Blueprint
T

Дело — труба 

ФОТО:
МИХАИЛ БРАВЫЙ

На выходных в одном из корпусов бывшего ВНИИМЕТМАШа имени академика А.И. Целикова открылось «пространство музыкальных культур» TAU. Внутри привычные для подобных заведений сцена, танцпол и бар и менее привычные музыкальная школа, выставочное пространство и… чайная. А еще полно металлургического наследия — труб. К чему они ведут, спросили у создателей TAU. 

В далеком 1959 году советский конструктор Александр Иванович Целиков, подаривший отечественной металлургии немало полезных станков и еще более полезных производственных методов, основал еще и целый институт — Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения. Одним словом — ВНИИМЕТМАШ. Шестьдесят пять лет спустя российская металлургия оказалась изучена настолько, что большинство корпусов — на юго-востоке Москвы, в самом начале Рязанского проспекта — пришли в запустение. А значит, на их месте просто не мог не возникнуть креативный кластер, планы на создание которого были озвучены еще в 2023-м. Спустя год первым жильцом стала «Киностудия Горького». Сейчас же у нее появился «замечательный» сосед — в одном из корпусов площадью 6700 квадратов смогли разместить танцпол на 1500 человек, 13 гримерок, 5 баров, 3 лаундж-зоны, несколько студий звукозаписи, школу электронной музыки, магазин книг и пластинок, арт-пространство, коворкинг и (воздух почти закончился, как и запятые) чайную. Одним словом — TAU.


«У меня просто возникла идея о создании музыкального пространства в Москве, которое способствовало бы развитию нового поколения российских артистов. И получилось TAU — не столько место развлечения, сколько место формирования современной музыкальной культуры»‎, — рассказывает предприниматель (создатель российско-швейцарского автомобильного стартапа WayRay) Виталий Пономарев, который и придумал устроить все это постиндустриальное великолепие на руинах советской тяжелой промышленности. Название ему он дал, вероятно, прочитав статью исследователей из Университета штата Канзас, в которой разбирается понятие «тау-волн» — колебаний, возникающих в головном мозге в качестве реакции на звуковые сигналы. «Пока неясно, на какие именно сигналы, но основная гипотеза гласит, что, производя тау-волны, мозг реагирует на музыку, доставляющую удовольствие», — отмечают в пресс-службе нового института, точнее институции.

Доставлять это удовольствие по задумке Пономарева должна музыка электронная, и в стенах нового «пространства музыкальных культур» TAU отвечает за нее Евгений Пожарнов (более известный как Proxy) — продюсер и музыкант, а теперь, можно сказать, программный директор. «Наша музыкальная концепция пока только формируется, но на первых мероприятиях TAU мы представили такие жанры, как House, Tech House, Acid House, и все, что вращается вокруг них», — объясняет Пожарнов, подчеркивая, что главным референсом атмосферы мероприятий TAU стали зарубежные фестивали вроде Coachella. На нем же, кстати, сам Пожарнов дебютировал в 2010-м — как первый российский музыкант в истории фестиваля. «Основной акцент мы будем делать на ведущие в мировой музыкальной практике форматы: это и диджей-сеты, и живые выступления самых актуальных артистов электронной сцены».

Кстати, о сцене. Консультантом проекта выступил Брайан Макклан, креативный директор американской компании Maktive, что с 2009-го разрабатывает технологичные дизайны сцен для различных фестивалей — от Electric Zoo в Нью-Йорке до Horizon в Сан-Диего. Вот и в 2024-м его команда приложила руку не только к одной из сцен Coachella, но и к танцполу TAU (не без помощи световиков Oops Team), над которым парит прямоугольный экран площадью ни много ни мало 198 квадратов — главная особенность бывшего МЕТМАШа.

Впрочем, экран — лишь продолжение архитектуры и интерьера, за которые отвечало крайне многопрофильное бюро Archcloud и архитектор Иван Шильников — основатель бюро CEDRA. В его портфолио, например, парк Мурад-Авур в Гаспре и Березовый парк в Кораблино, поп-апы Schweppes и Badoo, а еще офисы Unity и «Звука». Творческому коллективу, по словам Пономарева, досталась предсказуемая, но не слишком простая задача: «создать новое и непохожее ни на что пространство», а еще «сохранить историческую ценность места, транслировать образ будущего». В итоге «не похожее ни на что пространство» оказалось многофункциональным и разделилось на две части: в первой нашлось место сцене, танцполу и барам. Во второй же поместились лаунджи, коворкинг, чайная, магазин и арт-пространство. «Визуальная концепция строится на основе промышленной архитектуры здания, истории завода ВНИИМЕТМАШ имени Александра Целикова. Поэтому в основе большинства объектов, наполняющих TAU, лежит образ металлической трубы. Как отсылка к металлургическому прошлому пространства», — докладывает Шильников, кивая в том числе в сторону длинной барной стойки, ножки которой напоминают трубы, и располагающейся напротив зоны для «випов» (к слову, на 250 человек). Ложи для самых дорогих гостей и сами похожи то ли на трубы, то ли на цистерны. «В качестве основных материалов были выбраны горячий катаный металл, кортеновская сталь, а также бетон. Но чтобы уйти от их монотонности, мы добавили в интерьер элементы яркого цвета». В основном кислотно-зеленого, в котором мы еще долго будем видеть оттенок Brat Green.


«Планируем, что новое пространство станет домом для всех стилей музыки, что в TAU реализуется идея ее непрерывного создания. А еще что оно будет функционировать как площадка для самых разных мероприятий: от конференций до показов», — пытается заглянуть в будущее Пономарев. Хотя, надо сказать, будущее весьма туманно — график работы пространства зависит от расписания мероприятий, а его, в свою очередь, обещают публиковать «на официальных каналах площадки».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}