Blueprint
T

Вдохновение народного хозяйства

ФОТО:
 АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

C 23 по 27 июля на ВДНХ пройдет фестиваль «Вдохновение», объединяющий театр, музыку, арт и танец. Олег Зинцов поговорил с кураторами и выбрал опорные точки программы. 

Кураторы программ фестиваля:
Евгений Писарев, Екатерина
Бочавар, Сати Спивакова, Егор Дружинин

Странно вспомнить, но именно на «Вдохновение» привозили в 2018 году иммерсивный проект Situation Rooms одной из самых новаторских театральных групп современности Rimini Protokoll. Это была серьезная заявка на первую фестивальную лигу столицы, попытка встать вровень одновременно с почтенным Чеховским, успевшим познакомить Москву едва ли не со всеми мэтрами мирового театра рубежа веков, и динамичным NET («Новый европейский театр»), который привозил в Россию самые горячие новинки и представлял театр даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Теперь пейзаж разительно поменялся, Чеховский закономерно развернулся на Восток, NET в последний раз прошел в 2021-м, местная фестивальная жизнь стала центробежной (за актуальными российскими спектаклями зрители едут в Выксу, Суздаль или Нижний Новгород), и московское «Вдохновение» выглядит чем-то вроде фонтана, неожиданно заработавшего посреди душного лета, — локация мероприятия словно бы подчеркивает эту аналогию. У фестиваля демократичный формат, все события бесплатные, приходи и смотри, не понравилось — можно просто погулять по нарядной Выставке достижений народного хозяйства. У каждого из направлений программы свой куратор: за театр отвечает Евгений Писарев, за арт — Катя Бочавар, за музыку — Сати Спивакова, а за танец — Егор Дружинин. Всего запланировано 25 событий в разных жанрах на десяти площадках на территории ВДНХ. Почти каждое из них — немного кот в мешке (зато бесплатный), поэтому анонс The Blueprint — конечно, не рекомендация, а скорее навигация, довольно субъективная: за что зацепился взгляд и почему это может быть любопытно.

Тут и ↓ снизу: «Морфий», Россия

Театр

Худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев говорит, что «Вдохновение» для него дебют в качестве куратора. Из важных особенностей он выделяет молодость участников: «В программе много только что выпустившихся из театральных вузов или только что возникших коллективов. Сейчас студенческая жизнь очень часто выходит за рамки дипломных спектаклей и на самом деле предъявляет нам что-то новое, какие-то интересные поиски. Несколько таких спектаклей мы взяли в программу, чтобы они вышли к широкой аудитории».


Это, например, «Морфий» в постановке Никиты Пирожкова, сделанный в мастерской самого Писарева с его студентами, — бессловесный спектакль по Булгакову, исследующий зависимость на телесном, пластическом уровне.

«Письма в будущее», Россия

Или постановка «Письма в будущее» — музыкально-поэтический коллаж из посланий, написанных когда-то разными выдающимися людьми (конкретных имен в анонсе нет): получается, правда, что будущее как раз наступило, и спектакль ныряет в прошлое, чтобы посмотреть, как оттуда виделось наше сегодня.

Еще одно «эпистолярное действие» (так буквально обозначен жанр) — «Красный фонарь» Дмитрия Крестьянкина, который специализируется на социальном и документальном театре. На этот раз он взял в работу дневники и письма Владимира Теляковского, последнего директора Императорских театров, прослужившего в этой должности почти 20 лет и отправленного в отставку весной 1917 года. По замыслу режиссера, зрители смогут не только почувствовать общественные настроения накануне падения империи, но и комментировать действие — и даже давать советы историческим персонажам, которые еще не знают, что станет со страной буквально через полгода. Не надо быть психологом, чтобы углядеть в этом сюжете проекцию сегодняшних тревог и неопределенности. Еще из знакомых имен — Юрий Муравицкий с «Вакханками» Еврипида, в которых играют студенты открытого в прошлом году Московского международного университета и Московской школы нового кино. Муравицкий учит их собственному «методу аватара» — управлять своим телом так, как будто это что-то внешнее, чужое.

«Красный фонарь», Россия

«Война и мир», Турция

В зарубежной части театральной программы — турецкая инсценировка «Войны и мира» Льва Толстого, в которой режиссер Мехмет Биркье нашел неожиданную рифму с Еврипидом: «Его герои искали выход из дионисийского хаоса, похоти, страсти и амбиций, — говорит постановщик. — Но в итоге были вынуждены сохранять мир и равновесие в мире искусственной морали». Из Ирана приедет фольклорный моноспектакль «Сказки о вóроне», сделанный в одной из самых известных театральных компаний страны — Mashgh. А греческий режиссер Менелаос Карантзас проведет лабораторию «Палимпсест Федры — миф, который проходит через века», итогом которой должен стать эскиз спектакля с российскими актерами. Похоже, античность — смысловой стержень театральной части фестиваля. Хотя есть и чистые аттракционы — например, уличный спектакль CUBO итальянской цирковой компании eVenti Verticali, действие которого разворачивается на светящемся кубе, подвешенном на кране.

