется вновь баллотироваться, а его преемник Ричард Никсон в 1973 году в Париже сядет за стол переговоров с вьетнамскими коммунистами.


Заговор против путча

Телевидение в августе 1991 года запомнилось всем трансляцией «Лебединого озера», но на самом деле вклад советских журналистов-новостников в поражение ГКЧП трудно переоценить. Зато легко описать: 19 августа в эфире программы «Время» диктор Вера Шебеко дежурным поставленным голосом сообщила зрителям об отстранении от власти Горбачева, зачитала обращение ГКЧП о том, что перестройка зашла в тупик и ради спасения государства в стране вновь вводится цензура СМИ. Однако, прежде чем эта новая цензура заработала, зрителям показали репортаж, снятый корреспондентом Сергеем Медведевым в центре Москвы. Сейчас для нас с вами это уникальный исторический документ — вереницы бронетранспортеров, сотни тысяч москвичей, молодой офицер, доказывающий возмущенному демонстранту, что солдаты не будут стрелять в своих соотечественников: «Смотри, нам и патронов не дали». Тогда для зрителей программы «Время» это было доказательством того, что победа над ГКЧП возможна. Сергей Медведев был сразу же уволен за этот репортаж, однако после провала путча вернулся на телевидение. Впереди у российской журналистики были почти десять лет относительной свободы.


В гостях хорошо

В 2013 году флагман российского «иновещания», канал Russia Today все еще боролся за звание респектабельного средства массовой информации, в том числе в США. Программы на канале вели не только крепкие англоязычные профессионалы, но и настоящие звезды мирового уровня — например, создатель WikiLeaks Джулиан Ассанж и патриарх американского телевидения Ларри Кинг. Российская повестка в эфире RT почти не обсуждалась, но некоторые острые вопросы просто не могли не всплыть. Так, во время программы, посвященной Брэдли Мэннингу (военнослужащему, передавшему WikiLeaks сведения о военных преступлениях американцев в Ираке), журналист Джеймс Кирчик внезапно отклонился от темы дискуссии, продемонстрировал в камеру свои радужные подтяжки для брюк и порадовался возможности «в эфире кремлевского пропагандистского канала» обсудить ужасные гомофобные законы, принятые в России. Речь шла, разумеется, о законе, запрещающем «пропаганду нетрадиционных ценностей среди несовершеннолетних», принятом в июне 2013 года. «Мне хватит двух минут, чтобы рассказать всю правду», — заявил Кирчик, однако от эфира его отключили намного раньше. Закон о гей-пропаганде в России действует до сих пор, а в 2020 году поправки, которые можно расценить как гомофобные, были внесены и в конституцию страны.


Курьер задерживается

Самый громкий скандал в истории грузинского телевидения начался в 2019 году с матерной тирады телеведущего канала «Рустави-2» Георгия Габунии в адрес президента Российской Федерации. Возмущены были не только российские официальные лица, но и президент Грузии Саломе Зурабишвили. Габуния мгновенно был отстранен от работы, но последствия для канала на этом не закончились. Вскоре новый собственник уволил руководителя новостной службы канала Надара Меладзе, продюсера аналитических программ Эку Квеситадзе и еще нескольких продюсеров и ведущих. Однако самым громким оказался самостоятельный уход ведущих популярной программы «Вечерний курьер» Дианы Джоджуа и Михаила Сесиашвили. Дуэт ведущих попрощался со зрителями в лучших традициях жанра — объяснив в прямом эфире, что работать в условиях политической цензуры со стороны правящей партии «Грузинская мечта» они не намерены, Диана и Михаил просто вышли из кадра.


Народная мудрость

В условиях авторитаризма прямой эфир превращается в минное поле, а примером журналистской смелости может стать любая метафора. Так, в январе 2022 года популярную турецкую журналистку Седеф Кабаш от преследований не спас даже эзопов язык пословиц и поговорок. Во время прямого эфира на канале Tele1 Кабаш вспомнила пару пословиц: «Голова от короны становится умнее» и «Бык не становится королем, войдя во дворец, зато дворец становится хлевом». Удивительно, но, несмотря на то, что имя турецкого президента Тайипа Реджепа Эрдогана не было произнесено, турецкие власти сразу решили — ни о ком другом речь идти не может. Журналистку мгновенно взяли под арест, а позже осудили на два года и четыре месяца лишения свободы (с отсрочкой наказания). По данным агентства Reuters, только в 2020 году было возбуждено 31 тысяча уголовных дел по статье об оскорблении президента Эрдогана. Максимальное наказание по этому обвинению — четыре года тюрьмы.



{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}