CUBO, Италия

«Сказки о вóроне», Иран

Музыка

У музыкальной программы на ВДНХ есть понятные ограничения. «Нужно учитывать, что площадок для проведения концертов классической музыки тут немного, так как музыкантам сложно выступать в условиях open air: акустика и погода — вечные препятствия! — говорит куратор Сати Спивакова. — Тем не менее в этом году публике будут предложены пять совершенно разных по жанрам концертов».

Почти все они, правда, выглядят как наиболее консервативная или, если угодно, классическая часть фестиваля. Пианист Александр Гиндин сыграет Шумана, Шуберта, Листа и Шопена. Владимир Вишневский представит фортепианную музыку русских классиков — Рахманинова, Чайковского, Скрябина и Прокофьева. Симфонический оркестр «Академия русской музыки» и солисты Большого театра исполнят фрагменты популярных опер Россини («Севильский цирюльник», «Сорока-воровка»), Доницетти («Дон Паскуале», «Дочь полка», «Анна Болейн») и Беллини («Сомнамбула», «Пуритане»).





Александр Гиндин

Исключение из «классического» списка — концерт перкуссиониста Ярослава Тимофеева из объединения Percussion Lab. Он сыграет Canto Ostinato — произведение нидерландского композитора-минималиста Симеона тен Хольта (1923–2012), «манифест музыкального метамодерна», по определению композитора Настасьи Хрущевой. Анонс обещает «гулкое, объемное, переливающееся красками звучание» и «погружение слушателя в часовой звуковой поток и в себя самого».

Владимир Вишневский

Тут и ↓ снизу: «Мондо», Куба

Танец

О танцевальном направления фестиваля его куратор Егор Дружинин говорит, что «хочется видеть крепкие хореографические работы, но при этом оставаться в зоне эксперимента». «И в этом году, — считает он, — у нас есть для этого все основания: мы представим как уже готовые постановки, так и займемся созданием новой, экспериментальной работы совместно с египетским хореографом Сальмой Салем».


Речь идет о проекте «Ночь одноактных балетов», на котором покажут спектакль «Мондо» кубинской MiCompañía и эскиз танцевальной лаборатории — совместной работы «Вдохновения» и египетского фестиваля современного искусства D-CAF. «Эта постановка — собрание жизненных моментов и исследование движений вместе с танцорами, — говорит хореограф Сальма Салем. — Изучение и обмен культурами между русским языком тела, звуком и хореографической композицией из Египта. Как когда-то архитектурные памятники были вдохновлены языком человеческого тела, так и работа тел в пространстве связана с личным языком движений каждого из четырех танцоров, музыкой и названием эскиза». А называется он «Путь к берегу в десять лет».


«Танец переплетений», Индия

Второе заметное событие танцевальной части фестиваля — индийский пластический перформанс «Танец переплетений». Его оригинальное название Neythe означает «ткачество». «Спектакль вдохновлен работой индийских ремесленников-ткачей, — сообщается в анонсе. — Постановка передает красоту их движений, инструментов, которые они используют, и сложный процесс превращения нитей в ткань». Текстиль в самых разных его вариациях — уже несколько лет как один из самых модных материалов у художников contemporary art. А фестиваль «Вдохновение» за модой, конечно, следит.

Арт

Больше всего к локации привязана часть программы, которую для простоты можно обозначить просто как «арт». «Я работаю в жанре сайт-специфик как художник, как куратор и как экспозиционер, — говорит Катя Бочавар. — Поэтому главным вдохновением для меня становится то место, где мне предстоит создать произведение, будь то выставка или спектакль, фестивальное или музейное пространство. Именно в диалоге с пространством я понимаю, что делать, а потом и как осуществить задуманное. Мне очень интересно работать на ВДНХ, и я давно хотела внедриться в его ландшафт с паблик-арт-объектами». Символом своего проекта для фестиваля «Вдохновение» Бочавар выбрала яблоню. «Это универсальный образ, вмещающий множество смыслов, — поясняет она, — и древо познания, связывающее человека с тайнами мироздания; и образ плодородия, напоминающий о необходимости бережного отношения к природным ресурсам. В работах Романа Сакина «Школа деревьев» и Вильгения Мельникова «Памятник яблоням» этот образ раскрывается через призму современного экологического сознания, где человек уже не доминирует над природой, а становится соучастником ее процессов. Проекты Сакина и Мельникова при всей разности их подходов едины в главном: они напоминают, что вдохновение — это не только творческий порыв, но и ответственность за тот мир, который мы вместе создаем и изменяем». 

Ocubo, Португалия

Международные проекты представлены мультимедийной инсталляцией Human Tiles / «Человеческая мозаика», в которой узоры из человеческих фигур и их движений в реальном времени проецируются на павильоны ВДНХ, создавая цифровую версию португальской керамической плитки азулежу. Специально для фестиваля художники из Португалии адаптировали инсталляцию к местным традициям декоративного искусства — гжели и хохломе. 


А совсем уж чистый жанр сайт-специфик можно найти в аудиопроекте «Опера статуй» — это семь музыкальных номеров, посвященных семи скульптурам с павильонов и фонтанов ВДНХ, — и в сторителлинг-променаде «ВДНХ: Люди. События. Время»: в нем тоже семь историй — но уже не про статуи, а про реальных людей, посетителей ВДНХ разных лет. 


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}